Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Кино

Версия для печати


 О Вуди Аллене


На днях мы с женой посмотрели новый фильм Вуди Аллена «В Рим с любовью». Мы всегда с удовольствием смотрим его картины, и на этот раз Лена заметила, что со времен “Scoop”а ничего более смешного не видела. Фильм был задуман, как современный «Декамерон» и задумка удалась. Там четыре разных истории, все они происходят в Риме, две чисто итальянские, а в двух других принимают участие американцы, включая и самого Вуди Аллена.

 

За последнее время  Вуди Аллен порадовал нас целым созвездием замечательных фильмов: «Deconstructing Harry», «Matchpoint”, “Scoop”, “Vikie, Christina, Barcelona”, “Midnight in Paris” и вот, наконец, “То Rome with love”. Вуди Аллен  безусловно человек со вкусом, подбор актеров в его фильмах просто поражает нас, удивительно даже, где он находит актеров с такими интеллигентными лицами. За некоторым исключением его актеры не входят в «мэйнстрим» современного кино, а те, что входят, как, например, Пенелопа Круз или Скарлет Йохансон, играют у него намного лучше, чем в «мэйнстриме». После всего - смешно, действительно смешно. А какая у человека выдумка! Возьмите, к примеру, “Scoop”.  Там история начинается разговором двух покойников на челне Харона, перевозящим их через Стикс. Отравленная своим боссом секретарша рассказывает умершему от разрыва сердца журналисту о том, что ее босс – молодой и преуспевающий сын члена палаты лордов, покончил с ней, когда понял, что у нее есть факты, изобличающие его, как серийного убийцу. Журналист не может смириться с мыслью, что такая сенсация минует прессу, прыгает в стигийские воды и добирается до земного берега. В итоге ему удается на минуту пробиться обратно в нашу реальность, где он рассказывает историю начинающей журналистке из Бруклина (ее играет очаровательная Скарлет Йохансон). Согласитесь, что придумать такое не каждый может, а уж оформить так, как это сделано в “Scoop”е и подобрать актеров, которые бы безукоризненно все это сыграли, - и подавно. Кстати, кончается история на том же челне Харона... Однако, что пересказывать, кто не смотрел – посмотрите.

 

 Все перечисленные фильмы (кроме первого) объединяет одна общая черта – их действие происходит не в Америке. Уже один этот факт кое о чем говорит, а в «Полночью в Париже» Вуди Аллен высказывается уже совершенно открыто. По сюжету фильма начинающий американский писатель приезжает со своей невестой в Париж, где с ним происходит чудо. Ровно в полночь перед ним останавливается авто, в котором сидят, кажется, Томас Элиотт и Скотт Фицджеральд, и отвозит его в Париж 20х годов прошлого века. От своей меркантильной мещанки-невесты герой картины попадает буквально в рай, где его встречают такие звезды американской культурной колонии, как Гертруда Стайн, Хэмингуэй, Элиотт и  Фицджеральд, а также Бунюэль и Сальватор Дали. Смысл тут совершенно понятен: источник культуры – в Европе, и да, были когда-то в Америке люди, которые чувствовали себя там, как рыба в воде и могли говорить с европейцами на равных, но ничего не получилось, европейская культура на американской почве не привилась. Герой фильма расстается со своей американской невестой и остается в Париже, где он, разумеется, тут же находит себе местную девушку по вкусу. Вот и Вуди Аллен тоже последовал за своим персонажем в Европу. Возможно он опоздал,  если верить публикациям Наврозова, который уже много лет пишет о смерти европейской культуры. Вероятно, и сам Вуди Аллен это понимает, недаром один из персонажей  его последнего фильма – владелец римского похоронного бюро.

 

 Тем не менее, как бы  Вуди Аллен ни хотел «перебраться в Европу», стать европейцем он никак не может. Разница между Америкой «кашмировых героев» Вуди Аллена, как окрестила их моя жена, обитающих либо на аппер вест сайде Манхэттена, либо где-нибудь в Сан Франциско, и европейцами бросается в глаза. Среди всего прочего Вуди Аллен мне интересен, как классический  представитель и пример или даже, выражаясь старомодным языком, «глас» этой кашмировой Америки.  

 

Сценический характер, созданный Вуди Алленом – ярко выраженный невротик. Наиболее часто упоминаемая в его фильмах профессия это – «шринк», американский прихотерпевт, без услуг которого его кашмировые герои и прежде всего, конечно, он сам, обойтись никак не могут. Причины их неврозов не финансовые, проблема денег в фильмах Вуди Аллена как-то стыдливо обходится, а если и возникает, то только, как проблема получения очень большого количества денег. К большим деньгам стремятся, как правило, сторонники республиканской партии, а обычный его герой, голосующий, я полагаю, за демократов, довольствуется тем, что у него есть. Откуда-то все берется... Таким героям и героиням всегда  хватает на то, чтобы жить сколь угодно долго в Париже ли, в Барселоне ли, снимая при этом весьма приличные квартиры. Нет, причина невроза не материальная, а метафизическая. Герой Вуди Аллена - убежденный атеист, что, кстати, все время, иногда даже несколько назойливо, подчеркивается. Причем, в отличие от многих людей, умудряющихся занимать в жизни какую-то промежуточную позицию, этот комический персонаж принимает предполагаемое несуществование Бога глубоко всерьез и делает из этого вполне серьезные и логически последовательные выводы. Так, наверно, должен выглядеть человек, принявший близко к сердцу проповедь Ричарда Докинса о том, что мы все не более, чем роботы (не так давно эта точка зрения была блестяще представлена на «Снобе» Александром Гольдфарбом).  Любопытно, что сам Вуди Аллен, по-видимому, считает своего героя совершенно нормальным, то есть в том смысле, что нормальный человек, раз принявши такого рода идеологию,  именно так и должен себя вести. Он, так сказать, жертва своего разума (хотя и почерпнутого, я подозреваю, из популярных книжек), зрячий в мире слепых и, посему обречен нести свой крест. Его страдания, естественно, оправдывают в его глазах любую совершаемую им пакость. А люди, им обиженные, выглядят всегда смешно. Вот идиоты, обижаются, не понимают, что перед ними страдалец, несущий на плечах всю бессмысленность бытия. “Deconstructing Harry” весь буквально об этом. Осознание себя, как жертвы, выражено в этом фильме наиболее рельефно, но присутствует оно и во всех других, где играет сам Вуди Аллен. Это осознание  есть одна из характернейших черт того слоя американской интеллигенции, которую он представляет. Именно оно дает ей ощущение собственной праведности и, как следствие, право на абсолютную нетерпимость к взглядам других. На страницах «Сноба» этот слой очень хорошо представлен. И здесь нередко слышится усталый томный вздох какого-нибудь «последнего защитника либеральных ценностей», со всех сторон осажденного безумными консерваторами и зелотами. Консерваторы, конечно же, дикари и мамонты, чьи взгляды не заслуживают не только уважения, но даже и анализа.

 

 Вуди Аллен, конечно же, неизмеримо глубже тех обитателей Нью-Йорка и Сан-Франциско, что в таком обилии населяют его фильмы. Он во многом напоминает мне персонажей Достоевского, по ужимкам более всего Федора Павловича Карамазова, а по глубине проникновения в предмет его сына Ивана. Так сказать, Иван в шутовском колпаке. Читателю может показаться, что я тут загибаю, что, мол, «он слишком был смешон для ремесла такого». Не скажите. Приглядитесь-ка лучше к фильму “Matchpoint” , который  стоит среди  фильмов Аллена несколько  особняком. Во-первых, это не комедия, во- вторых, здесь он сам не играет. В фильме этом, действие которого происходит в Лондоне,  Вуди Аллен возвращается к теме, уже поднятой им более 20 лет назад в “Crimes and Misdemeanors”: можно ли убить человека и не понести за это наказания? Не судебного, разумеется, наказания, а того, про которого древние греки говорили, что преступника преследуют богини мщения Эринии. Тема, разумеется, прямо из Достоевского. Это и «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Как и 20 лет назад, так и теперь, Вуди Аллен дает на этот вопрос недвысмысленно положительный ответ. Причем делает это явно в пику Достоевскому:”Matchpoint”  просто усеян ссылками на «Преступление и наказание». Только у Вуди Аллена все наоборот. Раскольников пришел убить старуху проценщицу; невинная Лизавета оказывается случайной жертвой. У героя “Matchpoint”, мечтающего, как и Раскольников, выбиться из «нищеты» (разумеется, относительной), убийство невинной женщины (якобы с целью грабежа) является частью плана, оно призвано отвлечь внимание от его основной цели - убийства его беременной любовницы, гибель которой должна предстать как гибель случайной свидетельницы грабежа. Старуха в романе Достоевского  виновата в том, что была богата, молодая красавица в “Matchpoint” – в том, что бедна. Все наоборот, и выводы тоже. Никакие Эринии героя не преследуют. И лондонский Порфирий Петрович, хотя и уверен, что «это вы и убили-с», тоже устало машет рукой и отступается.

 

Вот какие серьезные темы волнуют комика Вуди Аллена. Интересно его смотреть. 


Источник:Alexei Tsvelik для проекта СНОБ | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

le

20 июля 2012 04:50
Алексей, извиняюсь за выражение, Цветик!

Вы дурак. не понявший ничего в фильмах Аллена. Да и в жизни не ахти.

Подытожу сказанное Вами:

Поскольку в Америке нет и никогда не было культуры, а европейская культура дышит на ладан, то единственная надежда на Россию.

Могу себе представить эту культуру! Уж лучше никакой культуры.

Ваше знание жизни в Америке потрясает. Очень верно замечено, что люди, голосующие за республиканцев, хотят заработать деньги. А демократы? Да ни в жисть! Вот, к примеру, семейство Кеннеди.


Совет Вам: если можете не писать, не пишите (если не можете, тоже не пишите).
1

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
История кино




Наш архив