Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

«Они здесь жили… Заметки о еврейском наследии Вильнюса"

На днях Вильнюсское издательство «Versus Aureus» издало новую книгу историка Генриха Аграновского «Они здесь жили… Заметки о еврейском наследии Вильнюса"

Немного истории

Литва в течение длительного времени была краем, где проживало многочисленное еврейское население. Здесь родились или долгое время жили всемирно известные мастера культуры: скульпторы Марк Антокольский, Илья Гинцбург и Жак Липшиц, художники Хаим Сутин, Исаак Левитан, Иехуда Пэн, Лазарь Сегал, скрипач Яша Хейфец, пианист Леопольд Годовский,  балетмейстер Асаф Мессерер — родоначальник рода знаменитых мастеров балета Мессереров-Плисецких, создатель международного языка эсперанто Людвик Заменгоф, книгоиздатели Роммы, Дворжецы, Илья Ефрон, Абель Сыркин, Борис Клецкин, писатели Ромен Гари, Хаим Граде, Авром Суцкевер, известные революционеры Лео Иогихес, Аркадий Кремер, Осип Минор, Арон Либерман, Арон Зунделевич  и другие.

 

Родом из Литвы видные сионисты: Давид Вольфсон, Герман Шапира и многие другие; знаменитые талмудисты, раввины и религиозные авторитеты: Шабтай Ха-Кохен, Элияху бен Шломо-Залман - Вильнюсский Гаон, Аврахам Посволер, Хаим бен Ицхак из Воложина, Исраэль Салантер, Исраэль Заречер-ГинцбергИсраэль-Меир ха-Кохен, Бецалель бен Моше ха-Кохен, Аврахам Карелиц, Хаим-Озер Гродзенский, основатель семьи известных филантропов Габриэль-Яааков Гинцбург.

 

Среди этой многочисленной и далеко не полной плеяды выдающихся людей особо почетное место принадлежит Вильнюсскому Гаону. Влияние Гаона на интеллектуальную жизнь евреев было настолько значительным, что именно со времени его деятельности Вильнюс стал духовным центром литовских евреев, «Литовским Иерусалимом», как его называли ввиду особой роли города в культурной жизни евреев Европы.  «Этот город оказывал в течение столетий воздействие на жизнь евреев в самых отдаленных странах, и это своеобразное влияние «Литовского Иерусалима» ощущается в различных областях и в наши дни», - писал известный знаток истории города Лейзер Ран.


 История вильнюсских евреев насчитывает более шести столетий. Известно, что в 1323 году литовский князь Гедиминас обратился к западноевропейским купцам и ремесленникам с призывом приехать в его новую столицу Вильнюс (этот год и считается официальной датой основания города). Как полагает историк Федор Добрянский, «уже в 1326 году появляются здесь евреи, имевшие собственный гостиный двор».


В конце XIV века в Великом княжестве Литовском уже существовали еврейские общины в Тракай, Бресте (самая большая), Гродно, Луцке и Владимире-Волынском. Правовые отношения этих общин с христианским населением были узаконены привилегиями, данными им Витаутасом Великим в 1388 и 1389 гг.


Согласно преданию, первым свидетельством наличия в Вильнюсе еврейского населения являлся документ магистрата от 1478 г. (в настоящее время утрачен), в котором было упомянуто еврейское кладбище.  К 1440 г. относится предание об основании в Вильнюсе Старой синагоги. Известно и послание московского посла Михаила Еропкина к великому князю литовскому, королю польскому Казимиру от 1490 года, в котором содержится упоминание о вильнюсских евреях: «На реке Велье, близ Вильны, Михайло Данилов, жидовин…»

 

В 1495 г. по велению великого князя Александра (брата короля) евреи были изгнаны из Литвы. Став в 1501 г. королем Польши, Александр отменил указ, и с 1503 г. евреи получили право селиться по всей территории Литвы, причем они могли выкупить и свое конфискованное имущество.

В 1507 г.  великий князь литовский, король польский Сигизмунд Старый подтвердил привилегии евреям, данные Витаутасом Великим, однако в 1527 г.вильнюсские мещане-христиане, опасаясь конкуренции со стороны еврейских торговцев и ремесленников, добились от короля права, согласно которому евреям запрещалось проживать и торговать в Вильнюсе. И хотя привилегии евреям были включены и в первый Литовский статут (1529 г.), лишь в 1551 году Сигизмунд Август разрешил некоторым евреям вести торговлю в Вильнюсе,  арендовать дома и лавки и открыть ломбард для выдачи ссуд под залог движимого имущества. Считается, что еврейская община здесь складывается только к концу XVI века. Признанной датой основания еврейской общины является 1568 год, что говорит о том, что к этому времени у евреев Вильнюса были и кладбище, и синагога – непременные атрибуты существования общины.

В 1573 году, когда шляхта получила право строить на собственных землях культовые здания любых конфессий, в том числе и синагоги, в Вильнюсе была заложена Большая синагога, которая вскоре стала центром формирующегося еврейского квартала.


В 1665 году, спасаясь от казаков, захвативших город во время войны Речи Посполитой с Московским государством, многие евреи бежали из Вильнюса, оставшиеся были вырезаны, а город сожжен. Однако позже бежавшие возвращались в город, и жизнь продолжалась: если в 1662 году в Вильнюсе проживало 415 евреев, то в конце XVII века – 1300, в 1764 году – 3635; кроме того, в приписанных к вильнюсскому кагалу корчмах и пивоварнях – 1023.


К концу XVIII века вильнюсская еврейская община становится самой большой в Литве – около 5 тысяч человек.

В 1799 году в городе издаются первые книги на иврите. Вильнюсская еврейская типография, принадлежавшая семье Роммов, длительное время была одной из двух еврейских типографий, действовавших на территории Российской империи (Литва была присоединена к России после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году). В первой половине  XIХ века Вильнюс становится и одним из крупнейших центров движения Хаскалы (еврейского просвещения), подготовки общественных раввинов и еврейских учителей. Здесь жили известные ученые и литераторы, писавшие на иврите и идише Мордехай-Ахарон Гинцбург, Аврахам-Довер Лебензон и его сын Миха-Йосеф Лебензон, Шмуэль-Йосеф Фин, Айзик-Мейер Дик, Матитьяху Страшун, Йехуда-Лейб Гордон  и др.  С 1847 года работало раввинское училище (ВРУ), выпускавшее учителей и общественных раввинов; возникли первые казенные еврейские школы.

В 1897 году в Вильнюсе, где проживало уже почти 64 тысячи евреев (всего жителей – 155 тысяч), существовало  около 20 еврейских школ и религиозных училищ, несколько крупных еврейских организаций. «В Вильне, разумеется», мечтал устроить ешибот – еврейскую академию и герой рассказа Шалом-Алейхема «Будь я Ротшильд».

В 80-е годы XIX века здесь начал свою деятельность Лео Йогихес (псевд. Ян Тышка) – представитель литовского, польского и немецкого социал-демократического движения. В 1889 году в Вильнюсе состоялся 2-й съезд движения Hovevey Tsion  (ивр. «Любящие Сион»), явившегося предшественником сионистской организации.

В 1892-1895 годах в городе находился в ссылке Лев Мартов (наст. Юлий Цедербаум)  – будущий лидер российских социал-демократов (меньшевиков). Здесь он вел активную пропаганду.

В 1897 году Аркадием (наст. Арон) Кремером (1865-1935) на чердаке одного из домов в районе Лукишкес, не сохранившегося до наших дней, был проведен 1-й съезд Бунда.

С 1901 года этот союз стал называться «Союзом еврейских рабочих Литвы, Польши и России». «Отец Бунда» А. Кремер был избран членом ЦК на 1-м съезде РСДРП в Минске, где вильнюсские еврейские социал-демократы были представлены тремя делегатами из девяти участников съезда.


В 1914 году в Вильнюсе проживало 98 тысяч евреев (всего жителей – 235 тысяч). Им принадлежало (по данным 1912 г.) 1340 домов (28%). После Первой мировой войны из-за эвакуаций, болезней и голода население города значительно сократилось и составляло в 1920 году 128 тысяч, в том числе – 46 тысяч евреев.


В 1920 году Вильнюс стал столицей так называемой «Срединной Литвы» - практически провинции Польши. В 1922 году это искусственное «государство» было официально включено в состав Польши, и вильнюсская еврейская община оказалась отрезанной от общественной жизни евреев Литвы. В 20-30-е годы установились более тесные связи с еврейскими общинами Польши.


Межвоенный период отмечен новым подъемом культуры вильнюсских евреев. С 1925 года здесь действовал один из главных центров мировой еврейской культуры – Еврейский научный институт - ИВО (Yidisher Visnshaftlekher Institut - YIVO)  с филиалами в Варшаве, Нью-Йорке и корреспондентскими пунктами во многих странах мира. По словам  Лейзера Рана, Вильнюс постепенно превратился в «Иерусалим языка и культуры идиш». 


В городе были театры, музыкальный институт, музей, две крупные еврейские библиотеки, начальные школы и гимназии с преподаванием на идише и иврите, а также еврейские гимназии с преподаванием на польском языке. На идише и иврите выходили пять ежедневных газет и одна еженедельная (1938 г.), ряд журналов и другие издания. В 1929 году в Вильнюсе возникло объединение писателей и художников Yung Vilne (ид. «Молодая Вильна»), вскоре получившее широкую известностьВ него вошли писатели Хаим Граде, Авром Суцкевер, Шлойме Бейлис, Шмарья Качергинский, Мойше Левин, Елхонон Воглер, Перец Миранский, художники Бенцион Михтом, Рохл Суцкевер, Шейне Эфрон и др. В 1935 году в Вильнюсе проживало 58 тысяч евреев (всего жителей – 207 тысяч).


Вторая мировая война стала катастрофой для евреев Европы. Спасаясь от немецких  войск, многие польские евреи в конце 1939 года бежали в Вильнюс (вильнюсская еврейская община выросла тогда до 67-70 тысяч). В том же году Вильнюс был возвращен Литве.

В 1940 году оккупированная советскими войсками Литва стала одной из республик Советского Союза. В 1940 году и в первое полугодие 1941года несколько тысяч евреев – в основном беженцы – покинули Вильнюс: кому-то удалось эмигрировать, кто-то переехал в другие города, а многих (среди них и будущего премьер-министра Израиля и лауреата Нобелевской премии мира Менахема Бегина) депортировали вглубь СССР, в основном в Сибирь и на крайний Север, вместе с другими «антисоветскими элементами».

Согласно официальным данным всего было сослано 2613 евреев (9 процентов всех сосланных), однако многие историки считают, что количество ссыльных евреев было значительно больше. Лишь немногие смогли спастись бегством летом 1941 года, так как город был оккупирован немецкими войсками 24 июня, на третий день войны Германии и Советского Союза. 


Предположительно к этому числу в Вильнюсе оставалось около 60-65 тысяч человек. Вскоре в Понарах (Paneriai) начались массовые расстрелы. К началу сентября 1941 года, то есть к моменту создания гетто, в Понарах уже была уничтожена почти треть еврейского населения Вильнюса. 6-7 сентября 1941 года в Вильнюсе были созданы 2 гетто – Большое и Малое, в которых было около  40 тысяч евреев. За осенне-зимние месяцы 1941 года из вильнюсских гетто в Понары было отправлено более 20 тысяч человек. В октябре 1941 года ликвидировано Малое гетто, а в сентябре 1943 года – Большое.


После освобождения Вильнюса от немецких оккупантов 13 июля 1944 года в городе было зарегистрировано 600 евреев, только 300 из них являлись жителями Вильнюса.

 

Предполагалось, что еще около 500 человек не подпали под регистрацию. Постепенно, к 1959 году, когда была произведена очередная перепись населения, за счет вернувшихся с фронта, из партизанских отрядов и концентрационных лагерей, за счет уцелевших и переехавших сюда из литовских местечек, а также приезжих из других советских республик еврейское население Вильнюса тоже увеличилось и составило 16.534 человека (максимальное число за все послевоенные годы).


С тех пор численность евреев в Вильнюсе постоянно сокращается: в 1979 году – 10 тысяч (всего жителей – 481 тысяча), в 1989 году - 9 тысяч (всего жителей – 576 тысяч), в конце 1991 года - 4 тысячи (всего жителей – 580 тысяч), в 1996 году – менее 4 тысяч (всего жителей – около 575 тысяч), в 2001 году – около 2800 человек, в настоящее время (2012 год) - менее 2500.


В 1949 году в городе была закрыта единственная еврейская школа, детский дом для сирот и еврейский музей, действовавшие с 1944 года. С тех пор, кроме еврейской художественной самодеятельности, ничто до последнего времени не напоминало о жизни «Литовского Иерусалима». Впрочем, это не совсем так. Старое и новое в Вильнюсе тесно переплетается, и те, кто интересуется историей города, знают, что на месте Дворца спорта, на протяжении столетий было еврейское кладбище; на месте новой застройки правой стороны улицы Немецкой (Vokiečių) стояли дома старого еврейского квартала, в котором находилась Большая синагога и жил Виленский Гаон; на месте домов по улице А. Вивульского (AVivulskio) – Еврейский научный институт (ИВО), а лестницы, по которым жители Вильнюса в течение 30 лет поднимались на  гору Тауро (Tauro kalnas) к Дворцу профсоюзов, были  выложены из надгробных камней с еврейских могил. Лестницы были разобраны в 1990-х годах, остался только сложенный из надгробных камней туалет по улице Паменкальнё (Pamenkalnio) и опорные стенки на этой и многих других улицах и площадях Вильнюса.


В 1988 году при Фонде культуры Литвы была создана группа поддержки еврейской культуры, преобразованная в следующем году в Общество культуры евреев Литвы (ОКЕЛ, председатель Эмануэлис Зингерис, с 1990 года сопредседатель - Григорий Канович). В 1991 году Общество было преобразовано в Общину евреев Литвы (председатель  Григорий Канович, с 1993 года – Семен Альперович (Cимонас  Альперавичюс)). На собрании членов Общины в июле 2013г. председателем была  избрана Фаина Куклянските, а почетным председателем-Семен Альперович 


11 марта 1990 года Сейм (парламент) Литвы провозгласил независимость республики. С тех пор сделано многое: в 1991 году состоялась первая конференция евреев Литвы, открылись школа, музей, детский сад, еврейская библиотека, группа иудаики при Национальной библиотеке им. Мартинаса Мажвидаса, Институт идиша при Вильнюсском университете, ряд еврейских организаций.  Проведены три  Всемирных конгресса литваков, издано множество книг еврейской тематики на литовском и русском языках. Еврейская культурная жизнь, прерванная почти на пять десятилетий нацистским и  советским режимами, продолжает существовать.

 

Благодарим нашего постоянного читателя Пинхоса Фридберга за присланный материал

Источник: Sem40
  • 23-08-2014, 21:21
  • Просмотров: 5009
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Трудоустройство




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список