Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Хороший вопрос

В каждый наш приезд в Израиль самым одухотворяющим событием для меня становится шаббат, который мы непременно проводим в поднявшемся на Иудейские горы пригороде Иерусалима Маале Адумим, в русскоязычной общине Маханаим, основанной ещё в семидесятые годы прошлого века в Москве одноклассниками математической школы №7.

 

Надеюсь, кто-нибудь из старожилов этой общины напишет её историю. По яркости и глубине характеров её участников, увлекательности и необычности их житейских метаморфоз, наконец, значению Маханаима для истории нашего народа, такая книга могла бы стать не только сильнее Фауста Гёте, но и содержательнее Войны и мира графа Льва Толстого.


В этом году субботнюю вечернюю трапезу в Маале Адумим мы провели в семье учёного-биофизика, ныне он занимается криптографией – Миши Кара-Иванова. История клана Кара-Ивановых типична своей необычностью для израильских семей. Дед Миши –  один из лидеров «кровавой клики Тито», герой Югославии. Мама Эрлена Матлина была крупным биохимиком, доктором наук. Большим её вкладом в еврейство стал задуманный и составленный ей сборник «Из прошлого к настоящему»  – замечательный групповой портрет алии из СССР. Мишина жена и некогда одноклассница Ира Дашевская – руководитель просветительских программ Маханаима и мать их восьмерых детей. Слава Богу – в общине Маханаима восемь детей в семье не уникальны. Сам Миша – один из основателей Маханаима, автор книги комментариев к Торе, статей, посвящённых его собственным оригинальным концепциям в иудаизме.

 

Большое собрание Мишиных детей в тот шаббат имело специальную причину – обрезание первого сына младшей Мишиной дочери. За столом можно было усмотреть групповой портрет молодого израильского общества – ребят разных происхождений и профессий. Муж одной из дочерей – смуглый парень с необычной причёской – изгнанник из Гуш Катифа, и, как наши патриархи – пастух. В прошлый наш приезд он, после окончания шаббата, давал женщинам урок –  как изготовлять сыр. Ребята Кара-Ивановы принадлежат к разным направлениям иудаизма. Младший из сыновей и мать новорожденного примкнули к ХАБАДу. В Трёх мушкетёров у Дюма француз на всякий случай воспитал одного своего сына католиком, другого гугенотом. После этого братья гонялись друг за другом, чтобы убийством подтвердить истинность своей веры. В доме Кара-Ивановых хасиды и религиозные сионисты уживаются мирно.

 

Миша предложил собравшимся обдумать интересный вопрос. Над разрешением его я размышляю уже несколько недель.

 – Какая картина нашего мира адекватна  – спросил хозяин дома  – как установившегося, требующего подправить здесь, улучшить там, но в целом завершённого? Или – балансирующего на грани и существующего чудесным образом?


Вопрос этот, мне кажется, был рождён мыслями о мистическом смысле предстоящего события. На следующий вечер, после окончания шаббата, начинался праздник Пурим. Если бы всё шло, как уже заведено, по первому сценарию, описанному Мишей, евреи могли быть в эту дату в Персии  уничтожены. Но «в ту ночь не спалось царю» (Мегилат Эстер 6:1)  Почему-то Ахашверошу тогда попалась под руку именно летопись о том, как Мордехай спас его. Это стало началом падения злодея Амана и спасения евреев.

В ту же дату, намеченную Аманом для избиения евреев – 15 адара, но уже в 1953 году, когда вновь, казалось, неизбежная гибель нависла над нами в СССР, неожиданно умер иной Аман – Сталин.

 

Да вся история евреев протекает на таком балансировании. В ситуации видимой безнадёжности перед нами вдруг расступается Красное море. Израиль не мог быть создан, а созданный, должен был многократно быть раздавлен многочисленными врагами. Но каждый раз очередное чудо позволяет ему уцелеть.

 

Когда, в самом начале семидесятых, я услышал по зарубежному радио, что какие-то евреи требуют для себя права покинуть Советский Союз, я решил, что речь идёт о самоубийцах. Та страна пожрала десятки миллионов своих граждан. Пожрать ещё несколько смельчаков ей ничего не стоило. Чудо прорыва советских евреев из «империи зла» – очередное в нашей истории.

 

Гурский ребе, объясняя, почему празднование в пасхальную ночь чуда исхода евреев из Египта называется «седер» – порядок – заметил: «чтобы научить нас, что чудо в нашей истории – в порядке вещей!»   

 

Я думаю, балансирование на грани – необходимое условие вечности нашего народа. В таких условиях невозможно состариться. Я стал так думать, вернувшись из Израиля в Америку и осмотревшись. Картина стабильности мира, предложенная Кара-Ивановым, тоже имеет место быть. Но, почти всегда, не для евреев.

 

Отцы-основатели разработали для США замечательную конституцию. Много лет ушло на то, чтобы её полностью воплотить в жизнь, создать успешное американское общество. Потом требовалось лишь «подправить здесь, улучшить там, но в целом всё было завершено». И началось старение, деградация общества. Если некуда идти вперёд, приходится идти в сторону, а то и назад. Сейчас духовность и осмысленность американского общества – прекрасное воспоминание.

 

Мы наблюдали такое и в СССР. К 1980 году, как Хрущёв и запланировал в принятой в 1960 году программе КПСС, «материально-техническая база коммунизма» была завершена. Потребовалось ещё 11 лет, и страна, казавшаяся железобетонной, состарилась и рассыпалась.

 

Этот механизм, в комментариях к «Поучению отцов», объясняет наш мудрец Магарал (1512-1609). Человек или общество не могут стоять на месте. Если нет движения вперёд, наступают деградация и смерть. Испытания, сопутствующие нам всю нашу историю, не позволяют нам стоять на месте. Это может быть неуютно. Может быть опасно и страшно. Но так мы платим за свою вечную молодость. Стабильность, как показывает сегодняшнее стремительное исчезновение преуспевающей и недавно крупнейшей из еврейских общин – секулярной американской – признак наступающего увядания.

 

Миша Кара-Иванов, ещё школьником почувствовавший веление времени для советских евреев отправляться в путь, и в духовный, и в пространстве, а сейчас воспринимая мир на своих Иудейских горах так, как это возможно только в Израиле, своим вопросом обозначил такую странную динамику нашей истории.

Хороший вопрос, лучше возможных ответов.

 

Иллюстрация

Источник: Sem40
  • 14-05-2014, 23:52
  • Просмотров: 3255
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список