Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Забытые имена

Версия для печати


 Франческа Гааль. Забытое кино


Ее настоящие имя и фамилия многим киноманам ничего не говорят. В мировой истории кинематографа она для всех так и осталась загадочной роскошной Франческой Гааль. А еще - маленьким задорным Петером, поющим с мерцающего киноэкрана веселые песенки…


Знаменитая актриса и певица родилась в феврале 1904 года в Будапеште в семье венгерских евреев, и звали ее до того самого времени, пока не появился этот элегантный артистический псевдоним, Фанни Зильберштейн.


Кстати, с именем и фамилией, данными ей от рождения, она прожила недолго.


И причиной тому - стремительная артистическая карьера, которую сделала хрупкая девчонка с необычной внешностью.


Забегая вперед, подчеркнем: когда актриса получила огромную популярность, ее тонкие брови и вздернутый носик настолько понравились прекрасной половине человечества, что быстро вошли в моду.


14-летняя Фанни, скрыв свой истинный возраст, поступила в театральную школу.


И уже через два года эта худенькая неприметная девочка просто великолепно вошла в амплуа травести. Играла, например, роли задиристых мальчишек. Кинокритики называли ее «прелестной малышкой со щепоткой перца в крови».


Судьбе было угодно, чтобы Франческа Гааль стремительно ворвалась в число звезд кино. И все произошло закономерно.


Немой синематограф уходил в прошлое. Наступил этап звукового кино. На роли требовались артисты, не только умеющие хорошо играть, но и петь.


И тут Франческа Гааль подходила, как никто другой. В 1931 году она удачно снялась в фильме «Паприка», где исполняла песни Фридриха Ваксмана.

Успех был оглушительным. Однако в 1933 году два подписанных актрисой договора пришлось расторгнуть. Виной тому - расовые мотивы.


Ведь к власти в Германии в этом году пришли фашисты, и еврейке строить какие-то перспективы в этой стране не было никакого смысла.
Известно, что даже сам Адольф Гитлер не имел ничего против ее творчества. Он только не мог смириться с ее неарийским происхождением.


Свою творческую карьеру Франческа Гааль продолжила в Австрии. Так же успешно, как и на родине. И все потому, что в Вене тогда еще никто не обращал внимания на указания рейха. Наоборот, ими всячески пренебрегали.


Всем нравились фильмы с участием Франчески Гааль, но только не доктору Геббельсу и его министерству пропаганды. Поэтому представить, что эти фильмы начнут показывать в кинотеатрах «Третьего рейха», было просто невозможно.

Фильм «Петер и Ева» Германа Костерлица стал суперпопулярным и показал, какой огромный творческий потенциал имеет Франческа Гааль.
Ведь в нем она снялась сразу в двух заглавных ролях, объединенных в одном лице.


Все потому, что по сценарию маленькая Ева, облачившись в одежду мальчишки, работает на бензоколонке под именем Петер.


В этот же период актриса снимается в Австрии в популярных картинах Джо Пастернака «Маленькая мама» и «Катерина». Сам Джо Пастернак в те годы возглавлял европейский филиал американской фирмы «Юниверсал».


Советские кинозрители, как и кинозрители других стран, тоже были в восторге от героинь, сыгранных этой актрисой. Настолько, что ей подражали, как и по всей Европе.


Не повезло только фильму «Катерина», там по сценарию бурный роман бедной девушки и богача наперекор всему заканчивается браком. Советский Главлит решил, что брак между горничной и сыном миллионера невозможен. Финал вырезали, и фильм потерял целостность и гармоничность. Известный актёр Владимир Хенкин читал с эстрады и даже записал на пластинку фельетон о бедной Катерине, пострадавшей от произвола «идейных» бюрократов, но финал фильма так и не был восстановлен.

 


Поклонники Франчески были уверены, что дистанции между актрисой и её персонажами - девушками в робе бензозаправщика, или в фартуке горничной практически не существует. Модной стала даже стрижка «под Петера». В магазинах получали солидную прибыль от продажи шляпок «маленькая мама».
Многие делали деньги, используя популярное имя звезды кино и другим способом. Например, выпуская массу граммофонных пластинок с популярными песнями, которые исполняла Франческа Гааль.

 

А потом в Австрии проявило себя фашистское правительство, и мечтать о том, что Австрия станет надежным убежищем для Франчески Гааль и ее окружения, тоже уже было нельзя. Фашистский режим всячески преследовал евреев.


Вот почему актриса была вынуждена в конце концов переехать в США, в частности - в Голливуд.
Джо Пастернак предложил перебраться на головную киностудию «Юниверсал» не только Франческе Гааль, но Герману Костерлицу. В сложившейся ситуации это было спасением для них. В Америке блистательную звезду европейского кино встретили с распростертыми объятьями. Мало того, многие в мире кинематографа и бизнеса смело утверждали, что она успешно продолжит свою карьеру и на «Фабрике грез».


 

Так оно и было поначалу. Франческа изменила внешность, чтобы подтянуться к местным стандартам. Пришлось немножко подправить рот, нос, разрез глаз, подбородок, размер груди, изменить цвет волос и даже сбросить лишний вес, чтобы выглядеть худой. Ее немножко «вытянули», чтобы прибавить считанные сантиметры в росте.


И все бы хорошо, но… Совершенно неожиданно для многих поклонников звезда кино все бросила, снова пересекла океан и вернулась на родину. Трудно объяснить этот поступок, который приводил Франческу прямо под удар нацистской машины.


Однако есть предположение, что актриса почувствовала, как теряет популярность в чуждой ей Америке. К тому же на главную роль в римейке фильма «Весенний парад» Генри Костер (такой псевдоним взял себе в Голливуде приехавший с ней режиссер Герман Костерлиц) пригласил Дину Дурбин. Вмешалась любовь. Старый друг Франчески Иоахимсон, ставший в Америке Джексоном, женился на Дине Дурбин. Она посчитала, что друзья, бежавшие вместе с ней от фашизма, предали ее. Этого она им не простила. Франческа Гааль, несмотря на опасность, вернулась домой, в военный Будапешт, и обрекла себя на страдания.


Мать ее к тому времени уже находилась в Будапештском гетто, где и скончалась в мучениях. У сестры актрисы тоже трагическая судьба - она умерла в концлагере. Во время облавы был убит и ее племянник. А Франческа Гааль, добровольная прибывшая в этот ад, во время войны пряталась в подвале собственного дома. И так было долгих четыре года, пока в город не вошли советские танкисты.


Именно они спасли актрису, которую особенно любили в СССР за ее фильм о приключениях юного Петера. Один из советских солдат позже вспоминал:
"С группой солдат мы спустились в метро, где пряталось все мирное население города – женщины, старики, дети... Тяжелое было зрелище. Люди измучены голодом, сыростью, нас боятся. Тут от одной группки отделилась женщина и неожиданно запела, протягивая к нам руки. Это была песенка из "Петера", а перед нами стояла… сама Франческа Гааль!"


Ей выделили продукты, нормальное жилье вместо разрушенного дома, обеспечили комфорт, который только можно было создать во время войны.


Есть свидетельства, что с тем самым советским солдатом-освободителем у Франчески завязалась дружба, перешедшая в красивый роман... Но в официальной биографии актрисы об этом - ни слова.


После войны наступает новый период в творчестве актрисы - она играет главные роли в Будапештском драматическом театре, снимается в фильмах. Именно на эти плодотворные годы работы приходится визит Франчески Гааль в Советский Союз, во время которого она посетила не только столицу, но и Ленинград, Киев.


Кстати, она очень мечтала сыграть на сцене МХАТа, а также хотела встретиться с теми советскими офицерами, которые когда-то спасли ее в разрушенном Будапеште. Увы, обе эти мечты так и остались мечтами.

 

 

 

 


 

Вернувшись на родину, стареющая кинозвезда начала сниматься в одном из новых фильмов. Но новой социалистической Венгрии требовались уже другие образы и идеалы. И вновь совершенно спонтанно, как это бывало уже в ее судьбе, Франческа Гааль все бросает и уезжает в Америку - в ту страну, где о ней уже мало кто помнил.


В Голливуде тоже царили новые звезды, рождались новые образы и кумиры. Вот почему ей предложили лишь малопривлекательную работу со скромными неприметными ролями.
По сути, в этой стране она была обречена с самого начала, деньги быстро кончились, заработков практически не было, и потом Франческа вынуждена была даже голодать.


Так, обреченная на мучения и безвестность, она умерла в чужой Америке в возрасте 69-ти лет. По мнению некоторых экспертов, причиной смерти стала именно та самая «вытяжка» в несколько сантиметров - она сделала актрису выше, но беспомощной настолько, что со временем она уже не могла самостоятельно передвигаться. Каждый шаг приносил ей боль.


Маленький задорный Петер, покоривший своими танцами и песенками полмира, ушел навсегда.

 

 

 

 

 

 

 

Знаменитое танго

 

 

 



Приключения венгерки в России
Это было лето 1945. Советская армия освободила Будапешт. Ликующие толпы венгров цветами встречали освободителей. Недалеко от Будапешта, в маленьком курортном городке на Балатоне, один из наших офицеров увидел вдруг знакомое лицо среди встречающих советские танки. Он подошёл к женщине, а та бросилась к нему на шею с радостной улыбкой и поцелуями. А потом она запела песню: «Мне кажется, что я счастлива» и офицер её узнал. Это была Франческа Гааль – довоенная ещё любимица России, Европы, Америки.

Последовал большой приём у командования советскими войсками, затем Франческа пела для солдат под оглушительные аплодисменты, хохот и слёзы умиления. На самолёте её переправили в Москву. Сохранился документальный фильм о первом послевоенном физкультурном параде на Красной площади. Там есть крупный план Франчески, она улыбается, аплодирует физкультурникам в длинных по колено трусах. Сохранилась ещё фотография у входа в Госкино в Гнездиковском переулке, на которой она вместе с киноначальством. Её повезли на Мосфильм, и на встрече с руководством она изложила свою мечту сняться в СССР в фильме «Пигмалион» по Бернарду Шоу в роли Элизы Дулитл. Ей обещали, попросив время на согласование этого проекта. Ожидая решения, Гааль пошла в Малый театр, посмотрела «Пигмалион», и предложила себя на роль Элизы.

– На каком же языке вы будете играть? – поинтересовались в дирекции.

– На немецком, конечно. Если хотите, на русском. Я в Америке за два месяца выучила эту роль на английском и играла её более ста раз. Выучу и на русском.

 



Дирекция рассыпалась в похвалах актрисе и попросила время на «согласование» и «утрясание». Но никого ответа ни от театра, ни от Мосфильма так и не последовало. Бенефис Франчески Гааль в Москве не состоялся. На военном самолёте, другие тогда не летали, её любезно отправили назад, в Будапешт.

Сокращенный текст Василия СЕРГЕЕНКО сайт Passion.ru. и кинорежиссера МаркаАЙЗЕНБЕРА rubezh.eu

 

Администрация сайта благодарит за присланный материал Исаака Тендлера

Источник:Liveinternet | Оцените статью: +21

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Джуиш

20 января 2015 15:45
В школьном возрасте я имел удовольствие смотреть фильм "Петер". Это было недавно, это было давно.
1

Борис

20 января 2015 19:43
Потрясающие еврейские лица кинозвезд мужчин и женщин! Потрясающие лица и дела еврейских ученых,интеллектуалов,художников и политиков! Эти люди выросли не зная Холокоста. Современные евреи не имеют таких лиц и даже не известно,чего они(мы) ещё не имеют.
2

Гена

20 января 2015 22:00
Франческа Гааль (нем. Franciska Gaal, урождённая Фанни Зилбершпиц (Fanni Silberspitz), 1 февраля 1903 — 2 января 1973 Умерла в 69 лет, а не в 65
3

Михаил

20 января 2015 22:00
"А потом в Австрии проявило себя фашистское правительство Миклоша фон Хорти,"
Так где же: в Австрии или в Венгрии? Австро-Венгрии уже тогда не было!
4

Zealotes

20 января 2015 23:35
> А потом в Австрии проявило себя фашистское правительство Миклоша фон Хорти

Вообще-то венгр Миклош Хорти был правителем Венгрии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хорти,_Миклош
5

Борис

24 января 2015 17:18
Выросшие после холокоста евреи Диаспоры потеряли революционный интеллектуальный потенциал борьбы с интеллектуальным истеблишментом Запада. Несмотря на изобилие напр. еврейских физиков на Западе, эти люди высказывают не более революционных идей, чем прочие. Журналистика полна еврейских имен, но, к сожалению, политкорректность, приверженность либеральной(массовой на Западе) приводит к бональности, предсказуемости текстов.Во всем этом я вижу угнетающее влияние Холокоста.Этот страх не анализируется и не обсуждается профессионалами - психологами, что, по Фрейду, отправляет его в подсознание со всеми известными печальными результатами. Страх Холокоста, в отличие от средневековых преследований,обозначил конец психологии еврейского возрождения , породившего гениев -революционеров: Эинштейна, Фрейда,К.Поппера ,австрийскую школу экономистов и др.
6

OldMovieLover

25 января 2015 02:31
Приятно что Франческе Гааль уделили внимание. Автору следовало сверить свою информацию с уже имеющейся в интернете. Отяжелевшая за годы проведенные в подвале своего дома на Балатоне она смогла все же себе позволить приехать в Москву в собственном спальном вагоне с прислугой. Все это скорее испугало тетральные московские власти и ее с почетом выдворили. Мои родители хорошо помнили ее визит.
7

Добавление комментария



Наш архив