Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Евреи на Владимирской земле

Диктор Юрий Левитан и художник Исаак Левитан, поэт Александр Безыменский, комсомольский лидер Герасим Фейгин, профессор Перси Гурвич — это только самые видные представители двухсотлетней владимирской еврейской общины.

 

«Владимир традиционно славился незлобливостью в «еврейском вопросе», - пишет в вышедшей в конце декабря в издательстве «Калейдоскоп» книге очерков истории и культуры «Евреи на Владимирской земле» ее автор, известный архивист Галина Мозгова. В книге собрано огромное количество интересных фактов, о многом не знают даже сами члены владимирской еврейской диаспоры.

 

ЖИЗНЬ ПОД ПОЛИЦЕЙСКИМ НАДЗОРОМ

Первым официально зарегистрированным евреем на Владимирщине (более ранние либо находились здесь нелегально, либо «проходили мимо» на каторгу в Сибирь) был австрийский подданный Шмерель Пиндер в 1817 году. Едущего из Симбирска в Москву иностранца после неизбежной для всех полицейской волокиты пропустили дальше. Вторым оказался прусский торговец Шлезингер. В принципе же из Владимира годами слали в столицу доклады, что «кагалов, синагог, духовных училищ и должностных лиц не находится», еврейские солдаты и офицеры расквартированных полков в счет не шли.

Впрочем, к концу 1870-х здесь уже жило 165 мужчин и 54 женщины иудейского вероисповедания, поскольку в годы правления царя-освободителя Александра II послабления получили не только крепостные, но и иноверцы — купцы и ремесленники. Правда, «жалует царь, да не жалует псарь» - местные чиновники евреев прищучивали при первой возможности. Едва не выслали за «черту оседлости» часовщика, приторговывавшего золотом, и двух винокуров, пускавших налево дрожжи.

Тогдашний владимирский губернатор, чтобы надзорные органы не пороли горячку, издал постановление не выселять за пределы губернии проблемных евреев «до особого Министерства внутренних дел распоряжения». 

 

ВЕЧНЫЕ ГОСТИ

Формально в XIX веке национальность подданных Российской империи не учитывалась, считалось только вероисповедание. Любой еврей мог принять христианство и жить вне «черты оседлости», которая отграничивала южные губернии и за которой постоянное проживание иудеев было запрещено. При всем этом судили обычно, как говорят и по сей день, «не по паспорту, а по физиономии», так что оседлые евреи в центре России были редкостью. Но были.

В начале правления «самого русского» царя Александра III во Владимирской губернии жило больше тысячи евреев. Помогали разные хитрости: один, например, жил по привилегии купца Первой гильдии, а остальные при нем как бы приказчиками, и даже лжеусыновленными «детьми». Случались чистки - без разбора, иудей или крещеный. Раз под них попал и творивший на Владимирской земле великий живописец Исаак Левитан, которого дважды за еврейство на время высылали из Москвы. К слову, был ли он в итоге крещен, до сих пор доподлинно неизвестно.

Описание разбирательств евреев с властями и между собой (конкуренция вынуждала) на тему, кто законно живет во Владимире, а кто нарушает инструкции, и должен быть выслан, занимают в книге Галины Мозговой многие страницы. В феврале 1911 года успешную проверку документов прошел неграмотный портной Берка Шмуйлович Левитан, член правления еврейского молитвенного дома, отец знаменитого диктора Юрия Левитана. В свое время и с него взяли штраф за то, что незаконно приютил свою племянницу Фейгу Сандлер. Девушку выслали из города в семидневный срок, в случае же неповиновения, ей, как и остальным, грозил тюремный этап. Но на каждое мелочное правило находилась своя уловка, и к царстованию Николая II число евреев на Владимирщине не изменилось.

 

КАК ПО НОТАМ

Доступ еврейских детей к образованию был жестко регламентирован. Однако им было позволено учиться живописи, музыке и других искусствам. Еврейские оркестры — особая глава в городской летописи. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня открытия Петром Ставровским музыкальной школы во Владимире (сейчас детская музыкальная школа № 1 имени С.Танеева). В ней служил преподаватель по классу скрипки Янкель Гринблат.

Ни один гастролирующий еврейский оркестр, не имел права задержаться во Владимирской земле надолго. Осенью 1898 года два еврейских оркестра были специально приглашены именитыми жителями в Суздаль и Муром «для игры в Клуб на зимний сезон». Но полицейское самодурство тут как тут - оба были высланы полицией из губернии.

 

«Я УМЕРЕННО ГРОМИЛА...»

Благотворители-евреи — в силу общей бедности их было немного — жертвовали не только соплеменникам. “Владимирские ведомости» в июне 1856 года сообщили о том, что государь император «Высочайше повелеть соизволил» благодарить за пожертвования проезжавших через г. Юрьев «музыкантов из евреев», которые вырученные ими за концерт 126 рублей отдали в пользу «воинов, падших под Севастополем».

Управляющий Меленковской мануфактурой Яков Цаде пожертововал на рождественские праздники в губернии 50 рублей. На что местные черносотенцы отреагировали: «Да наверное полиция одумается и не разрешит!»

Вообще тогдашняя пресса в «еврейском вопросе» не стеснялась. В стихотворной «перекличке губерний» об итогах погромов 1906 года в газете «Владимирец» Владимирская губерния сообщает: «Я умеренно громила..»

Правая газета «Владмирский край» писала, что «кадетский клуб в Петербурге вечно наполнен евреями, настоящее царство лжи и сплетен, пропитанный ненавистью ко всему русскому». Публиковали стихи: «Губы сжаты, уши — веером, нос — горбом, сомнений нет...»

 

Сегодня в музее хранится роскошный знак Владимирского братства хоругвеносцев.Черносотенцы свой голос поднимали смело, однажды даже самостоятельно, без полиции разогнали первомайскую демонстрацию пролетариев, но все же громили больше на словах. Как бы то ни было, в результате в предвоенном 1913 году во Владимире осталось лишь триста евреев. За время Первой Мировой войны их количество несколько увеличилось за счет беженцев из западных губерний, но точных цифр на тот период и первые годы советской власти не существует.

 

Последняя глава книги «Евреи на Владимирской земле» посвящена истории владимирского еврейского кладбища под стеной Владимирского централа. Рассказ о революционных годах и советском владимирском еврействе обещано продолжить в следующих томах.

 

Автор: Михаил Язынин

На втором фото: Перси Борисович Гурвич

Фото: Петр Соколов

  • 10-01-2014, 12:12
  • Просмотров: 7150
  • Комментариев: 1
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 4)

Давид

11 января 2014 19:25
Это, конечно, не совсем в тему. Но евреи, где бы они не жили на российской земле, всегда украшали ее своими замечательными талантами. Так, например, в Ростове, в семье раввина Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер родились девочки - Евгения, Мария, Елена, Елизавета и Ольга, ставшие выдающимися музыкальными педагогами, основавшими знаменитое Московское музыкальное училище, впоследствии названное их именем. Их брат, Михаил Фабианович, стал выдающимся педагогом, композитором и государственным деятелем.

.
1

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список