Все новости





















22.09.2017 14:49
Ёлкин и евреи


















21.09.2017 18:02
ИШАЙЯ ГИССЕР




















































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Еврейские жены – 6

Классик современной музыки Луиджи Деллапиккола. Как это было в Италии.

 

   Ещё одним  деятелем  музыкального искусства, на мировоззрение и судьбу которого заметно повлияла женитьба на еврейке, оказался итальянский композитор Луиджи Делапиккола. Его считают одним из самых значительных итальянских композиторов двадцатого столетия, а получить такой титул в стране, где родились и жили Д. Верди и Д. Пуччини и которая невероятно богата музыкальными талантами, крайне не легко.

 

    Будучи  чистокровным этническим итальянцем  Луиджи тем не менее родился не в Италии, а в Австро-Венгерской Империи, на территории, которая называется Истрия и ныне входит в состав Хорватии и где всегда компактно жило заметное итальянское меньшинство. Произошло это событие в 1903 году. Отец будущего композитора был директором местной итальянской школы. Одаренный мальчик начал обучаться  музыке. В 1913 году началась  Первая Мировая война. Австро-Венгрия воевала в союзе с Германией, Италия была на стороне Франции, Англии и России. Отец  Луиджи попал в политически неблагонадежные лица, как потенциально сочувствующий Италии, то-есть врагу, да и школа с началом войны оказалась закрытой. Семья была выслана подальше от линии фронта и попала в австрийский город  Грац. Условия проживания в Граце были не лёгкими, пианино в распоряжении семьи не было, уроки музыки были приостановлены. Но свобода передвижения  сохранилась  и  десятилетний мальчик стал активно посещать местный оперный театр, где у него и появилось и далее окрепло желание посвятить свою жизнь сочинению музыки.

 

   После войны семья возвращается домой. Музыкальная учёба продолжается, сначала в Триесте, где он занимается фортепиано и композицией, а в 1922 году следует переезд во Флоренцию.  В 1923 году Луиджи становится студентом  местной  Консерватории Луиджи Керубини   по классу фортепиано.  В 1934 году он  становится в ней профессором фортепиано и работает там всю свою активную музыкальную жизнь. Одновременно в Консерватории  он изучает композицию. Затем начинает сочинять музыку сам. В 1924 году он слушает во Флоренции  исполнение произведений А. Шенберга с участием  композитора, дирижирующего оркестром, и в дальнейшем  подпадает под  влияние его самого и его ближайших учеников. После завершения учёбы в консерватории Л. Деллапиккола начинает карьеру концертирующего  пианиста. Хотя долго эта часть его карьеры не длилась, большей частью он выступает в дуэте со своим другом скрипачом  С, Матерасси, исполняя авангардную музыку двадцатого столетия. Как  иронию судьбы можно отметить, что хотя прославился Л. Даллапиккола  как композитор, но композицию в Италии ему преподавать не довелось.

 

   Постепенно музыкальные произведения, создаваемые композитором, начинают привлекать к себе внимание и делают его человеком достаточно известным к середине тридцатых годов. Кроме А. Шенберга и учеников последнего (особенно австрийца Альбана Берга) сильное влияние на его творчество оказал также  итальянский композитор, пианист, дирижер, педагог и писатель Феруччо Бузони, чью музыку он часто исполнял.  30-го апреля 1938 года происходит изменение и в личной жизни композитора, он женится и его супругой становится работник библиотеки  Лаура Коен-Луццато. Меж тем политическая обстановка в Италии начинает заметно меняться.  Ещё в далеком 1922 году 28 октября имел место марш сторонников правых сил (так называемый «марш чернорубашечников») на Рим. Путч этот не удался, но после этого события Король Италии  Виктор Иммануил Третий назначил главой правительства  новоиспеченного политика и недавнего журналиста Бенито Муссолини. Б. Муссолини был в то время одним из лидеров организуемой из различных правых группировок Фашистской Партии. Королю был нужен сильный правый политик, чтобы предупредить коммунистические беспорядки в стране. Б. Муссолини возглавил коалицию из фашистов  и  националистов и в стране в те времена ещё имела место  парламентская демократия. Но  в 1924 году был убит лидер социалистов Джакомо Маттеоти, после чего началось  подавление левых партий  и к 1928 году  осталась всего лишь одна партия, лидер которой Б. Муссолини стал весьма популярен в народе, благодаря ряду успешно проведённых социально-экономических мероприятий. Однопартийная система была закреплена законодательно.

 

   В 1933 году к власти в Германии приходит Национал-Социалистическая Партия во главе с А. Гитлером. Тому очень нравились основные критерии, которыми руководствовались фашисты в Италии: патриотизм, чувство национальной гордости, ненависть к коммунизму, восхищение военными успехам и  послушность властям. Между Германией и Италией начинается сближение, А. Гитлер вводит указанные фашистские принципы в Германии, но и в свою очередь сильно влияет на Б. Муссолини, который ужесточает свою линию поведения по многим вопросам. В 1935 году начинается неспровоцированная  война Италии против беззащитной Эфиопии (соседние с Эфиопией Сомали и Эритрея были в то время итальянскими колониями), осужденная Лигой Наций. В октябре 1936 года подписывается договор  о дружбе с нацистской Германией, а в 1939 договор о военно-оборонительном союзе и обе страны становятся союзниками в войне. Меняется и внутренняя политика. Под непосредственным влиянием немецких нацистов в 1938 году публикуется так называемый Расовый Манифест, итальянская интерпретация расовых законов нацистской Германии. Он  делит население страны на арийское и не арийское, итальянцы считаются арийцами, а не арийцы  заметно ограничены в правах. В первую очередь он направлен против евреев, основной не арийской группы. Они более не имеют права занимать посты на государственной службе, служить в армии, быть членами Национальной Фашистской Партии, их права на владение собственностью и компаниями ограничены, смешанные браки запрещены.

 

   Луиджи Деллапиккола первоначально был сторонником фашистского движения, которое, как ему казалось, несло порядок в страну. Но далее его взгляды начинают меняться. Композитор был убежденным противником насилия. Детские впечатления, когда его семья была изгнана из родного городка и переселена в Австрию, во многом помогли сформировать такую точку зрения.  Композитор был настроен резко против вторжения в Эфиопию, далее выразил несогласие с позицией Италии во время гражданской войны в Испании, где Б. Муссолини поддержал путч генерала Ф. Франко против республиканского правительства. Одним из решающих факторов к полному переходу Л. Даллапиккола в оппозицию к правящему в стране режиму явилось увольнение с работы его супруги Лауры в соответствии с новым порядком, запрещавшим не арийцам  занимать посты на государственной службе.

 

   Подобные настроения находят отражение и в творчестве композитора. Свой протест против вновь установленных порядков он выражает музыкальным языком. Он обращается к теме «свобода и заключение», указывая, что при тоталитарном режиме индивидуальная личность бессильна и только средствами музыки можно выразить гнев против такой ситуации. В 1938-41 годах он сочиняет для хора в сопровождении музыкальных инструментов «Песни о заключении» (“Canti di prigionia”). На музыку положены тексты трёх авторов, бывших в заключении в разных странах и в разные времена. Развивая эту тему композитор в 1944 – 48 годы сочиняет музыку к опере «Заключенный» (“Il prigioniero”), для которой он сам написал либретто. Первого декабря 1949 года опера зазвучала на итальянском радио, 20 мая 1950 года состоялась её премьера на сцене оперного театра во Флоренции  - Театро Комунале. 29 сентября 1960 года имела место американская премьера, причём дирижировал знаменитый Леопольд  Стоковский. Завершают трилогию «Песни освобождения» (“Canti di liberazione”), созданные уже после войны (1951 – 55 годы). Этот цикл закрепил за ним репутацию ведущего итальянского композитора двадцатого века. «Заключенный» была его вторая опера, первая «Ночной полёт» по одноименному произведению А. де Сент-Экзюпери и на собственное либретто была создана в 1939 году.

 

    Меж тем к концу 1941 года Италия под руководством Б. Муссолини становится полностью зависимой  от нацистской Германии. В июле 1943 года объединенные американо-английские войска высаживаются на острове Сицилия в южной части Италии и постепенно овладевают им. Король Виктор-Эммануил  Третий  смещает со своего поста Б. Муссолини и заменяет его на  фельдмаршала Пьетро Бадольо, который вводит военное положение в стране и помещает Б. Муссолини под арест, но не отменяет положения Расового Манифеста. В начале сентября 1943 года начинается высадка войск союзников на континентальной части страны. А. Гитлер посылает отряд коммандос под началом  Отто Скорцени,  которому  удается освободить Б. Муссолини и тот после короткого пребывания в Германии возвращается в северную Италию, где находятся немецкие войска, и провозглашает там самостоятельное, а по сути марионеточное государство. В конце сентября П. Бадольо подписывает документ о капитуляции Италии, однако, немецкие войска, находящиеся в стране продолжают яростное сопротивление. В середине октября Италия объявляет войну Германии. Тем не менее немецким войскам удается сдерживать наступление союзников и к концу 1943 года их продвижение  остановлено. В частности в ходе знаменитого сражения у Монте-Кассино. В конце концов союзники, однако, с участием новозеландских, польских и французских частей одолевают немцев и в начале июня освобождён Рим. П. Бадольо уходит в отставку, его сменяет И. Бономи, который формирует по настоящему антифашистское правительство, теперь уже отменяются положения Расового Манифеста. Но северная Италия ещё не освобождена, там при поддержке немецкой армии у власти правительство Б. Муссолини. Наступившая зима почти останавливает наступление союзников.

 

   Все эти военные перипетии непосредственно отражаются на судьбе композитора и его супруги. Сам он находится в явной оппозиции к существующему режиму и это – известный факт плюс супруга-еврейка. В ходе боёв с союзниками немецкие войска занимают Флоренцию, а везде, где появляются нацисты, начинается депортация евреев. Поэтому семейство Даллапиккола в 1943 году оставляет  родной город и отправляется в сельскую местность до освобождения города.  Именно в это время в 1944 году у супругов рождается дочь Анналибера – их единственный ребенок. Естественно, что в военные годы музыкальная карьера Луиджи  тоже протекает со сбоями. Он пытается её продолжать, хотя даёт концерты лишь в тех странах, что не находятся под властью нацистов. Лишь после войны его карьера начинает развиваться нормально и композиции начинают регулярно исполняться. Следует несколько поездок в Соединенные Штаты, где он и преподает, причём композицию. Он становится популярным преподавателем и лектором и в Западной Европе. В 1960 году он начинает  и в 1968 году он завершает сочинение оперы «Улисс» (по роману Д. Джойса), которую  и он сам и музыкальные критики считают пиком его музыкальной карьеры. Премьера оперы имеет место в сентябре 1968 года в Берлине. После войны сочиняются и  активно исполняются и другие произведения композитора: «Сонатина»  для фортепиано на темы Паганини, «Тартиниана» и « Вторая Тартиниана»  на темы Тартини для скрипки с оркестром, кантата «К Матильде» на тексты Г. Гейне и т.д.  После премьеры «Улисса»  творческая активность начинает идти на спад.  Далее и до своей смерти (в 1975 году) он меньше сочиняет музыку, а больше пишет статьи и эссе на музыкальные темы. В 1967 году он завершает свою преподавательскую работу. Он – один из основателей Итальянского Музыкологического Общества и обладатель нескольких титулов почётного доктора, в частности от университетов в Эдинбурге (Шотландия) и в штате Мичиган (Соединенные Штаты).

 

   Таким образом, на жизнь и творчество чистокровного итальянца Луиджи Деллапиккола оказала заметное влияние связь с еврейским народом через его еврейскую супругу Лауру Коен-Луццато. Хотя, как мы видели, фашистская Италия была в тесном союзе с нацистской Германией значительные отрезки времени, но ситуации с евреями в обеих странах были заметно отличными. Начнём с того, что еврейская община в Германии была заметно больше (евреи составляли в 1933 году около одного процента от населения страны) чем в Италии (где евреи составляли лишь 0.1% от населения страны). К тому же много евреев жило и в соседних с Германией странах (Польша, Венгрия, Австрия), для всех знавших идиш языковая абсорбция никаких проблем не представляла, а австрийские евреи вообще говорили по немецки  и евреи из этих стран охотно мигрировали в такую большую и развитую страну, какой была Германия. Итальянские евреи органично вписались в жизнь страны, в которой они жили многие поколения, и местное население, за исключением отдельных католических групп не испытывало к ним враждебных чувств. В то же время в Германии анти еврейские эмоции всегда имели достаточно много приверженцев.

 

   Из весьма немногочисленной общины итальянских евреев вышло непропорционально большое число выдающихся людей, оставивших заметный след в итальянской политике, культуре и науке.  Восемнадцатым премьер-министром Италии стал еврей Алессандро Фортис, соратник национального героя Италии Джузеппе Гарибальди, сражавшийся вместе с ним за объединение страны (которое завершилось в 1870 году). Занимал офис главы правительства с марта 1905 года и по февраль 1906 года. Его сменил в качестве  девятнадцатого премьер-министром Италии  (в феврале-мае 1906 года и затем снова в декабре 1909 – марте 1910 года)  барон Сидней Константино Сонино, еврей по отцу. Следующим премьер-министром стал  Луиджи Луццати, чистокровный еврей, который возглавлял страну с марта 1910 года по март 1911 года. Уроженец Лондона Эрнесто Натан в 1889 году стал членом муниципального совета итальянской столицы Рима, а в 1907 году стал мэром города, в 1911 году переизбран на второй срок и оставил свой пост в 1913 году. Во время  Первой Мировой войны в армии Италии служило около 50 офицеров высокого ранга еврейского происхождения, а всего в армии оказалось около 8 000 евреев, гигантская цифра для крошечной общины, 500 из них не вернулись в свои дома. Анджело Модена кончил войну в генеральском звании и командующим дивизией. Роберто Сегре отличился в ряде сражений и стал начальником штаба пехотного корпуса. Получил генеральское звание к концу войны также отличившийся в боях Эмануэле Пуглиезе. Он завершил свою военную карьеру в звании генерал-лейтенанта и командующего пехотным корпусом, награжден высшими военными наградами Италии. Паоло Марани имел звание вице-адмирала, Аугусто Капон, Франко Нуньес, Гвидо Сегре и Альдо Асколи командовали во время войны боевыми кораблями, трое первых дослужились  впоследствии до адмиральского звания.

 

   Нет нужды говорить, что и в области культуры, где евреи во всех странах их обитания были на высоте, не подкачали они и в Италии. Дирижеры с мировой известностью Агиде Яккиа и Джорджио Полакко (долголетний руководитель и дирижёр оперного театра в Чикаго), пианисты Лазаро Узиелли, Эдгардо дель Валле де Паз и Эрнесто Консоло, певцы Марио Анкона, Аделаида Борги-Мамо и её дочь Эрминия. И, наконец, композиторы, среди которых выделяются Джакомо Орефис и Марио Кастельнуово-Тедеско (с 1939 года в Соединенных Штатах), один из наиболее известных композиторов двадцатого столетия. Список этот можно без труда продолжить и для других областей культуры. А также науки, где евреи всегда вносили вклад не соразмеримый со своей численностью.

 

   «В Италии абсолютно нет разницы между евреями и не евреями во всех областях, в религии, в политике, в армии, в экономике… Итальянские евреи нашли свой Сион здесь, на нашей любимой земле.»  Эти строки можно было прочесть в статье, опубликованной в 1920 году в популярной газете «Иль пополо д’Италия», издателем и редактором которой, да и автором статьи, из которой взята эта цитата, был не кто иной как будущий лидер фашистов Бенито Муссолини, в те времена ещё журналист. Когда  Бенито Муссолини начал организовывать Фашистскую Партию у него, разумеется, было немало противников, в том числе и евреев. Но в числе его сторонников также находилось и немало евреев. Членство в партии в те дни было открыто для евреев, несколько евреев оказалось даже среди членов высшего партийного органа – Большого Фашистского Совета и  подруга Б. Муссолини тех дней была еврейка журналистка Маргарита Сарфатти-Грассини, причём она была не только подругой вождя, но и одним из ведущих пропагандистов партии и сыграла далеко не последнюю роль в её укреплении.  Среди банкиров и бизнесменов находилось немало сторонников партии и её вождя, больше всего они боялись растущего влияния коммунистов. Этторе Овацца был одним из главных финансистов партии и занимал некоторое время даже пост министра экономики, он происходил из состоятельной семьи банкиров из Турина, все мужские члены семьи пошли добровольцами в армию во время  Первой Мировой войны. Убеждённый сторонник Б. Муссолини с первых дней политической активности последнего. В 1935 году начал издавать газету «Ла ностра бандьера» («Наш Флаг»), орган про-фашистски (и анти-сионистски) настроенных евреев, который поддерживал все решения и действия Б. Муссолини, включая войну против Эфиопии.

 

  После прихода нацистов к власти в Германии поначалу партийная политика по отношению к евреям оставалась благожелательной: в страну даже прибыли и были приняты еврейские беженцы из Германии. Но сближение с нацистской Германией постепенно начиная с 1936 года дало себя знать. В 1938 году были приняты упомянутые выше расовые законы. Были запрещены смешанные браки, евреям было запрещено посылать детей в государственные школы, иметь в доме итальянских служанок и служить в армии. Запрещалось владеть существенными земельными участками и строениями, иметь на своих предприятиях более ста работников. В 1939 году евреям были запрещены  все должности, где требовался квалифицированный труд, магазины и кафе должны были поместить знаки, что евреи у них нежелательны, еврейские организации были распущены. Новое законодательство было столь дискриминационно, что даже Папа Пий 12, не отличавшийся большой симпатией по отношению к евреям, послал письмо протеста Б. Муссолини, впрочем без особых результатов. Э. Овацца был исключен из партии, а его брат уволен из армии. Два брата Э. Овацца трезво оценили новую реальность и уехали из страны, как это сделали и многие другие итальянские евреи, включая М. Сарфатти. Среди уехавших были и люди недолюбливавшие фашистов, как, например композитор М. Кастельнуово-Тедеско, но и старые члены фашистской партии как, например, композитор Ренцо Масарани, ещё в 1922 году участвовавший в походе на Рим и бывший чуть ли не официальным композитором фашистской партии. Этторе остался, полагая, что его друг Бенито одумается.  Он обратился к нему с проникновенным письмом, впрочем оставшимся без ответа. В конце концов и Э. Овацца начал трезво воспринимать события и пытался бежать в Швейцарию, но слишком поздно: в северной Италии была уже германская армия. Э. Овацца погиб вместе с семьей.

 

   Впрочем, уехали, конечно, далеко не все. Некоторые ушли в подполье, другие оказались в итальянских концлагерях, которые начали действовать с июня 1940 года. Лишь после поимки итальянскими партизанами и казни Б. Муссолини и поражения германской армии в Северной Италии ситуация начала возвращаться к нормальной. Вот такой странной и непоследовательной была политика итальянских фашистов по отношению к евреям, сделав поворот на 180 градусов. Ещё один небольшой пример на эту тему о том как всё было переменчиво в Италии тех лет.  Думаю, что все читатели знакомы с американским вокальным дуэтом сестер Берри. Однако, сёстры Берри лишь пошли по пути, который проложило трио сестер Эндрюс, тоже американское (впрочем до них в Соединенных Штатах были ещё сестры Босвелл). Их отцом, кстати, был эмигрант из Греции Петрос Андреу, а мать – норвежского происхождения, но родившаяся в Соединенных Штатах. Фамилию свою сёстры американизировали став Эндрюс. Своего первого большого успеха они достигли в 1937 году с песней композитора Ш. Секунды на английский текст С. Кана «Бай мир бист ду шен». До сего дня сёстры Эндрюс считаются эталоном для вокальных групп, образцом гармоничного синхронного пения. Меж тем подобное же трио в те годы существовало и в Европе и художественный уровень его ничуть не уступал  уровню американского трио. Базировалось это трио в Италии и тоже состояло из трёх сестер  по фамилии Лешан. Родились сёстры за пределами Италии, в Голландии и по прибытии в новую страну стали сёстрами Лескано, изменив и имена на итальянский манер: Александра стала Алессандра, Юдит – Джудитта и Китти – Катерина. Отцом сестер был венгр, а мать еврейка родом из Нидерландов. Они прибыли в Италию в середине тридцатых годов, начали выступать на радио и стали очень  известны среди жителей страны, исполняя популярные мелодии в ритмах блюза и свинга. Радио тогда было основным средством коммуникации, его слушали все. Пластинки с их песнями мгновенно расходились в сотнях тысяч экземпляров.  В 1939 именно их выбрали для выступления в первой телевизионной передаче в Италии. Известен факт, когда сам Б. Муссолини, проезжая на автомобиле, увидел  сестер на балконе своей квартиры, велел остановить машину, вышел из неё и приветствовал сестер. В 1941 году они получили гражданство Италии. Газеты рассыпались в комплиментах: «три грации у микрофона», «сенсация года» и т.д. Прошло ещё два года и ситуация диаметрально изменилась: когда выяснилось их еврейское происхождение их поспешно убрали из радиопередач, лишили итальянского гражданства, затем арестовали в ноябре 1943 года, поместили в тюрьму в Генуе и обвинили в шпионаже. Якобы в их песнях содержатся закодированные послания врагу. Тем не менее сестрам  удалось остаться в живых. После войны они  распрощались с итальянской аудиторией, переехали в Южную Америку, где выступали несколько лет, хотя и  не достигнув прежней славы. В истории музыки они, однако, стоят на одном уровне с сёстрами Эндрюс и сёстрами Берри

 

Вениамин Чернухин

 

На фото: Луиджи Деллапиккола

Источник: Sem40.ru
  • 25-07-2012, 23:33
  • Просмотров: 6101
  • Комментариев: 1
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 5)

fexinsist

26 апреля 2013 18:39
<a href=http://kakznai.ru/155-kak-peresadit-oreh-uznayte-bolshe.html>Как пересадить орех </a>


Сделано вон предложения читать блог и переферии... целое <a href=http://gossipj.ru/category/moda/>Мода</a>
1

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список