Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Россия

Версия для печати


 Хамец, маца и марор. Как пермские евреи празднуют Песах


В понедельник в пермской еврейской общине начали праздновать Песах. В воскресенье, 20 апреля, в отличие от традиций православных, праздник уже закончится. 

 

Сжигание хлебных крошек

Каждое утро недели Песаха пермские евреи собираются в синагоге на молитву. В зале места для женщин отделены от мест для мужчин деревянной перегородкой. Бывает, что перегородки нет. Тогда женщинам и девочкам с трех лет запрещается сидеть между двумя мужчинами. Исключение составляют родственники и мужья.

 

В первые два вечера – в понедельник и вторник – евреи собираются в центральной городской синагоге на Седер – особый обряд. По традиции, в Израиле Седер проводится только один раз в первый день праздничной недели сразу после восхода звезд. В Перми его проводят дважды, чтобы в нем смогли принять участие больше верующих.

 

Перед Седером в каждом доме принято прибираться, в том числе убрать все запасы хлеба, вплоть до крошек. Все найденные крошки хлеба собираются и до 11 утра первого дня Песаха сжигаются. Все места, откуда их никак убрать не удалось, покрываются пленкой. В пермской синагоге это кухня и столы, на которых проходят трапезы.

 

Если запасы хлеба не удалось убрать из помещения, то его (помещение) принято символически продавать – чаще человеку, не являющемуся евреем. Так, в этот Песах две комнаты в пермской синагоге проданы москвичам. На дверях висит табличка «хамец».

 

Раввин пермской общины. Фото: АиФ / Анна Гилева

 

Куриная косточка

На Седере отмечают годовщину выхода евреев из Египта, освобождение от рабства. Пища, которую верующие употребляют в этот день, символична.

– Кто раб? Тот, кто раб своих желаний, – говорит раввин Дан Машковский, приехавший из Израиля.

 

Элементы Седера – красное вино, сделанное евреем в Израиле; сваренное вкрутую яйцо; марор – горький и острый салат, обозначающий жизнь еврейского народа; мясная косточка; карпас – вареная картофелина; харосет – смесь толченого грецкого ореха, фиников, имбиря – символ глины, которую месили евреи, находясь в египетском рабстве.


Обычаи Седера адаптированы для Перми. Так, в Израиле мясная косточка жертвы, входящая в число основных элементов праздника, в пермской еврейской общине заменена на куриную кость.

– Нельзя приносить жертву, если нет храма. А храм для нас только один – в Израиле, на храмовой горе. А если храма нет, то и жертв нет. Мы вместо приношения жертв каждую субботу читаем дополнительную молитву, – комментирует Ефим Ааронович.


Харосет также делают по-другому: не добавляют финики, заменяют их яблоком. Грецкий орех и яблоко – уже достаточные элементы для получения символичной «глины».

 

Подготовка к Седеру. Фото: АиФ / Анна Гилева

 

Хамец и маца

Вообще, как рассказал раввин, весь смысл Песаха определяет хлеб – хамец и маца, как называют его евреи.

Подготовка к Седеру и начинается со слова хамец. В Торе упоминается, что во время Исхода из Египта израильтяне «...испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»  (Исх. 12:39).

Согласно учению, эти лепешки еврейский народ испек на камнях за пределами города. То, что приготовлено из пресного теста – маца. Хамец – любое мучное блюдо, тесто для которого прошло процесс брожения. Брожение требует времени. Но еврейский народ покидал Египет в спешке, поэтому на Седер можно есть мацу и нельзя хамец.

 

Еврейский молитвенник. Фото: АиФ / Анна Гилева


– На самом деле, в каждом слове, в каждой букве, в расстоянии между букв, в их величине есть смысл. Если брать иврит как язык, в котором буквы все святые, то есть «хамец» – это квасное. Есть «маца» – это пресный тип. Различие между двумя словами в двух буквах, – рассказывает раввин, говоря о похожести написания этих двух слов и о глобальной разнице значений.

– Перепутать хамец и мацу – это грех, преступление, – объясняет израильский раввин.

 

Автор: Лариса Сафронова 


Источник:АиФ | Оцените статью: +7

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Зиновий

19 апреля 2014 01:22
Этот материал о подготовке к Песах в г.Пермь(Россия) напомнил мне сюжет, показанный по ТВ каналу RTVI (русскоязычный из Америки). Там тоже говорили о подготовке к Песах и, в частности, об уничтожении остатков ХАМЕЦа в каждом еврейском доме и других местах. При этом показали короткий сюжет из Иерусалима: на городской площади в огромной бадье(размером с кузов автосамосвала) горит огромный костер, к которому верующие евреи сносят остатки ХАМЕЦА(а лучше бы хлебные крошки). Все приношенное сжигается. Традиция есть традиция, но в этом же сюжете показали двоих мальчиков, которые с улыбками несут к костру целые булки-по нескольку штук в руке. Это же ВАРВАРСТВО - сжигать хлеб!!!! Видел бы этот сюжет кто-нибудь, скажем, из блокадников Ленинграда ! Сразу же пошла ассоциация: толпы в фашистской Германии сжигают книги.
Что тут можно добавить ? Я вовсе не против традиций нашего нраода, но всем нужно же меру знать! А тут дети сразу же видят истинную цену хлеба - вековой еды человечества(вне зависимости от религии). моя жена три дня не может успокоиться - только об этом и вспоминает.
1

Антон Пунтус

20 апреля 2014 11:40
Зиновий, хочу вас успокоить. Еврейский народ как никакой другой знает цену хлеба. Если во время еды за столом присутвует хлеб, то после трапезы обязательно должно быть произнесено благословение "Биркат амазон" (самое длинное и сложное из благословений, на произнесение которого "тратится" никак не меньше 15 -20 минут). А сжигать хлеб во время Песаха - это традиция, которая символизирует полный отказ от квасного. Пусть даже и в такой "варварской" по вашему мнению форме. Только полностью отказавшись то хлеба на время Песаха начинаешь понимать его цену.
2

Добавление комментария



Наш архив