Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Aftermath

Уважаемые читатели,  мы публикуем эту статью и даем все комментарии, которые были опубликованы в интернет-газете «Мы здесь», в которой изначально был опубликован данный материал. Их нужно прочитать.

А также очень рекомендуем посмотреть фильм!

 

Такое случается редко, когда я говорю сыну и близким: брось всё и посмотри этот фильм. Поляки сняли невероятный фильм, польское название которого – Poklosie, английское - Aftermath - все будут переводить, кто во что горазд. «Последствие» - напрашивается первым, но я перевожу «Стерня». Имею право: авторы оставили мне много намеков на то, что это может быть так. 

Я помню, как это больно – идти по стерне. Это гвозди, сделанные из соломы – плотной и прочной, у основания стебля. Они неизбежно остаются после любой жатвы – серпом ли жал, махал косой или прошелся по полю комбайном. Грубая золотая щетина покрывает лицо земли, если смотреть издали, а если ступать босиком – идешь по гвоздям. До крови. И если душа у тебя от чего-то уходит в пятки, то стерня – через пятку – втыкается прямо в душу. Но чтобы получить стерню, следует что-то посеять, а потом сжать урожай. В этом месте название отсылает к вечному - «Что посеешь – то и пожнешь». С одной разницей: сеяли отцы, а пойдут по стерне их дети. 

Сюжет прост до неприличия. Целиком почерпнут из жизни, но упрощен. 
В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы, уничтожила вторую половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы – одна тысяча шестьсот душ – евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками. Вооружившись чем попало – ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо. 

После победы погибшим поставили памятник – как павшим от рук нацистов. И полвека жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился. 

Страшный секрет Едвабне предал огласке в книге «Соседи» мой добрый знакомый поляк - историк Принстона Ян Гросс. Книга вышла в начале нового века и вызвала шквал протестов. Не было поляка-патриота, кто не плюнул в автора. Но нашлись и другие поляки, - те, кто задумались над историей Едвабне. В 2004 известный режиссер Владислав Пасиковский принес сценарий независимому продюсеру Дариушу Яблонскому, некогда бывшему режиссером... 

Описывать, как никто не давал деньги на «антипольский» фильм, не буду, но семь лет спустя деньги все же собрали и фильм сняли. И теперь Польша бурлит – после выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм запрещен к показу, как антипольская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы согласился дать хоть один просмотр. Режиссеру поступают угрозы, а исполнителя главной роли – Матея Штура - поляка, сыгравшего поляка, - атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто. Такое вот кино. 

 

В главной роли - Матей Штур

 


Создатели фильма Збигнев Густовски, Павел Эдельман и Владислав Пасиковски

 

Премьера в Америке – 1 ноября в Нью-Йорке, а чуть погодя – в Лос-Анджелесе. Бросьте всё – идите и смотрите. Это не про Польшу, не про поляков и не про Едвабне, хотя в кадре Польша. Это про убийство людей людьми. Соседей – соседями. 

«Я знаю такие деревни, я знаю таких людей»,
 - во множественном числе ответил Дариуш Яблонский на обвинения в поклепе на поляков. 

В фильме всё много проще. Массовое убийство уведено за кадр, а в кадре всего два человека, два брата. Один прилетел из Америки повидать другого, живущего в отцовском доме на хуторе. Подтянутый, чисто выбритый мужчина лет сорока с небольшим, с легкой кожаной сумкой прибывает в некий город в Польше. Его никто не встречает. Он садится в такси и только таксисту скажет, что 20 лет, как уехал, живет в Чикаго. Уточнит, что уехал в первую стычку властей с «Солидарностью». Так устанавливается время: уехал в 1981-м, приехал – в 2001-м. 

Машина в сумерках тормозит у тропинки в поле – дальше пешком до дому. Меж сжатых полей, покрытых той самой колючей щеткой стерни. Хрустнет ветка в жидком кустарнике, разделяющем луг на «твое-мое» и Франтишек – так зовут мужчину – поставит сумку на свою стерню и бесстрашно ринется по своей земле в кусты: 
- Эй, кто там? 
Нет никого. Только сумка исчезла. Значит, был кто-то... Кто? 
Он войдет в старый дом налегке – без сумки. Встретит его хмурый младший брат Юзеф, грязный после рабочего дня в поле. И только погаснет свет, как со звоном разлетится оконное стекло от брошенного с улицы камня... 
Такое начало. 

Из скудных реплик выяснится, что младший старшему многого не прощает, хоть и помнит его не очень хорошо. Был брат – и не стало, сбежал, оставил семью и даже на похороны отца и матери не приехал. Жалкие оправдания эмигранта, что паспорта не было, для Юзека - пустое. 
- Ты им это расскажи. 
- Они уже не живые. 
- Для тебя, - отрежет брат с укором. 

Так авторы обозначат, что для младшего ушедшие – живы. Это важная точка противостояния. 
Дальше – больше: из незначительных реплик откроется, что от Юзека ушла жена, уехала с ребенком в Америку и там рассказала старшему, что младший сошел с ума и она не может жить с ним в аду, который он устроил. 

И медленно приоткрывается ад. 
Франтишек пойдет по центру села, а ему со всех сторон станут нашептывать, чтоб забрал брата с собой в Америку. 
Его узнают, а он – никого. Все помнят отца, укоряют, что хоронить не приехал... И объясняют, что младший – мерзавец: сломал единственную хорошую дорогу в селе. Зачем – непонятно. Подтянутый строгий старший решительно идет в банк – просить ссуду на то, чтоб починить полуразрушенный дом, а ему скажут, что дом вовсе не его... Что его отец землей завладел незаконно. И старший почувствует, что все тут сошли с ума. 

 


 

А младший поведет его в чисто поле – на отцову землю и покажет свое богатство: стоят на стерне рядами надгробные плиты евреев... Со старинными надписями, с магендовидами... Именно этими камнями была выстлана в селе единственная хорошая дорога. Нынче ее решено асфальтировать. И не останется следа от людей, что когда-то лежали под этими камнями... 

И это только пол-дела, так как из ничейной дороги Юзек камни просто выворотил и увез, а много камней разбросано по частным подворьям. И он их выкупает у односельчан... 

Франтишек подсчитывает убыток: 700 тысяч злотых за триста надгробий. 
- Да это ж жиды! – взрывается старший. 
- Люди, - поправляет его младший. 
И говорит: «Знаю, что деревня считает меня свихнувшимся. Но это пустяк. Обидно, что жена была на их стороне». - Особенно когда я начал камни эти покупать... Что ж – лучше красть? – недоуменно спрашивает Юзек. И перечисляет, где еще остались камни, которые нужно перетащить сюда - на свою землю... 

Он склоняется к камню, любовно погладив его, и читает на иврите надпись. 
- Откуда? – дивится старший. 
- Выучил, - пожимает младший плечом. – Узнать хотел, что написано... 
И объясняет, что он не безумец, а просто... 
- Немцы сожгли синагогу и уничтожили кладбище. Это я не могу поправить – я даже не родился тогда еще. Выстелили дорогу надгробьями, и я об этом не знал. Но когда сказали, что дорогу покроют асфальтом, я понял, что этого не должно быть. 
- Но почему? У нас с жидками ничего общего! – взрывается старший. 
- Не знаю, - честно отвечает Юзек. – Я плохо себя чувствую, когда думаю о том, что это неправильно и я ничего не делаю. А если кто возьмет надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб вытирали ноги?.. 
- Но эти люди нам - никто! Они не наши! И вообще умерли сто лет назад, а твоя семья жива, и почему она должна страдать от того, что ты заботишься о мертвых жидах?! – кричит Франтишек. 
- Я знаю, что это неправильно, но я должен делать это. Я не могу иначе... 
Невероятная сцена. 

 


 

Прекрасный молодой актер Матей Штур играет сомнамбулу – героя, который ведом неведомой силой. И старший брат – актер Ирениуш Чоп – отшатнется. От протеста, непонимания, отчаяния, невозможности что-либо изменить. Единственный правильный выбор для него теперь – встать на сторону брата и помочь ему дособирать оставшиеся камни... 
- Почему из всех людей ты выбрал заботиться о мертвецах? – только и спросит он. 
- Не знаю. У них не осталось живых, кто бы заботился об их могилах... 

Братья пойдут за очередным камнем. Село выйдет против них. И спасет их старый ксендз, который встанет между братьями и разгневанными селянами. Отдаст камень, что подле костела, а потом замертво упадет в своей светелке. Успев сказать старшему, что он полагает, что Юзек исполняет Божью волю. 
- Я думаю сказать об этом на службе... – будут его последние слова. 

Старший роется в архиве, чтобы найти документы на усадьбу отца, а находит имена настоящих владельцев – и все они совпадают с именами на надгробьях. 
- Значит, они взяли себе землю убитых евреев, - потрясен Франтишек. 
- А что вы хотели? Немцы не могли забрать землю с собой, - парирует архивист. 

А в доме тем часом все перевернуто, изрисовано магендовидами, исписано вечным словом «жид» по стенам. 
- И собаку убили, - добавляет растерзанный младший. 
- Застрелили? – неизвестно зачем, уточняет Франтишек. 
- Тут тебе не Америка, - язвит Юзек. – ОТРУБИЛИ голову. 

Процесс накопления деталей и подробностей противостояния достигает апогея. Мир фильма окончательно обретает полюса добра и зла. Братья становятся страдальцами, остальные – чудовища, не пощадившие невинную добрую псину. Тут-то и выплывает неожиданный вопрос, куда делись сами евреи? 
Ветер и шепоты приносят ответ, что тут они и остались... И старики знают, где. Роняют слова, намеки. И, наконец, советуют братьям поискать... у себя в старом доме. Страшный момент. 

Братья идут в старый отцовский дом где-то на отшибе, куда выбирались в детстве, как на дачу. Берут лопаты и начинают копать... В черную грозовую ночь в плотной стене библейского дождя они стоят по пояс в яме, похожей на могилу, и натыкаются на черепа... 
Великая сцена. Младший бьется в истерике и блюет, а старший упорно продолжает копать и истово выкрикивать слова молитвы... 

На утро братья выбирают самого злобного и отвратного деда Малиновского, два сына которого с лицами убийц противостоят им в каждой стычке, и идут к нему – требовать объяснений. 
- Я не убивал, - говорит дед. – Закопай их обратно. Им все равно, где лежать. 
- Но их детям... – возражает Юзек. 
- Нет у них детей – они вместе с ними лежат. 
- Это ты их поджег! 
- Я? Сто двадцать человек убил я один? Нет! – кричит старик. – Правды хочешь? Это ваш отец зажег свой дом с двух сторон. 
- Врешь! – орет Юзек, как раненый зверь. – Сдохни! – и бросается на старика. 
- Ну, убей. И кто тогда убийца – я или ты?! – не дрогнув, орет старик в ответ. – Твой отец их убил. А Хаське голову раскроил на дороге. Она до войны ему нравилась, но к себе не подпускала. Он схватил ее за волосы и бил головой об землю, а она кричала «Мама, мама»... Эту правду ты хотел узнать, выблядок?.. 

Дышать в этом месте нечем. 

Братья приходят в свой разоренный дом, моются после страшной ночи. 
- Что будем делать? – спрашивает Юзек. 
- А что тут поделаешь? Похороним их на кладбище, - кивает Франтишек на поле, уставленное надгробьями. 
- Нет, - твердо и решительно возражает Юзек. – Если мы начнем перетаскивать кости, тут-то все и откроется. 

Он больше не сомнамбула. Он очнулся, он трезв и решителен: тайну нужно хранить. 
- Мы зароем их там, где нашли. Никто не узнает. 
- Но мы знаем! – потрясенно возражает Франтишек. – Наш мир – говно, и мы не можем сделать его лучше, но мы можем не делать хуже. Наша семья уже натворила дьявольщины... 
- Хватит, - обрывает брат брата. - Вали в свою Америку! Ты мне не брат!.. 

Словесная перепалка перерастает в драку, где мирный холодный Франтишек хватается за топор. Тот самый, которым уже отрубили голову любимой собаке. Он замирает, бросает топор, хватает пиджак и бежит прочь со двора. 
Младший умывает в шайке лицо. 
Слышит сзади шаги... Улыбается виновато и успевает сказать: 
- Я знал... 
«... что ты вернешься» - хочется добавить. 
Но – увы – никто не вернулся... 

Франтишек стоит на автобусной остановке. Подходит автобус, он прыгает в него и едва успевает отъехать, как легковушка соседей загораживает ему дорогу... Его выводят из автобуса и везут назад. 
Юзек мертв – прибит гвоздями в позе Христа на дверях амбара. 
- Он повесился, как Иуда, - говорит молодой ксендз-антисемит, отводя тему убийства в сторону – по традиции этой деревни. 

Конец. 

Фильм невероятный. 
При том, что нет в нем прорыва в собственно кинематографическом поле. Нет ни одного незабываемого плана, ни одного новаторского режиссерского решения, ни одной захватывающей операторской точки, откуда открывались бы бескрайние поля и луга. Ни одного ОБРАЗА, в который бы выкристализовалась реальность. Напротив – есть расщепление всех стандартных ходов и приемов, свойственных послевоенному кино, работающему с темой войны. 
Каждый кадр претендует только на реалистичность – даже когда в полной темноте в черной жиже братья копают подпол собственного дома, стоя по грудь в яме, словно в могиле, покуда не натыкаются на черепа, и яма действительно становится могилой. 
Могилой, в которой погребены евреи. Могилой, в которой покоится общая грязная тайна всего села. Могилой, которую своими руками вырыл их отец-убийца. 

Юзек с черепом в руке неожиданно рифмуется с принцем датским, но рифма ломается, поскольку Гамлет с нежностью обращается к пустым глазницам: 
- Мой бедный Йорик! 
А Юзек кричит от ужаса и отвращения. 

 

 


 

Первая реакция – после ужаса – пугает: впервые в жизни, перекрикивая всё свое сиротство, я внятно произношу: какое счастье, что у меня в семье всех убили! Какое счастье, что я из семьи убитых, а не убийц! Третьего, оказывается, не дано в этом «танго смерти», где кружатся - неразрывны и неслиянны - прижатые друг к другу жертва и палач, еврей и антисемит. 

Вторая – чуть погодя, - особая. Рациональная: зависть к полякам, которым удалось прорваться на другой уровень сознания, о-сознания, о-сознавания собственной истории – государственной, личной. 

Объясню, почему. 

Двадцатый век ознаменован на самом деле одним по-настоящему важным для всех живущих на шаре событием: на Запад пришел Восток. И Восток принес много новых слов и понятий, с которыми мы за сто лет уже обжились, не очень проникаясь их недюжинным смыслом. 
Восток научил нас знать, что смерти нет, а есть бесконечная цепь рождений, воплощений в другом теле, с другим именем , но со все той же СВОЕЙ судьбой. Со своей КАРМОЙ. Кармой, которая работает по единственному закону: «Что посеял – то и пожнешь». И если искровянил ноги, ступая по своей земле, то так и должно быть: идешь по своей стерне. И пока не искупишь то, что сотворил, не будет тебе другой стерни, другой земли и другой судьбы. Сколько ни рождайся – даже смерть не даст избавления. 

Завидую полякам, дожившим до этого дня – когда ТАКОЕ довелось им снять. Это грандиозный прорыв на другой уровень сознания. И то, что страна от фильма встает на дыбы – свидетельство того, что авторы попали в точку. 
И польского поляка актера Штура угрожают убить за роль польского поляка! Это оно и есть – о чем в фильме кричит дед Малиновский: «Убей. И будешь ТЫ убийца». 

 

 


Тяжкий труд предстоит полякам – принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали... К ним достучался пепел «жидков». 

Принять, что отцы – убийцы – это только начало. Главное - отмолить грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг - следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история сдвинется с мертвого круга, по которому идет веками и, глядишь, пойдет другим путем. 

Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться: «Это сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный строгий вопрос «Кто убил царя?» отвечает: «Я» - и выкалывает себе глаза в отчаянии, карая себя и вбивая в мировую культуру фундаментальный символ внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и искать вовне. Всё – внутри тебя. 

Дожить до того дня, когда Россия развернется на себя – не с моим счастьем. 

Обсуждать символику убийства Юзека через распинание его на деревянной створе амбара не берусь. Не очень понимаю, почему так поступили ненавидящие его соседи-католики. Почему убили – понятно. Не понимаю, почему ТАК. Он не становится от этого ни Христом, взявшим на себя грехи всех, ни искупительной жертвой. Остается еще одним трупом на совести земляков-убийц. Только уже поляком, а не евреем. И убивает его не представитель отцов, а кто-то из поколения детей. 
Кончили убивать чужих – перешли на своих. Хотя какой он им СВОЙ, если раскопал тайну, которую они взялись хранить? 

Сколько фильм продержится в прокате – зависит только от нас: пойдем смотреть – будут сборы – будет он на афише. Не пойдем – исчезнет через три-четыре дня. Как было не раз с прекрасными фильмами, которые американцам не по зубам. 

Как поведут себя польские националисты, живущие в Америке, увы, предсказуемо. 

Фильм удостен первых наград: 
приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном кинофестивале 2013 года и приза критиков на международном фестивале в Гдыне (2013). 

Посмотреть «Aftermath» можно в Нью-Йорке в Lincoln Plaza и в Cinema Village 1-го ноября, в Лос-Анджелесе в The Royal, Playhouse - 15 ноября, и в Town Center – 15 ноября. 

Все фото: Marcin Makowski / Apple Film Production / Monolith Film

 

 

СМОТРИТЕ ЭТОТ ФИЛЬМ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

(Русские субтитры)

 


 


Автор: Александра Свиридова, Нью-Йорк

 

 

Комментарии к статье:




 

Гость Илья Ташкер | 10.11.2013 06:51
1 liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post175956465/ 
К 70-ЛЕТИЮ ПОГРОМА В ЕДВАБНЕ Название - ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОКАЯНИЯ.
Автор - Андрей КОЛЕСНИКОВ, обозреватель "Новой газеты". 12.07.2011
... Похожая история в июле 1941 года была в Дунаевцах на границе Бессарабии и Украины. Убийства прекратились только тогда, когда оставшиеся в живых евреи забаррикадировали улицу и бросили в толпу погромщиков невесть откуда добытую гранату. На следующий день в поселение вошли немцы и расстреляли выживших. Кто-нибудь проводит поминальные мероприятия в Дунаевцах? Кто-нибудь приносит за убийства соседей извинения? По иронии судьбы, в июле 2001 года правительство Украины внесло Дунаевцы в число исторических мест республики, но вы нигде не прочитаете о том, что жители этого ныне райцентра убивали евреев....

2 echo.msk.ru/pda/blog/emiliya_dementsova/1029918-echo/
Эмилия Деменцова 12.03.2013 17:59:: В стране невыученных уроков 
 
Илья | 10.11.2013 00:25
Спасибо.
 
Электрон Добрускин | 09.11.2013 17:48
Несколько лет назад на сайте ЭНС я рассказал о белорусском Едвабне – местечке Добромысли. http://www.elektron2000.com/dobruskin_0130.html 
Перепечатали, насколько знаю, 2 сайта – «М З» http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1293 и «Евгений Иванов» http://evgenyivanov.livejournal.com/825294.html Было много замечательных выступлений http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.01.html, вплоть до того, что читатели нашли фотографию памятника и статьи в тамошних газетах. Выступления на израильских сайтах были, в общем-то, ожидаемые. Выступления на русском сайте – смотрите сами:
«Плохой, никуда не годный автор, этот товарищ Электрон. Занимается передёргиваниями и подменой понятий». 
«За исключением рассказа про Голден Меир и Сталина это "семейные воспоминание". Т.е. либо клевета, либо свидетельство очевидца». 
«Совсем непонятно к чему это? Белорусы чтоли убили всех в Добромышле?». 
«Ну я верю что всякое бывает, но не на таком уровне "свидетельствования". Почитайте "Я из огненной деревни", там всё документально, никаких личных рассказов убитых о том кто их убил». 
«Вы бы поспрашивали у белорусских евреев. Просто их очень многих знаю очень хорошо, и тексты про зверства белорусов по отношению к евреям... скажем так, сволочей среди белорусов не меньше чем среди представителей любой другой нации, но про белорусов которые прямо участники геноцида наравне с немцами это просто идиотизм какой-то». 
После фильма это смотрится особенно остро.
На выступления читателей как мог, ответил. http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.02.html
 
Михаил | 09.11.2013 17:43
Глубокоуважаемая Александра!
Ещё раньше много читал о "подобном": Кельце, Едвабне и несть им числа... Казалось, что знал. Но знание это - книжное, НЕ от сердца... А посмотрел фильм и увидел всё другими глазами... Слов не хватает, комок в горле... А на просторах нашей бывшей Родины зазеленели свежие росточки этого самого. Глядишь, и разрастутся пышным цветом... Откровенно говоря, не знаю, что делать, но что-то делать НАДО! Иначе - ясно...
 
Гость | 09.11.2013 11:55
Да, статья потрясающая, спасибо. 
В Молдавии в первые дни войны, моя бабушка и две тёти с семьями были убиты соседом, который работал у моей бабушки.
 
Гость Igor | 08.11.2013 23:13
Я прочитал не только рецензию, но и отзывы на неё. Сколько хороших, правильных людей их написали! А что делается в сегодняшней России?! Она галопом скачет в сторону фашизма- все это видят и понимают...Ведь именно вас ждут на баррикадах против ублюдков, марширующих там (пока!) по улицам. Они ничем не отличаются от польских..............
 
Agnessa | 08.11.2013 15:24
Спасибо за фильм!
Это должны знать все,не только поляки.Такое было во многих городах и сёлах,русских,украинских и пр.
Хотелось бы иметь возможность выложить фильм в сеть на другие сайты.Жаль,что нет иконки* рекомендовать*различным ресурсам.Придётся рассылать вручную,а это значительно ограничит аудиторию.
 
Алис C. | 08.11.2013 00:00
Я долго ждал момента посмотреть этот фильм - мне прислал его мой друг или лучше сказать учитель - ему уже 71 и живет в Вильнюсе. Я много читал и слушал об этом от свидетелей - теперь об этом снимают кино, мы с тобой отчасти причастны к знанию истории такого плана, но не придаем особого значения. У меня для себя есть успокоительное, когда я начинаю летать мыслями в облаках - мечтать - вот оно - "Выйди на улицу и хорошенько осмотрись по сторонам и тебе, скорее всего, не с кем будет поговорить". Посмотри кино и прочти статью! Я останавливал его, чтобы дочитать субтитры, это не пропаганда - так было и не только в Польше и не только после войны - так было тысячи лет и до этого времени
 
Гость | 07.11.2013 15:43
Александре спасибо.Прочитала на разрыв сердца...и в конце поняла,что фильм уже не смогу смотреть...настолько сопереживала,читая...Может пройдет немного времени и найду силы посмотреть.Хочется поблагодарить и создателей фильма за честную правдивость и мужество несмотря ни на что. Хочется верить,что никогда такое не повторится...и человек будет достоин своего звания.
 
ГостьМихаил Марголин | 07.11.2013 01:36
Дорогая Александра! Спасибо. Нет слов - одни слезы.
 
Элеонора Шифрин | 06.11.2013 12:03
Уважаемая Александра! Ваша рецензия по глубине, силе и честности достойна этого фильма, сделанного кровью сердца. Глубокая благодарность Вам и создателям фильма, название которого Вы, безусловно, перевели куда более точно. Последствия могут разными людьми оцениваться по-разному, а вот стерня - это неизбежная боль и кровь для тех, кому это поле стороной не обойти, жизни на нем не избежать. 
И спасибо Марку Каганцову за ценнейшее дополнение.
 
Каган Вилен,Нью-Йорк | 06.11.2013 05:12
Уважаемая Александра!Ваша рецензия это 2-я серия совершенно потрясающего фильма...
Далеко не все знают,что подобные Едвабне были в Литве,Белоруссии и Западной Украине.Те,кто поныне скрывают это просто затаились в ожидании благоприятного момента.
Помните это вне зависимости от нынешнего места проживания!
 
Гость Виктор Кудрин | 06.11.2013 04:54
В Польше не второе, а уже третье поколение живет на еврейских костях. В России это уже пятое поколение. Не надо национализировать кости. Всегда пишу, что национальностей всего две: хороший человек и плохой человек. Если человек хороший, с ним и работать одно удовольствие, и время проводить приятно. И ни кого не интересует, какой он национальности или религии.
 
Дан Рогинский | 05.11.2013 23:21
Смотреть этот фильм я не могу. Достаточно тяжело читать его пересказ. Поэтому спасибо Александре Свиридовой.
Но... "Завидую полякам, дожившим до этого дня"? 
"Завидую полякам", убивающим своего односельчанина поляка Юзека - за то, что он - "белая ворона", испытывает ужас и отвращение от содеянного не только с евреями, но и с их "жидовскими" могильными камнями? Я бы сказал "содеянного зверства", если бы этим не обидел зверей. 
"Завидую полякам", которые нисколько не отличаются по своим моральным устоям (вернее, по их отсутствию) от их отцов-убийц? И единственное "исправление" положения, на которое они способны, это убийство того, кто учит иврит - чтобы понять, что написано на могильных камнях, - потому что для него, в отличие от всех его односельчан, убитые "жиды" - люди.
"Завидую"? Я не завидую самому себе: довелось жить на планете, где ТАКИЕ принадлежат к тому же биологическому виду, что и я.
 
Гость | 05.11.2013 20:54
Потрясающий фильм и статья о нем. Спасибо!
 
Гость | 05.11.2013 08:13
А ведь второе поколение убийц продолжает жить на еврейских костях,зная и скрывая всю правду и это самое страшное.И количество антисемитов в мире не уменьшается.По сему отдельная благодарность всем авторам и участникам этого фильма.Его должны видеть все кто хочет знать правду о евреях!
 
Сергей Лойко | 05.11.2013 07:45
Спасибо, Александра. Этот фильм не только про Польшу. По случаю Дня Народного Единства нужно в России по телевизору показать ВСЕМ.
 
Гость Татьяна Горина | 04.11.2013 20:45
Спасибо за рецензию и выставленный фильм с субтитрами.
Вы правы, "Стерня"- лучшее название для такого фильма.
Смотреть надо всем.
Спасибо создателям фильма за мужество. 
В России должны появиться такие правдивые рассказы. 
По стерне ходим мы и наши дети.
Босыми ногами.
 
Исак Ф. 04.11.2013 | 04.11.2013 20:06
Дорогая Александра! Так получилось, что я сначала Посмотрел этот потрясающий фильм, а потом прочитал Вашу прекрасную, замечательную рецензию. Огромное спасибо Вам и низкий поклон создателям фильма, решившим и сумевшим показать нелицеприятную для многих историческую правду. Это своеобразный кинематографический памятник жертвам не только Едвабне, но и других подобных мест в Литве и Украине. Ещё раз-спасибо.
 
Сергей Шафир, кинорежиссер | 04.11.2013 14:33
Уважаемая Александра, прочитал, посмотрел фильм - до сих пор душа болит. Начинаю работать над документальныи фильмом об одной еврейской семье отказников семидесятых годов, которую убивал весь вполне благополучный город Новосибирск. Если Вас эта история заинтересует, мой адрес  - shafir@list.ru 
Спасибо Вам!
 
Гостьвладимир | 04.11.2013 12:07
Страшно- но ведь такое творили не только поляки....до сих пор, даже в благополучных странах, может произойти все что было = и если не сегодня, то завтра послезавтра, через год, через два, через пятьдесят лет. Неистребимая ненависть к чужим никогда не умрет Благодарен создателям фильма !!!! и тем немногим Людям не потерявших человеческий облик.А я живу и мои потомки будут жить на своей Земле А фильм научит нас никогда не терять человеческий облик.
 
ГостьМарк Каганцов, Воркута | 04.11.2013 08:29
http://7x7-journal.ru/post/33823?r=komi
 
Гость Виктор Кудрин. | 03.11.2013 00:37
Спасибо за отличную рецензию. Тема очень актуальна для России. Для своей игры "16- РАЙ на ЗЕМЛЕ за 44 года" ("Общественная цель или сообщество Постоим Рай на Земле за 44 года" на FACEBOOK) тоже ввожу Перепись ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Где все участники сами выбирают себе баллы: положительные или отрицательные. Каждая Перепись имеет свой рейтинг. И через 44 года подводятуя итоги. На примере этого фильма: родители в Переписях выбирали себе отрицательные баллы, а младший сын начал записывать себе положительные баллы. Цель каждой фамилии: через 44 года выйти с положительным рейтингом. Даже те, кто продавал ему надгробные плиты, или просто не помогал ему и считал его сумасшедшим, записывают себе отрицательные баллы. А через 44 года внуки объясняют на уроках ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ, почему их отцы и деды записывали себе отрицательные баллы. Из тех фамилий, которые имеют отрицательный рейтинг. Думаю, что стыд перед потомками заставит сегодня тех, чьи отцы и деды накосячили, перекрыть своими добрыми делами их грехи. Чтобы фамилию при подведении итогов имела положительный рейтинг.
 
Гость Sava | 02.11.2013 18:55
Изуверство немцев к евреям пробудил Гитлер.Избавленный от тирана германский народ, в основном послевоенное поколение молодых немцев,смогли в определенной мере, возможно не всегда искренне, осудить преступное прошлое своих недалеких предков и покаяться за их страшные грехи.
Но это не значит,что там исключены случаи, подобные рассказанному сценарию польского кино.
Антисемитизм интернационален и неистребим.
 
Гость тамара орехова | 02.11.2013 13:03
Александра,ваша статья пронзительна как крик души. Прочувствовала каждой клеточкой своего тела эту трагедию, эту боль.Но я не видела чтобы в нашем городе у нас в стране шел фильм "Стерня". Если он появится в прокате, то обязательно схожу.Весь мир катится в бездну. Если сравнивать современность, то найдешь немало эпизодов и в нашей жизни: Турция, Сирия и т.п.Я не нахожу слов, которыми могла бы выразить свое впечатление от прочитанного. Спасибо Вам за прозрение. Мы часто за чертой своей благополучной жизни не видим страданий и горя.
 
Гость | 02.11.2013 12:14
jjjjjj
 
Сергей Г. | 02.11.2013 11:49
Александра,спасибо за этот потрясающий текст!!!
 
Ирина Баранова | 01.11.2013 23:06
Александра, статья великолепная, столько боли душевной, личного Вы вложили в неё, что безусловно не может не найти отклик в душах читателей. Обязательно всей моей, слава Б-гу, большой семьёй, посмотрим фильм. Я вообще люблю польский кинематограф. Он был честным даже тогда, когда находился под пятой Советов.
 
Валерий, Бат-Ям | 01.11.2013 06:21
Поклониться хочу полякам - всем создателям этого страшного фильма - за честность и правду, пусть и жестокую. И поклон Александре Свиридовой - ничего сильнее и точнее о каком-либо фильме не читала. Это не рецензия, это как дыхание на замерзшее оконное стекло, только оно вытапливает окошко размером с пятачок, но через этот "пятачок" можно видеть что там, за окном. Еще не вся правда нам открыта, но есть надежда на таких смелых людей, как эта группа, сделавшая этот фильм. А статью Свиридовой надо включить в программу школ Польши, России, Украины и других стран. Еще раз - спасибо. Смотрите фильм. Читайте Свиридову.
 
Элб | 01.11.2013 06:08
Дорогая Александра!
Что тут можно добавить к вашему (нашему) крику горечи и боли. Музыки в этом мало, ничтожно мало, но появилось, хотя бы - в Польше, и шепотом - в некотрых странах Европы. А ведь еще есть Украина (и далеко не только), полная "едвабнами" по самое горло. 
Где Б-г, вот в чем вопрос. Но ведь ответ должен быть!
Покаяние? Разумение детей и внуков? Или во всем этом изуверстве - есть своя, непостижимая разуму , и даже искусству, логика?
Нет ответа. И боль не помогает понять. 
Неужели в жизни имеется один единственный ответ: "Все - суета сует"? 
Красиво для дискуссий на конференциях, страшно для понимания сути чЕЛОВЕКА.
Извините. И благодарю за вашу Боль и Сострадание.

 


Тяжкий труд предстоит полякам – принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали... К ним достучался пепел «жидков». 

Принять, что отцы – убийцы – это только начало. Главное - отмолить грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг - следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история сдвинется с мертвого круга, по которому идет веками и, глядишь, пойдет другим путем. 

Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться: «Это сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный строгий вопрос «Кто убил царя?» отвечает: «Я» - и выкалывает себе глаза в отчаянии, карая себя и вбивая в мировую культуру фундаментальный символ внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и искать вовне. Всё – внутри тебя. 

Дожить до того дня, когда Россия развернется на себя – не с моим счастьем. 

Обсуждать символику убийства Юзека через распинание его на деревянной створе амбара не берусь. Не очень понимаю, почему так поступили ненавидящие его соседи-католики. Почему убили – понятно. Не понимаю, почему ТАК. Он не становится от этого ни Христом, взявшим на себя грехи всех, ни искупительной жертвой. Остается еще одним трупом на совести земляков-убийц. Только уже поляком, а не евреем. И убивает его не представитель отцов, а кто-то из поколения детей. 
Кончили убивать чужих – перешли на своих. Хотя какой он им СВОЙ, если раскопал тайну, которую они взялись хранить? 

Сколько фильм продержится в прокате – зависит только от нас: пойдем смотреть – будут сборы – будет он на афише. Не пойдем – исчезнет через три-четыре дня. Как было не раз с прекрасными фильмами, которые американцам не по зубам. 

Как поведут себя польские националисты, живущие в Америке, увы, предсказуемо. 

Фильм удостен первых наград: 
приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном кинофестивале 2013 года и приза критиков на международном фестивале в Гдыне (2013). 

Посмотреть «Aftermath» можно в Нью-Йорке в Lincoln Plaza и в Cinema Village 1-го ноября, в Лос-Анджелесе в The Royal, Playhouse - 15 ноября, и в Town Center – 15 ноября. 

Все фото: Marcin Makowski / Apple Film Production / Monolith Film

 

 

СМОТРИТЕ ЭТОТ ФИЛЬМ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

(Русские субтитры)

 


 


Автор: Александра Свиридова, Нью-Йорк

 

 

Комментарии к статье:




 

Гость Илья Ташкер | 10.11.2013 06:51
1 liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post175956465/ 
К 70-ЛЕТИЮ ПОГРОМА В ЕДВАБНЕ Название - ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОКАЯНИЯ.
Автор - Андрей КОЛЕСНИКОВ, обозреватель "Новой газеты". 12.07.2011
... Похожая история в июле 1941 года была в Дунаевцах на границе Бессарабии и Украины. Убийства прекратились только тогда, когда оставшиеся в живых евреи забаррикадировали улицу и бросили в толпу погромщиков невесть откуда добытую гранату. На следующий день в поселение вошли немцы и расстреляли выживших. Кто-нибудь проводит поминальные мероприятия в Дунаевцах? Кто-нибудь приносит за убийства соседей извинения? По иронии судьбы, в июле 2001 года правительство Украины внесло Дунаевцы в число исторических мест республики, но вы нигде не прочитаете о том, что жители этого ныне райцентра убивали евреев....

2 echo.msk.ru/pda/blog/emiliya_dementsova/1029918-echo/
Эмилия Деменцова 12.03.2013 17:59:: В стране невыученных уроков 
 
Илья | 10.11.2013 00:25
Спасибо.
 
Электрон Добрускин | 09.11.2013 17:48
Несколько лет назад на сайте ЭНС я рассказал о белорусском Едвабне – местечке Добромысли. http://www.elektron2000.com/dobruskin_0130.html 
Перепечатали, насколько знаю, 2 сайта – «М З» http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1293 и «Евгений Иванов» http://evgenyivanov.livejournal.com/825294.html Было много замечательных выступлений http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.01.html, вплоть до того, что читатели нашли фотографию памятника и статьи в тамошних газетах. Выступления на израильских сайтах были, в общем-то, ожидаемые. Выступления на русском сайте – смотрите сами:
«Плохой, никуда не годный автор, этот товарищ Электрон. Занимается передёргиваниями и подменой понятий». 
«За исключением рассказа про Голден Меир и Сталина это "семейные воспоминание". Т.е. либо клевета, либо свидетельство очевидца». 
«Совсем непонятно к чему это? Белорусы чтоли убили всех в Добромышле?». 
«Ну я верю что всякое бывает, но не на таком уровне "свидетельствования". Почитайте "Я из огненной деревни", там всё документально, никаких личных рассказов убитых о том кто их убил». 
«Вы бы поспрашивали у белорусских евреев. Просто их очень многих знаю очень хорошо, и тексты про зверства белорусов по отношению к евреям... скажем так, сволочей среди белорусов не меньше чем среди представителей любой другой нации, но про белорусов которые прямо участники геноцида наравне с немцами это просто идиотизм какой-то». 
После фильма это смотрится особенно остро.
На выступления читателей как мог, ответил. http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.02.html
 
Михаил | 09.11.2013 17:43
Глубокоуважаемая Александра!
Ещё раньше много читал о "подобном": Кельце, Едвабне и несть им числа... Казалось, что знал. Но знание это - книжное, НЕ от сердца... А посмотрел фильм и увидел всё другими глазами... Слов не хватает, комок в горле... А на просторах нашей бывшей Родины зазеленели свежие росточки этого самого. Глядишь, и разрастутся пышным цветом... Откровенно говоря, не знаю, что делать, но что-то делать НАДО! Иначе - ясно...
 
Гость | 09.11.2013 11:55
Да, статья потрясающая, спасибо. 
В Молдавии в первые дни войны, моя бабушка и две тёти с семьями были убиты соседом, который работал у моей бабушки.
 
Гость Igor | 08.11.2013 23:13
Я прочитал не только рецензию, но и отзывы на неё. Сколько хороших, правильных людей их написали! А что делается в сегодняшней России?! Она галопом скачет в сторону фашизма- все это видят и понимают...Ведь именно вас ждут на баррикадах против ублюдков, марширующих там (пока!) по улицам. Они ничем не отличаются от польских..............
 
Agnessa | 08.11.2013 15:24
Спасибо за фильм!
Это должны знать все,не только поляки.Такое было во многих городах и сёлах,русских,украинских и пр.
Хотелось бы иметь возможность выложить фильм в сеть на другие сайты.Жаль,что нет иконки* рекомендовать*различным ресурсам.Придётся рассылать вручную,а это значительно ограничит аудиторию.
 
Алис C. | 08.11.2013 00:00
Я долго ждал момента посмотреть этот фильм - мне прислал его мой друг или лучше сказать учитель - ему уже 71 и живет в Вильнюсе. Я много читал и слушал об этом от свидетелей - теперь об этом снимают кино, мы с тобой отчасти причастны к знанию истории такого плана, но не придаем особого значения. У меня для себя есть успокоительное, когда я начинаю летать мыслями в облаках - мечтать - вот оно - "Выйди на улицу и хорошенько осмотрись по сторонам и тебе, скорее всего, не с кем будет поговорить". Посмотри кино и прочти статью! Я останавливал его, чтобы дочитать субтитры, это не пропаганда - так было и не только в Польше и не только после войны - так было тысячи лет и до этого времени
 
Гость | 07.11.2013 15:43
Александре спасибо.Прочитала на разрыв сердца...и в конце поняла,что фильм уже не смогу смотреть...настолько сопереживала,читая...Может пройдет немного времени и найду силы посмотреть.Хочется поблагодарить и создателей фильма за честную правдивость и мужество несмотря ни на что. Хочется верить,что никогда такое не повторится...и человек будет достоин своего звания.
 
ГостьМихаил Марголин | 07.11.2013 01:36
Дорогая Александра! Спасибо. Нет слов - одни слезы.
 
Элеонора Шифрин | 06.11.2013 12:03
Уважаемая Александра! Ваша рецензия по глубине, силе и честности достойна этого фильма, сделанного кровью сердца. Глубокая благодарность Вам и создателям фильма, название которого Вы, безусловно, перевели куда более точно. Последствия могут разными людьми оцениваться по-разному, а вот стерня - это неизбежная боль и кровь для тех, кому это поле стороной не обойти, жизни на нем не избежать. 
И спасибо Марку Каганцову за ценнейшее дополнение.
 
Каган Вилен,Нью-Йорк | 06.11.2013 05:12
Уважаемая Александра!Ваша рецензия это 2-я серия совершенно потрясающего фильма...
Далеко не все знают,что подобные Едвабне были в Литве,Белоруссии и Западной Украине.Те,кто поныне скрывают это просто затаились в ожидании благоприятного момента.
Помните это вне зависимости от нынешнего места проживания!
 
Гость Виктор Кудрин | 06.11.2013 04:54
В Польше не второе, а уже третье поколение живет на еврейских костях. В России это уже пятое поколение. Не надо национализировать кости. Всегда пишу, что национальностей всего две: хороший человек и плохой человек. Если человек хороший, с ним и работать одно удовольствие, и время проводить приятно. И ни кого не интересует, какой он национальности или религии.
 
Дан Рогинский | 05.11.2013 23:21
Смотреть этот фильм я не могу. Достаточно тяжело читать его пересказ. Поэтому спасибо Александре Свиридовой.
Но... "Завидую полякам, дожившим до этого дня"? 
"Завидую полякам", убивающим своего односельчанина поляка Юзека - за то, что он - "белая ворона", испытывает ужас и отвращение от содеянного не только с евреями, но и с их "жидовскими" могильными камнями? Я бы сказал "содеянного зверства", если бы этим не обидел зверей. 
"Завидую полякам", которые нисколько не отличаются по своим моральным устоям (вернее, по их отсутствию) от их отцов-убийц? И единственное "исправление" положения, на которое они способны, это убийство того, кто учит иврит - чтобы понять, что написано на могильных камнях, - потому что для него, в отличие от всех его односельчан, убитые "жиды" - люди.
"Завидую"? Я не завидую самому себе: довелось жить на планете, где ТАКИЕ принадлежат к тому же биологическому виду, что и я.
 
Гость | 05.11.2013 20:54
Потрясающий фильм и статья о нем. Спасибо!
 
Гость | 05.11.2013 08:13
А ведь второе поколение убийц продолжает жить на еврейских костях,зная и скрывая всю правду и это самое страшное.И количество антисемитов в мире не уменьшается.По сему отдельная благодарность всем авторам и участникам этого фильма.Его должны видеть все кто хочет знать правду о евреях!
 
Сергей Лойко | 05.11.2013 07:45
Спасибо, Александра. Этот фильм не только про Польшу. По случаю Дня Народного Единства нужно в России по телевизору показать ВСЕМ.
 
Гость Татьяна Горина | 04.11.2013 20:45
Спасибо за рецензию и выставленный фильм с субтитрами.
Вы правы, "Стерня"- лучшее название для такого фильма.
Смотреть надо всем.
Спасибо создателям фильма за мужество. 
В России должны появиться такие правдивые рассказы. 
По стерне ходим мы и наши дети.
Босыми ногами.
 
Исак Ф. 04.11.2013 | 04.11.2013 20:06
Дорогая Александра! Так получилось, что я сначала Посмотрел этот потрясающий фильм, а потом прочитал Вашу прекрасную, замечательную рецензию. Огромное спасибо Вам и низкий поклон создателям фильма, решившим и сумевшим показать нелицеприятную для многих историческую правду. Это своеобразный кинематографический памятник жертвам не только Едвабне, но и других подобных мест в Литве и Украине. Ещё раз-спасибо.
 
Сергей Шафир, кинорежиссер | 04.11.2013 14:33
Уважаемая Александра, прочитал, посмотрел фильм - до сих пор душа болит. Начинаю работать над документальныи фильмом об одной еврейской семье отказников семидесятых годов, которую убивал весь вполне благополучный город Новосибирск. Если Вас эта история заинтересует, мой адрес  - shafir@list.ru 
Спасибо Вам!
 
Гостьвладимир | 04.11.2013 12:07
Страшно- но ведь такое творили не только поляки....до сих пор, даже в благополучных странах, может произойти все что было = и если не сегодня, то завтра послезавтра, через год, через два, через пятьдесят лет. Неистребимая ненависть к чужим никогда не умрет Благодарен создателям фильма !!!! и тем немногим Людям не потерявших человеческий облик.А я живу и мои потомки будут жить на своей Земле А фильм научит нас никогда не терять человеческий облик.
 
ГостьМарк Каганцов, Воркута | 04.11.2013 08:29
http://7x7-journal.ru/post/33823?r=komi
 
Гость Виктор Кудрин. | 03.11.2013 00:37
Спасибо за отличную рецензию. Тема очень актуальна для России. Для своей игры "16- РАЙ на ЗЕМЛЕ за 44 года" ("Общественная цель или сообщество Постоим Рай на Земле за 44 года" на FACEBOOK) тоже ввожу Перепись ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Где все участники сами выбирают себе баллы: положительные или отрицательные. Каждая Перепись имеет свой рейтинг. И через 44 года подводятуя итоги. На примере этого фильма: родители в Переписях выбирали себе отрицательные баллы, а младший сын начал записывать себе положительные баллы. Цель каждой фамилии: через 44 года выйти с положительным рейтингом. Даже те, кто продавал ему надгробные плиты, или просто не помогал ему и считал его сумасшедшим, записывают себе отрицательные баллы. А через 44 года внуки объясняют на уроках ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ, почему их отцы и деды записывали себе отрицательные баллы. Из тех фамилий, которые имеют отрицательный рейтинг. Думаю, что стыд перед потомками заставит сегодня тех, чьи отцы и деды накосячили, перекрыть своими добрыми делами их грехи. Чтобы фамилию при подведении итогов имела положительный рейтинг.
 
Гость Sava | 02.11.2013 18:55
Изуверство немцев к евреям пробудил Гитлер.Избавленный от тирана германский народ, в основном послевоенное поколение молодых немцев,смогли в определенной мере, возможно не всегда искренне, осудить преступное прошлое своих недалеких предков и покаяться за их страшные грехи.
Но это не значит,что там исключены случаи, подобные рассказанному сценарию польского кино.
Антисемитизм интернационален и неистребим.
 
Гость тамара орехова | 02.11.2013 13:03
Александра,ваша статья пронзительна как крик души. Прочувствовала каждой клеточкой своего тела эту трагедию, эту боль.Но я не видела чтобы в нашем городе у нас в стране шел фильм "Стерня". Если он появится в прокате, то обязательно схожу.Весь мир катится в бездну. Если сравнивать современность, то найдешь немало эпизодов и в нашей жизни: Турция, Сирия и т.п.Я не нахожу слов, которыми могла бы выразить свое впечатление от прочитанного. Спасибо Вам за прозрение. Мы часто за чертой своей благополучной жизни не видим страданий и горя.
 
Гость | 02.11.2013 12:14
jjjjjj
 
Сергей Г. | 02.11.2013 11:49
Александра,спасибо за этот потрясающий текст!!!
 
Ирина Баранова | 01.11.2013 23:06
Александра, статья великолепная, столько боли душевной, личного Вы вложили в неё, что безусловно не может не найти отклик в душах читателей. Обязательно всей моей, слава Б-гу, большой семьёй, посмотрим фильм. Я вообще люблю польский кинематограф. Он был честным даже тогда, когда находился под пятой Советов.
 
Валерий, Бат-Ям | 01.11.2013 06:21
Поклониться хочу полякам - всем создателям этого страшного фильма - за честность и правду, пусть и жестокую. И поклон Александре Свиридовой - ничего сильнее и точнее о каком-либо фильме не читала. Это не рецензия, это как дыхание на замерзшее оконное стекло, только оно вытапливает окошко размером с пятачок, но через этот "пятачок" можно видеть что там, за окном. Еще не вся правда нам открыта, но есть надежда на таких смелых людей, как эта группа, сделавшая этот фильм. А статью Свиридовой надо включить в программу школ Польши, России, Украины и других стран. Еще раз - спасибо. Смотрите фильм. Читайте Свиридову.
 
Элб | 01.11.2013 06:08
Дорогая Александра!
Что тут можно добавить к вашему (нашему) крику горечи и боли. Музыки в этом мало, ничтожно мало, но появилось, хотя бы - в Польше, и шепотом - в некотрых странах Европы. А ведь еще есть Украина (и далеко не только), полная "едвабнами" по самое горло. 
Где Б-г, вот в чем вопрос. Но ведь ответ должен быть!
Покаяние? Разумение детей и внуков? Или во всем этом изуверстве - есть своя, непостижимая разуму , и даже искусству, логика?
Нет ответа. И боль не помогает понять. 
Неужели в жизни имеется один единственный ответ: "Все - суета сует"? 
Красиво для дискуссий на конференциях, страшно для понимания сути чЕЛОВЕКА.
Извините. И благодарю за вашу Боль и Сострадание.

-->
Источник: Мы здесь
  • 10-11-2013, 17:14
  • Просмотров: 22311
  • Комментариев: 10
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 10)

Давид

11 ноября 2013 19:31
Меня это не удивляет, так как поляки - известные антисемиты. На территории Польши на протяжении прошлых столетий неоднократно происходили еврейские погромы, которые эти "верующие" католики совершали с особой жестокостью. Почитайте произведения Элизы Ожешко, например, "Меир Юзефович" или "Над Неманом"
1

SaSHa

12 ноября 2013 08:36
не могу смотреть такие фильмы. очень тяжело. родился , через 10 лет после войны, но очень часто снятся сны , где меня закапывают, сжигают, убивают. А текст - превосходен.!
2

Игорь 1-й

12 ноября 2013 09:01
Могу вас уверить, что в России этот фильм будет запрещён без единого показа. Сам я тоже не могу себя заставить его посмотреть, нервы уже не те. Понимаю. что фильм гениальный, но для меня ничего нового не откроет. Начитан и наслышан. Этот фильм для антисемитов, но они его смотреть не будут. Значит, этот фильм для инопланетян, прилетевших на землю и желающих получить прадставление о человечества.
3

Serg

12 ноября 2013 14:37
Не надо иллюзий. Польша была есть и будет антисемитской. Никакие фильмы тут не помогут.
4

Николай

13 ноября 2013 03:54
Друзья, не надо всех по одну гребенку. Поляки дали самое большое количество признанных праведников мира, около 6000 человек. Они спасли Полянского, Лема, Шпильмана. В спасении каждого еврея принимало участие несколько человек, т.к. спасенных передавали из рук в руки. Посчитайте сами, сколько получается праведников - десятки тысяч. Посмотрите фильм ПИАНИСТ, там это показано. А ведь не всех далеко смогли признать официально, т.к. не было уже свидетелей и доказательств через много лет. Потом и отношений с Израилем уже не было много лет.
Ожешко и Мицкевич хотя бы писали сочувственно о евреях, а кто в русской и украинской литературе такое написал ?
Малоизвестный факт - к восстанию в варшавском гетто1943 г. просоединилось несколько польских антифашистских отрядов, в том числе Иваньского и Василевского. Они прекрасно понимали, на что идут. У капитана АК Генрика Иваньского в боях в гетто погибли двое сыновей и брат, жена заразилась туберкулезом, выхаживая еврейскую девочку.
5

Джуиш

13 ноября 2013 11:39
Мать рассказывала: в возрасте 16 лет вместе с матерью и старшим братом была в эвакуации в Бийске ( сами мы из Белоруссии, из Гомельской обл). Вернулись в 1946. Узнали: красные уже ушли, немцы еще не пришли. Так свои (??!!) приходили и убивали и грабили, вчерашние добрые соседи, которые приходили одолжить соли, хлеба. Убили акушерку-еврейку, которая чуть ли не у всех местных баб принимала роды.А что грабили? У одного деда в сарае нашли 20 корыт и тазов, кучу мотыг и прочей дребедени. Главное было хапнуть на халяву. Нет, антисемитизм нельзя искоренить, к нему надо быть всегда готовым.
6

Валерий Лисовский

14 ноября 2013 02:29
Здравствуй Александра ! Дорогая Саша ! Я потрясён твоей статьёй, хотя я много об этом знал. Я читал, а на встречу мне шли души, тени невинных людей, я слышал их мольбы о помощи, как - будто я был тогда вместе с ними.....был их частью. Ты наверное меня вспомнишь, если вдруг прочтёшь это и коммуналку на Речном и наши поездки на машине. Найди меня в Skype - cobakin3 Думаю, что будет о чём поговорить.

Nrnberg , Валерий Л.
7

diafar

14 ноября 2013 08:44
THANK YOU!!!!!!! VERY Touchable!!!!!!!
8

КЫШ

28 ноября 2013 12:49
Для начала евреи не должны отворачиваться друг от друга ,что видим сплошь и рядом. Снобизм и хамство и брезгливое отталкивание от своего народа еврейских нуворишей- сам тут станешь антисемитом
9

еврей

13 декабря 2013 15:48
Да, фильм , безусловно, очень честный и своевременный. Антисемитизм, сдабриваемый арабской нефтью. снова лезет из всех дыр. Побольше бы таких фильмов.
10

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список