Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Это интересно

Версия для печати


 Он приветствовал возрождение еврейского народа


Для сюрреализма, основоположником которого был Сальвадор Дали, характерна непредсказуемость. Это качество делало захватывающими все его работы.

 

Происхождение, религиозные воззрения и политические взгляды Дали в нашем представлении были весьма далеки от иудаизма. Вектор его политических пристрастий, на которые всегда влияла супруга художника Гала, был направлен вправо, в противоположную от коммунистов и революционеров сторону. В 1934 году, в разгар кризиса среди сюрреалистов, он был изгнан из их рядов за контрреволюционность и положительные высказывания в адрес Гитлера, обещавшего навести в Европе порядок. Сам Дали отрицал свою приверженность к гитлеризму или сталинизму и просил, чтобы его считали далинистом, и никем больше. Он и его жена Гала боялись революции, сопровождаемой анархией, беспорядками и безумствами толпы, отстаивали индивидуализм и стремились к роскоши и комфорту. В 1940 году они эмигрировали в США, где наиболее ярко проявилось стремление художника эпатировать своими картинами общество.

 

Учитывая сказанное, трудно объяснить поворот интересов художника в сторону иудаизма и сионизма, в котором важную роль сыграло образование государства Израиль.

 

 Большинство работ, посвященных иудаизму и Израилю, создано художником между 1950 и 1980 годами. Тридцать лет – необычно долгий для Дали период постоянства и преданности одной теме! Эти работы выполнены с не свойственным художнику аскетизмом, ограничением характерных для него творческих приемов – параноидальных двойных изображений, расчленения и деформации тел. Некоторые рисунки реалистичны. Отсутствие «эпатажа» свидетельствует о строгом подходе художника к выбранной теме.

Остановимся на основных циклах этой малоизвестной стороны творчества Дали.

 

Серию из 25 литографий, названную «Алия» (1968), открывает рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида. Среди работ этой серии – драматические сцены Холокоста (заключенные за колючей проволокой, свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах). Еврей, разбирающий письмена Торы. Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к палестинскому берегу. Битва на Иерусалимском холме. Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году и портрет Бен-Гуриона.

 

Эти рисунки максимально приближены к реальной действительности и почти лишены характерных для творчества Дали бредовых образов.

 

Изысканны гравюры из цикла «Песня песней» (1971) – царь Соломон, образы любви. В некоторых из них копируется техника старых мастеров.

 

Цикл «Двенадцать колен Израиля» (1973) посвящен 25-летию еврейского государства и состоит из 13 тонированных гравюр. Изящные многоцветные гравюры содержат образы из других работ Дали. По мнению специалистов, этот цикл утверждает мистический характер возникновения и бессмертия израильской цивилизации (еврейской культуры и ее бессмертия).

 

В той же технике выполнен цикл «Наши пророки» (1975): воздушный, как шар, Моисей со скрижалями: Илья на игрушечном скакуне; Ноев ковчег; Соломон в длинных ниспадающих одеждах; бородатый король Саул в золотой короне; Адам и Ева, протягивающая руку к яблоку – дару змия-искусителя.

 

К числу наиболее интересных работ художника относится рельеф «Моисей и монотеизм», а также рисунки на эту тему, навеянные творчеством Зигмунда Фрейда.

 

Сальвадор Дали рассматривал психоанализ Фрейда как одну из основ сюрреализма. В образе Моисея он прослеживал связь между иудаизмом и христианством, считая этого пророка не-евреем. В рисунках подчеркивается египетское происхождение Моисея. Очень интересен его «портрет», написанный черной тушью.

 

Через 13 лет после смерти художника, 16 июня 2002 года, в Ришон ле-Ционе состоялось открытие выставки: «Шалом, Дали». (Каталог-альбом ее был любезно предоставлен мне Инной и Михаилом Гольдштейнами – Б. Р.).

 

Действующий в то время президент Израиля Моше Кацав, мэр Ришон ле-Циона Меир Ницан и другие приглашенные выразили глубокую благодарность Жан-Полю Делькурту собирателю представленной экспозиции, состоящей из 200 ранее малоизвестных литографий, а также рельефов и скульптур. Среди последних особо были отмечены: менора, рельеф с изображением молящегося еврея – «Заповеди». Также была отмечена картина «Стена Плача». Были показаны и предметы прикладного искусства: драгоценности, медали, мезузы и другие изделия.

 

Выставке предшествовало открытие 21 июля 1998 года пятиметровой бронзовой меноры Мира перед входом в израильский аэропорт «Бен-Гурион». Свое восхищение перед гениями еврейского народа и Израиля Дали выразил в выполненных в технике гравюры портретах Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Моше Даяна и Давида Бен-Гуриона.

 

Открывший выставку Президент Израиля Моше Кацав сказал, что ни один из великих художников не-евреев прошлого столетия не выразил в своих творениях такой любви к еврейскому народу, eго традициям, к государству Израиль и сионизму, как Сальвадор Дали; что в своих творениях он воспел возрождение еврейской нации.

 

Великий художник обратился к евреям с такими словами:

 

«Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту менору и «Стену Плача». Пока вы с непоколебимой верой молитесь вашим предкам, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».

 

Борис Рубенчик




Источник: Еврейское слово
| Оцените статью: +84

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив