Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Они были первыми. История возрождения еврейского государства

Есть такая замечательная книга – “Они были первыми”. Ее автор Адам Акерман, сотрудник центрального архива “Керен а-кайемет”, рассказывает, кто те люди, чьими именами названы улицы, города и кибуцы в Израиле, и как евреи возвращали своей стране леса, истребленные эллинами, римлянами, крестоносцами, турками и арабами.

 

Акерман рассказывает, как и когда евреи решились селиться вне крепостных стен Иерусалима, вне ворот, запиравшихся с наступлением темноты. В тесном пространстве меж крепостными стенами евреи (а это были хасиды, которых содержали еврейские общины Великобритании, Франции, Германии) прозябали в великой нищете, в тяжелейших жилищных условиях, ограничивали рождаемость и платили дань турецким властям и арабским соседям за позволение жить.

 

Так длилось сто лет. В 1842-м царь Николай I подписал новое “Распоряжение о кантонах”, вследствие коего в рабочие батальоны были “застрижены” 45 тысяч еврейских детей в возрасте 12-13 лет. Царь установил квоту – с каждой тысячи “жидов” брать в кантоны десять. У цыган отнимали с каждой тысячи шесть, а с православных – семь подростков.

 

Срок службы составлял 25 лет. Для евреев попасть в кантонисты было страшной трагедией – либо умирай с голоду, либо ешь не кошерное, молиться их заставляли по православному обряду, насильно крестили.

 

Эти гонения так расстроили британского миллионера Моше Монтефиоре, что он прибыл в Санкт-Петербург и попросил аудиенции у царя. Николай I ни до того, ни после с евреями не встречался. Для гостя из Лондона было сделано исключение. Мозес (Моше) Монтефиоре был владельцем банка, участвовал в боях против Наполеона и уволился после войны в чине капитана, вместе с Ротшильдом учредил первую в Англии компанию по страхованию жизни и основал первую в Европе фирму по освещению улиц газовыми фонарями. В 1837-м он был избран шерифом Лондона и возведен королевой Викторией в рыцарское звание. В 1846-м она пожаловала ему титул баронета. Сэр Монтефиоре оплатил прокладку железной дороги Иерусалим-Яффо и водопровода в священном городе, оплатил работы по укреплению Стены плача и получил у турецкого султана фирман, предоставивший евреям в турецкой империи религиозную автономию.

Монтефиоре просил царя взять евреев под защиту. Император отказался и предложил взамен: “Возьмите единоверцев, сколько угодно, с собой, не платя выездные пошлины”.

 

Сэр Мозес вернулся в Лондон и отправил в Иерусалим своего поверенного узнать, сколько евреев может принять местная община. Доверенный, Эдмунд Леве, вернулся с плохими вестями: в крепостных стенах никак не возможно приютить хотя бы еще сто душ.

“Значит, будем строить еврейский квартал за стенами!” – сказал Моше, скупил земли вблизи них и построил там квартал Ямин Моше. Евреи боялись переселяться “в открытое место”. Новые дома пустовали. Тогда Монтефиоре нанял для них охрану – бедуинов.

 

Еврейские населенные пункты пользовались услугами наемных сторожей – арабов, бедуинов, друзов и христиан, которых вербовали в Европе, до конца XVIII столетия. Барон Эдмунд Ротшильд скупал в Палестине тысячи дунамов земли и сдавал в аренду репатриантам из Польши, Литвы, с Украины и из России, нанимая для их обучения французских и немецких агрономов и арабских сторожей. Барон внес в свои дневники ряд записей, где записал, что снова и снова удивляется способности сынов Израиля “возвращаться к исконному занятию предков” – работе на земле, но был уверен, что охранять себя евреи не способны. В 1904-м в Нес-Циону приехал Исраэль Шохат, уроженец Польши, 1886 года рождения. Никакому ремеслу он обучен не был и поступил в батраки к некоему Гойфману.

Виноградники этого уроженца Ковно охраняли арабы. Шохат предложил себя на роль старшины охраны. Вскоре ему надоел Гойфман, и он поступил на работу к другому арендатору Ротшильдовых земель. И здесь Шохат настоял на том, чтоб ему поручили надзор за охраной. Так он до 1915 года кочевал с фермы на ферму, и за ним шла слава отменного сторожа.

За 10 лет сторожевой работы Исраэль поступил на юридический факультет в Константинополе – наряду с Бен-Гурионом и Бен-Цви, – получил диплом адвоката, но занялся созданием фирмы по охране еврейских угодий и назвал ее “а-шомер”. В 1915-м его, как других видных сионистов, сослали, и он очутился в Анталии, откуда в 1919-м вернулся в Эрец-Исраэль и основал Партию трудового единства (“Ахдут а-авода”), “Хагану” и “Трудовой батальон имени Трумпельдора”.

 

Исраэль Шохат был сторонником Аарона Давида Гордона, идеолога халуцианского движения (“Халуц” – первопроходец, впередсмотрящий, пионер-зачинщик). Гордон приехал в Эрец-Исраэль в возрасте 48 лет, но нанялся батраком на виноградник, потому что считал условием здорового образа жизни физический труд, работал сборщиком цитрусовых на плантациях Петах-Тиквы, на винном заводе в Ришон ле-Ционе, 11 мае 1912-го перебрался в Галлилею, был тяжело ранен в боях с бандитами-арабами, выздоровел и вернулся к физической работе, хотя с 1909-го начал публиковать статьи в журналах на иврите, проповедовал еврейское толстовство: труд на земле, отречение от богатства, не принимал марксизм, так как это учение враждебно велению Бога. Гордон основал кибуц Дгания Алеф и умер в 1922-м.

 

Шохат вдобавок к “гордонизму”, настаивал на конспирации. Организация “а-шомер” была построена по принципу подполья, чтобы турки, а позднее англичане и посторонние евреи не знали, сколько в ней людей, какое вооружение и какие у нее планы. Вступая в организацию, надо было поклясться, что никто не узнает об этом без согласия командира звена, хранить молчание о ее делах и планах и, конечно же вступить в партию “Ахдут а-авода” – Трудового единства. Принимали не сразу, а после испытательного срока не меньше двух лет.

 

Шохат к тому же был членом сверхтайной организации “Бар Гиора”, основанной в Яффо в 1907 году. Среди первых 10 членов был Ицхак Бен-Цви – будущий президент Израиля. С 1909-го “Бар Гиора” охраняла семь еврейских населенных пунктов, в том числе Реховот, Хадеру и Ришон ле-Цион.

 

Стражи были обязаны изучать арабский язык и носить ту же одежду, что арабы. После начала Первой мировой войны члены организации разошлись во мнениях. Гилади и Шохат начали готовиться к борьбе против турецкой власти. Португали требовал поддерживать ее – на благо евреев. К тому времени “Бар-Гиора” растворилась в рядах организации “а-шомер”, выполнявшей функции бюро по прокату охранников.

 

В 1913-м Шохат и его товарищи занялись еще и строительством еврейских поселений. Их силами было создано поселение Тель-Адашим, где родился Рафаэль Эйтан, начальник генштаба Армии обороны Израиля во время Ливанского похода.

 

В 1925-м Шохат нарушил решение Сохнута и отправился в СССР – договариваться о сотрудничестве. Коминтерн от этого предложения отказался, потому что Сталин считал более перспективным союз с арабами Палестины. Когда Шохат вернулся из Москвы, его исключили из партии.

 

Шохат умер в 1961-м и похоронен на кладбище членов “а-шомер” в Кфар Гилади.

* * *

 

“Шомер” продолжал нести охрану кибуцев и на его основе была создана “Хагана” (“Оборона”). К тому времени – начало двадцатых годов – в Эрец-Исраэль действовали пять рабочих партий, партия “общих сионистов”, либеральная и организация ревизионистов, которую создал Жаботинский. Владимир Евгеньевич (Зеэв) Жаботинский, одессит 1880 года рождения, в 18 лет стал спецкором газеты “Одесские новости” в Берне, затем в Риме. Член сионистского движения с 1903 года, знаменитый фельетонист и переводчик (его статьи и переводы хвалили Короленко и Горький), в 1917-м добился от англичан создания еврейского вспомогательного полка, прошел курс сержантов, воевал против турецких войск в Трансиордании, в составе еврейского батальона перешел реку Иордан, был произведен в лейтенанты и после демобилизации поселился в Иерусалиме.

 

Исполнительный комитет всемирной сионистской организации долго и упорно срывал усилия Жаботинского, Рутенберга, Гроссмана и других патриотов еврейского государства добиться от англичан согласия на создание Еврейского легиона. Исполком ВСО считал, что для евреев важней всего нейтралитет. Жаботинский, так же, как Трумпельдор, полагал, что участие евреев в войне на турецком фронте сыграет положительную роль и Лондон выполнит обещания, которые содержатся в декларации лорда Бальфура, – создать в Палестине национальный дом для еврейского народа.

 

Лорд Артур Джеймс Бальфур получил портфель министра иностранных дел после победы консерваторов во главе с Ллойд Джорджем на парламентских выборах в декабре 1916-го. 2 ноября 1917 Бальфур направил лорду Ротшильду письмо, в котором выражал согласие правительства помочь евреям создать свой национальный дом в Палестине. Лорд Бальфур представлял Великобританию на конференции союзников в Версале в 1919-м и настоял на внесении в текст мирного договора обязательства победителей создать национальный дом для евреев в Палестине.

 

В документах Версальского мирного договора не содержалась конкретизация этого пункта. Французская делегация отклонила идею Бальфура – в мае 1916-го англо-французская комиссия Сайса-Пико поделила (на бумаге) Ближний Восток. Палестина – по обе стороны реки Иордан и Голанское плато отходили к Великобритании. Сирия и Ливан – к Франции. Париж готовился управлять бывшими территориями Турции в согласии с арабами. Еврейский национальный дом должен был, по мнению французов, вызвать сопротивление мусульман. В конце 1919-го портфель министра иностранных дел в Лондоне перешел к другому министру, принявшему точку зрения высших чинов министерства по делам колонии: арабы никогда не потребуют независимости, евреи только к ней и стремятся.

 

В январе 1922-го министр по делам колонии Уинстон Черчилль распорядился отделить Трансиорданию от Палестины, а в мае 1923-го французы добились от англичан перекройки подмандатных территорий. Голанское плато пристегнули к Сирии.

 

Жаботинский жил с марта 1920-го в Иерусалиме и опротестовал решение распустить Еврейский легион, так как был уверен, что арабы прибегнут к террору. Легион – не без стараний Бен-Гуриона – был распущен, и тогда Жаботинский сформировал из бывших легионеров отряды самообороны. На Песах 1920-го иерусалимский муфтий Хадж Амин аль Хусейни учинил погром. Рота еврейской самообороны вступила в бой с погромщиками, окружившими еврейский квартал в Старом городе. Британская полиция взяла под защиту арабов. Жаботинского арестовали. Военный трибунал приговорил его к 15 годам каторжных работ.

В ответ на улицы Иерусалима высыпало более 15 тысяч демонстрантов, блокировавших учреждения британской администрации. Сионисты Америки, Англии и Франции осаждали представительства Его Величества короля Георга Пятого.

 

Дело Жаботинского поставило британское правительство в неприятное положение, и на Суккот 1920-го приговор трибунала был отменен.

 

Выйдя на свободу, Жаботинский вступил в конфронтацию с исполкомом Всемирной сионистской организации и социал-сионистами Бен-Гуриона и Хаима Вейцмана. Он настаивал на воссоздании Еврейского легиона для защиты “национального дома”. Левые возражали, они считали, что это еще больше обострит отношения с британскими властями, и отстаивали идею создания подпольной военной силы, подчиненной Сохнуту – то есть им же.

 

В декабре 1990 года архивы британского министерства по делам колоний были частично открыты. Выяснилось, что руководство социал-сионистов вступило в сговор с англичанами о выдворении Жаботинского из Палестины, так как он одинаково опасен для тех и для других.

 

В 1923-м он уехал в Европу и объезжал центры еврейской жизни, читал лекции, доказывал, почему политика Бен-Гуриона и его помощников вредна для еврейского народа. В частности, говорил он, потому, что социал-сионисты намерены строить в Эрец-Исраэль “царство серпа и молота”, тогда как главная задача евреев – создать собственное независимое государство.

 

В 1925-м в Париже Жаботинский учредил ревизионистское движение и стал главным врагом X.Вейцмана, Бен-Гуриона, Бен-Цви и других лидеров Гистадрута и Сохнута. У Жаботинского сохранился палестинский паспорт, в мае 1928-го он вернулся в Иерусалим и тайно от англичан и “рабочих” партий создал ядро военной организации ЭЦЕЛь – “Иргун цваи леуми” (Национальная военная организация). В августе 1929-го арабы учинили погромы в Иерусалиме, Моце и Хевроне. В Иерусалиме они столкнулись с отрядами “Хаганы” и ЭЦЕЛя и в тот же день утихомирились. В Хевроне жили 700 еврейских семей – все ортодоксы. Они не принимали сионизм, ибо Господь, но их убеждениям, изгнал евреев из страны обетованной за грехи и благословит восстановление еврейского государства лишь с приходом Мессии. Поэтому евреи Хеврона отказались разместить у себя силы самообороны. Арабы убили ножами и топорами 67 человек, ранили более 100. За вооруженные “беспорядки” британские власти Палестины арестовали 12 арабов и 35 евреев. Друзья предупредили Жаботинского, что по настоянию Бен-Цви британский комендант столицы подписал приказ об его аресте, и он уехал читать лекции в Южную Африку. Власти подмандатной Палестины аннулировали его паспорт. Жаботинский поселился в Лондоне.

 

ЭЦЕЛь ушел в подполье. “Хагана” еще при Шохате была задумана как тайная организация. Официально она была учреждена на съезде партии “Ахдут а-авода” в кибуце Кинерет в июне 1920-го. Там шли ожесточенные споры: Элиягу Голомб и Дов Хоз, бывшие бойцы Еврейского легиона, считали, что “Хагана” должна быть общенациональной. Шохат требовал сохранить ее партийную принадлежность. В декабре на учредительном съезде Гистадрута большинство приняло предложение Голомба и Хоза. Гистадрут взял на себя обеспечение “Хаганы” оружием, тайниками, деньгами, а политическое руководство поручили Сохнуту.

Само собой, у англичан была обширная агентура во всех еврейских организациях. Британские власти решили негласно помогать “Хагане” – в качестве противовеса арабам, но получили обещание Бен-Гуриона и Леви Эшколя применять “Хагану” лишь в крайних случаях и ставить об этом в известность англичан. К стыду Сохнута, его лидеры обязались также отслеживать подпольщиков ЭЦЕЛя и передавать информацию о них, включая явочные квартиры и клички.

Бен-Гурион объяснял свое решение открыто: “В Эрец-Исраэль должна быть только одна власть и одна политическая ориентация”.

* * *

Гистадрут и “трудовые” партии (“Ахдут а-авода, “Поалей Цион-смол”, “а-шомер а-цаир”, “Поалей а-мизрахи”, коммунисты) годами пытались превратить “Хагану” в инструмент Рабочего движения, создавали свое подполье в подполье, то есть дробили силы. Гистадрут и “а-шомер а-цаир” располагали собственной сетью киббуцев и могли прятать там подпольщиков и оружие. В ряде кибуцев работали мастерские по изготовлению оружия, минометов и гранат. ЭЦЕЛь не располагала материальной базой, ее люди укрывались у фермеров и в городах.

 

Архивы показывают, что “Хагана” насчитывала 1000 активных членов и 5000 резервистов, ЭЦЕЛь – около 250 активных членов. Но “Хагана” как часть еврейской колонии (“ишува”) переживала те же идеологические кризисы, как все еврейское население. В 1931-м часть командиров “Хаганы” в Иерусалиме откололась от общей организации и создала “Иргун бет”, в которую вошли также боевые группы БЕЙТАРа (Брит Иосеф Трумпельдор – молодежное крыло ревизионистов – создано в Риге в 1923-м). Восстание арабов в 1936-м привело к тому, что “Хагана” стала ядром будущей национальной армии со своими курсами молодого бойца, командирскими школами и снабженческими отделами – все в подполье, разумеется. Из Бельгии и Франции в бочках с цементом провозили винтовки и пистолеты, в мешках с яблоками – порох. Так как восстание было направлено и против англичан, они пошли на союз с “Хаганой” и в августе 1936-го провели призыв 3000 евреев-добровольцев в отряды вспомогательной полиции.

 

К лету 1939-ю Полиция еврейских поселений насчитывала 10 батальонов, оснащенных винтовками и пистолетами, 40 ротными минометами, 50 легкими пулеметами. Общая численность этих легальных формирований равнялась 22 тысячам человек. Летом 1937-го бывшие граждане Польши отправились в Варшаву и договорились с министром обороны о поставках “Хагане” винтовок и патронов с польских складов. В ряде городов Польши были открыты школы военной подготовки еврейской молодежи. Сохнут покупал у англичан въездные сертификаты. Бейтаристы и ревизионисты, согласно спискам социал-сионистов, сертификаты не получали. Архивные данные показывают, что при явном материальном преимуществе левых, популярность правых в Польше, Прибалтике, Франции и США была гораздо выше. Так в Палестине власть и средства находились в руках строителей социализма, а за рубежом ревизионисты получали значительные пожертвования, что в конечном счете шло во вред главной задаче сионизма – возрождению еврейского государства.

 

Вплоть до марта 1940 года ЭЦЕЛь содержала школу военно-морских сил в Чивитавеккии в Италии. В подходящий для левых момент это обстоятельство позволило им обвинить ревизионистов в союзе с фашистами и смешать “в одну кучу” фашизм и нацизм, хотя Муссолини до лета 1940-го не репрессировал евреев. Впоследствии выпускники морской школы в Чивитавеккии стали капитанами и лоцманами израильского военно-морского и торгового флотов, а более 50 выпускников стали капитанами пассажирских судов, перевозивших с риском для жизни нелегальных олим из Европы в Эрец-Исраэль.

* * *

Восставшие арабы получали оружие и подкрепление из соседних стран и от добровольцев из Боснии. От спорадических нападений на евреев, они перешли к тактике постоянного террора. “Хагана” до тех пор придерживалась тактики “воздержания” (пресловутая “хавлага”) – то есть пассивной обороны. Массовый террор арабов заставил руководителей Сохнута и Гистадрута согласиться с тем, что тактику самообороны надо менять – перейти к активной.

 

В это время в Иерусалиме служил капитан британской армии Чарлз Уингейт (или Вингейт). С 1928-го по 1933-й он служил в Судане, изучил арабский язык. Его родители были миссионерами, сын знал ТАНАХ и Евангелие и считал, что Палестина должна принадлежать евреям. В мае 1936-го Вингейт был направлен в Палестину, установил контакты с командованием “Хаганы”, создал штаб по руководству наступательными действиями и сформировал полевые подразделения, в том числе ПАЛЬМАХ – “Плугот махац” – ударные роты и “ночные дозоры” или по современной терминологии – спецназ.

 

В 1939-м британское командование получило из Лондона указание сворачивать карательные операции против арабов и руководствоваться “Белой книгой”, изданной в мае того года с указанием создать в Палестине в течение 10 лет государство с арабским большинством, резко сократить приток евреев и остановить скупку ими земель. Вингейта отправили в Эфиопию, оккупированную итальянцами. Он вызвал к себе ряд командиров ПАЛЬМАХа и назначил их командирами эфиопских батальонов. Англичане заставили итальянцев бежать из Эфиопии. Вингейта наградили высшим орденом и направили в Бирму, где он в чине генерала возглавил отряд, действовавший в тылу японцев. Летом 1944-го он погиб во время авиационной катастрофы в джунглях.

* * *

В феврале 1944-го общая численность всех подразделений “Хаганы” составила 37 тысяч человек, из них в Оборонном корпусе – 30745, в Полевом корпусе – 4609, в ПАЛЬМАХе – 1517 (данные Краткой еврейской энциклопедии, издание Иерусалимского университета). Британским властям стало ясно, что евреи наращивают силы для обретения независимости.

 

Автор: Георг МОРДЕЛЬ

Фото:  на первом фото Лорд Бальфур в Тель-Авиве,

          на втором фото Зеэв Жаботинский в униформе Еврейского легиона

         на третьем фото Рядовой Бен-Гурион, Еврейский легион (1918 год)

Источник: ИсраГЕО
  • 26-09-2013, 23:00
  • Просмотров: 6678
  • Комментариев: 2
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 3)

Давид

28 сентября 2013 19:24
Статья очень интересная и заслуживающая внимание. Но хотел бы внести некоторую поправку. В окружении императора Николая I все-таки были евреи. Это министр иностранных дел и впоследствии канцлер Российской империи граф Карл Васильевич Нессельроде (еврей по матери) и граф Егор Францевич Канкрин, министр финансов России. Вот что говорил император Николай Павлович о графе Канкрине:" В государстве Российском есть два человека, обязанные служить до самой смерти: я и ты"
1

Виктор

29 сентября 2013 22:14
Солидарен с Давидом, статья оч интересная, побольше бы таких статьей приоткрывающих занавесу создания государства Израиль. Читается на одном дыхании)Всё таки Жаботинский мне больше близок по духу и своей безкомпромистности.
2

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список