Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
---

Версия для печати

 Как стать евреем и быть им

Наши политики - и русскоязычные, и "коренные" - почему-то убеждены, что главная мечта их нееврейских (по букве здешнего закона) избирателей - это стать "задокументированными" евреями.

 

Да, наверное, эти "негалахические" не против числиться евреями и для этого пройти какой-нибудь легонький гиюр, при этом, по возможности, не ограничивая себя в употреблении некошерных морепродуктов. Они готовы к этому с той же легкостью, с какой в СССР «полукровки» (как же мне режет слух это, в общем-то, вполне нормальное слово!) для облегчения быта записывались в паспортах «русскими», чувствуя себя в душе евреями.

 

80-й афоризм Козьмы Пруткова из «Плодов раздумий» гласит: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Перефразировав его для наших израильских реалий, я провозглашаю: «Если хочешь быть евреем, будь им!» Потому что я твердо убежден: каждый человек может чувствовать себя, кем он хочет. Хоть зулусом. Вопрос религии, как и вопрос национальности – это вопрос самоидентификации, а уж никак не Кнессета, правительства или главного равината, «производящего» людей в евреи.

 

Но это мое личное мнение, с которым не согласны Кнессет, правительство, главный равинат, а также многие граждане.

 

Я полагаю, что если человек, рожденный евреем и украинкой, ощущает себя евреем (а людей с таким ощущением в Израиле большинство), ему вовсе не нужно на это разрешение равината. Он может соблюдать субботу, голодать в Йом кипур, читать агаду за пасхальным столом, и даже на входе в синагогу от него не потребуют предъявления доказательств галахической принадлежности к еврейству. Я знаю много негалахических пар, которые праздновали свою свадьбу по всем еврейским традициям, под хупой и со «светским равом» (что делать: наша сюрреалистическая действительность породила и такой оксюморон). Ни в одной анкете и ни в одном документе, кроме записи в Управлении регистрации населения, графы национальности нет. А, впрочем, израильтянин может и не соблюдать ничего этого, но все равно чувствовать себя евреем, как он чувствовал им себя в СССР, даже если был записан «русским».

 

Четверть века, прошедшая с начала большой алии, показала, что и сами «половинки», «четвертинки» и даже полностью неевреи, многие из которых, будучи рабиновичами и вайнштейнами, были приучены в СССР чувствовать себя евреями, вовсе не рвутся проходить гиюр. Так что, процент репатриантов из бывшего советского пространства, прошедших гиюр, позорно (правда, непонятно, для кого позорно) мал.

 

Между тем, наши политики — и русскоязычные, и «коренные» — почему-то убеждены, что главная мечта их нееврейских (по букве здешнего закона) избирателей — это стать «задокументированными» евреями. Да, наверное, эти «негалахические» не против числиться евреями и для этого пройти какой-нибудь легонький гиюр, при этом, по возможности, не ограничивая себя в употреблении некошерных морепродуктов. Они готовы к этому с той же легкостью, с какой в СССР «полукровки» (как же мне режет слух это, в общем-то, вполне нормальное слово!) для облегчения быта записывались в паспортах «русскими», чувствуя себя в душе евреями. Бытие, в конце концов, в большинстве случаев определяет сознание, и эту марксистскую истину простым отрицанием марксизма не опровергнешь. Ведь проблема гиюра и вытекающей из него национальности, записанной в каких-то компьютерах управления регистрации населения министерства внутренних дел, — это проблема не идейная, а сугубо материальная, сулящая определенные материальные выгоды. Пусть и такие экзотические выгоды, как возможность сочетаться браком с евреем (еврейкой) на территории Израиля или счастливая привилегия быть похороненным на ближайшем еврейском кладбище, а не на каком-нибудь находящемся за тридевять земель и не слишком ухоженном месте упокоения для неевреев. А поиск материальных благ от перехода в иудаизм — это как раз и есть то, что противоречит самой идее гиюра. Как известно, проводящие гиюр, согласно религиозной норме, должны всячески отговаривать претендента на почетную запись «еврей», предупреждая его о тех невыносимых (для меня, например) ограничениях, которые накладывает на него эта запись в ее религиозном смысле.

 

Поэтому борьба за облегчение гиюра, которую ведет сейчас Ципи Ливни вместе с соратниками из других партий, и которая грозит вылиться в священную политическую войну с непредсказуемым итогом для коалиции, представляется мне в высшей степени лицемерной. По законопроекту Элиэзера Штерна, право проводить гиюр будет иметь не только лютый равинатский суд по «приему в евреи», но и городские раввины, причем кандидат в иудеи может выбрать такого раввина по своему усмотрению. По замыслу сторонников законопроекта это значительно облегчит процедуру.

 

По моему глубокому убеждению, гиюр, который не связан с принятием иудейской веры и, соответственно, с возложением на себя обязательства соблюдать кашрут, субботу и прочие ритуалы веры – это подмена понятий , и попытка закрыть глаза на главную проблему — существование нееврейского меньшинства в израильском обществе. Вот когда в стране религия будет отделена от государства, то есть равинат и равинатский суд лишатся статуса государственных органов, чьи функции распространяются на всех – религиозных и светских евреев и на нееврейских граждан (да-да, и это лишение статуса отнюдь не означает умаления роли религии в духовной жизни израильтян), тогда и гиюр будут проходить не ради записи в графе «национальность» реестра населения Израиля, а исключительно по духовной потребности приобщиться к мудрости иудаизма.

 

Но при этом одновременно должны быть полностью уравнены в правах, включая даже самые, на первый взгляд, малозначительные, все граждане Израиля без исключения. Чтобы все граждане могли заключить брак в своей стране и получить право на достойное захоронение. Тогда статус «еврея» ничем не будет отличатся от статуса любого другого гражданина Израиля. Вот за это надо бы бороться нашим депутатам! И это то, на что уже два десятка лет клянутся положить свои мандаты и партбилеты депутаты от «русских» партий. Но в итоге НДИ сегодня гордится лишь «историческим» законом о праве на заключение брака между двумя неевреями, для чего надо получить соответствующую справку о нееврействе из… главного раввината. Число таких заключенных браков, кстати, можно сосчитать на пальцах одной руки.

 

Вот когда такое равенство будет достигнуто, тогда можно со спокойной душой облегчить прохождение гиюра. Ибо тогда гиюр будут проходить не ради возможностей, а исключительно, чтобы приобщиться к иудейской религии. То есть, по-честному.

 

25 октября 2014 // Лев Авенайс


Источник:Relevantinfo.co.il | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария