Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

В Южной Дакоте раввина ждут год

Первые евреи поселились на территории американского штата Южная Дакота более 150 лет назад, во времена золотой лихорадки. Они занимались преимущественно торговлей разнообразными товарами для старателей. К 1920 году численность еврейского населения Южной Дакоты достигла 1,3 тысяч человек, однако затем начала сокращаться.


Сегодня местная еврейская община насчитывает всего 390 человек, что составляет примерно 0,05% от всего населения штата. По численности еврейского населения Южная Дакота занимает последнее место среди всех штатов США, отмечает Associated Press

Еврейская молодежь штата активно перебирается в крупные города. «Никто не хочет быть последним, кому придется выключать свет в аэропорту», — иронизирует Стив Бенн, врач-акушер из города Рапид-Сити. Бенн возглавляет местную общину, в которой он выполняет также обязанности моэля и организатора бар-мицв.

Среди еврейского населения Южной Дакоты много сотрудников базы ВВС в Эллсворте, а также врачей, работающих в индейских резервациях. Когда срок их рабочего контракта истекает, в большинстве случаев они переезжают в другие штаты. 

В двух крупнейших городах штата, Су-Фолс и Рапид-Сити, есть постоянно действующие синагоги. Синагога в Рапид-Сити в прошлом была жилым домом, который подарил общине Стэн Адельштейн, избранный от Южной Дакоты в Сенат США. 

Поскольку еврейские общины в обоих городах весьма немногочисленны, они не могут позволить себе пригласить постоянного раввина и платить ему зарплату. С 1979 года обязанности раввина в Су-Фолс исполнял Стивен Форштейн, который параллельно занимался торговлей осветительными приборами. «Я без стеснения заявляю о том, что торгую иудаизмом наравне с лампочками», — признался Форштейн в интервью 
AP в 1980 году. Однако впоследствии раввин-бизнесмен переехал в Мичиган. С тех пор общинами штата руководят светские лидеры, а во время еврейских праздников их посещают студенты иешив, в том числе участники программы ХАБАДа «Странствующий раввин». 

«Некоторые из местных жителей ждут приезда раввина целый год, чтобы задать волнующие их вопросы по еврейской традиции, — рассказал во время своего визита в Су-Фолс «странствующий раввин» Йосеф Шарфштейн. — Должен отметить, что в многоквартирном доме в Бруклине, где я живу, больше евреев, чем во всей Южной Дакоте». Хабадники привозят с собой кошерное мясо, которое невозможно купить в местных магазинах. В обычное время многим еврейским семьям штата приходится заказывать кошерную продукцию в интернете.

Стива Бенна беспокоит будущее его общины: он опасается, что численность еврейского населения в штате со временем будет только сокращаться. В настоящее время среди членов общины Рапид-Сити есть всего один ребенок школьного возраста. Недавно местные евреи обсуждали, не стоит ли им последовать примеру еврейской общины города Дотана, расположенного в штате Алабама. Там предлагается вознаграждение в размере 50 тыс. долларов любой еврейской семье, которая переедет в их город и проживет по крайней мере пять лет.

Хотя еврейские общины штата невелики, их объединяет чувство сплоченности и готовность соблюдать еврейские традиции. Некоторые жители отдаленных населенных пунктов затрачивают по три часа на дорогу в один конец, чтобы посетить шаббатнюю 
службу в синагоге Рапид-Сити. 

Между тем еврейская жизнь не затихает и в соседних с Южной Дакотой штатах, общины которых также нельзя назвать многочисленными. Раввин Хаим Брук, содиректор Бейт-ХАБАДа Монтаны, считает своей целью добиться того, чтобы на дверном косяке каждого еврейского дома в штате была установлена мезуза. По словам Брука, заповедь мезузы приобретает на Диком Западе особое значение: смысл этой мицвы состоит в том, что благодаря мезузе еврейский дом находится под верховной защитой Б-га, в то время как в Монтане издавна привыкли полагаться главным образом на огнестрельное оружие. 

«Я молод, мне всего 31 год. И я надеюсь с Б-жьей помощью снабдить мезузой каждый еврейский дом штата. Монтана должна стать самым защищенным штатом в стране. Но не за счет кольтов и браунингов, а благодаря мезузам. Пусть мезуза защищает нас наряду со Второй поправкой к Конституции США», — улыбается Брук. 

Затею раввина нельзя не назвать амбициозной, сообщает 
AP: штат Монтана занимает территорию в 381 тыс. кв. км, превосходя по площади, например, Германию. При этом еврейское население штата, согласно переписи 2010 года, составляет всего 1350 человек (хотя Брук убежден, что реальный показатель в 2,5 раза больше). 

«Здешние евреи буквально жаждали приобщиться к идишкайту, — рассказывает раввин. — Люди распахнули перед нами не только двери своих домов, но и свои души. И мы не стремимся моментально превратить местных евреев в ортодоксов. 
Мы просто знакомим их с основами нашей традиции».


Материал подготовил Роберт Берг

Источник: Jewish.ru
  • 4-01-2015, 19:20
  • Просмотров: 3454
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 68
     (голосов: 5)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список