Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Наша двойная генеалогия

Недавно мне прислали шутку: «Антисемитизм – это зависть к потомкам Адама и Евы cо стороны тех, кто произошёл от обезьян». Мне она показалась, во-первых, не смешной. А во-вторых – не шуткой.

 

Перед образованными людьми, знакомящимися с Торой, возникает серьёзная дилемма: которая картина мира верна – та, что предлагается наукой, или Торой? Вселенной 14 миллиардов лет, как утверждает наука, или 5775, как говорит еврейский календарь? Произошли ли мы от обезьян или были слеплены Всевышним? Религиозному еврею приходится разделить в своём сознании две картины мира и верить шизофренически в обе.

 

Но некоторые всё же пытаются составить картину мира, согласную и с Торой, и с наукой. Принятие космологией теории Большого взрыва как причины возникновения Вселенной, вполне соответствующей Торе, придало оптимизма таким попыткам.

Замечательна работа «В начале» Натана Авиэзера, возглавлявшего кафедру физики в Бар-Иланском университете, в которой автор доказывает, что сегодняшняя научная картина возникновения Земли и жизни на ней соответствует описанным Торой шести дням творения. Другой израильский физик, строящий мост между сегодняшней наукой и нарративом Торы – доктор ядерной и планетарной физики от MIT Джералд Шрёдер.

Шрёдер просто разъясняет различие в воззрении на возраст Земли в космологии и в иудаизме. В соответствии с теорией относительности Эйнштейна, в местах с высокой гравитацией время течёт пропорционально медленнее, чем в местах с низкой гравитацией. И во вселенной может найтись точка, в которой 14 миллиардов земных лет пролетели за шесть дней.

 

Да и дату 5775 год мы ведём не от первого дня творения. Солнце и Луна возникли, Тора говорит, лишь на третий день, и поэтому непонятно – что значило – «День первый», «День второй». По Авиэзеру дни творения представляют собой эоны в сотни миллионов и миллиарды лет. Мы отсчитываем 5775 лет от шестого дня – со времени создания Адама.

Самый волнующий вопрос касается нас самих – если мы ведём свой род от Адама, то как быть с теорией эволюции, с кроманьонским человеком, с более древними неандертальцами. Их найденные останки наука датирует доадамовскими временами.

 

Неожиданную версию объяснения этому я нашёл в работе Шрёдера The science of God. Фразы книги Бытия «Сказал Бог: «Сделаем человека в образе Нашем…» (1:26) и «Сотворил Бог человека в образе Его» (1:27) могут быть событиями, разнесёнными по времени. Глаголы «сделать» и «сотворить» означают разные действия. Разницей в двух действиях может быть уровень души, оживляющей тело человека. По представлениям каббалы, этих уровней существует пять. В данном случае нас интересуют нижние. Первоначальный человек мог иметь лишь животную душу «нефеш». Сотворив же Адама, Бог «вдунул в его ноздри животворящую душу (нешама – Божественная душа), и ожил человек» (2:7). Крупнейший каббалистический комментатор Торы Нахманид предполагал – «эта фраза указывает, что до получения нешамы это было вполне живое существо, и посредством добавления нешамы оно было преобразовано в другого человека». То есть – существовал некто вроде человека, и, когда ему добавили нешаму, он превратился в другого человека, человека с Божественной душой.

 

Талмуд считает, что после травмы убийства Авеля Каином Адам и Ева разошлись. И только 130 лет спустя «Адам вновь познал свою жену, и она родила сына и назвала его именем Шет» (4:25). Но кто были сексуальные партнёры Адама все эти 130 лет? Иерусалимский талмуд объясняет, что Адам имел сношения с другими существами. Эти связи производили «не людей в буквальном смысле этого слова – те не владели духом Бога… всего лишь животных в человеческом обличье и форме... Им был дан дар интеллекта и здравого смысла» (Келим 8:5) . Такого потомка Адама Маймонид в «Путеводителе растерянных»  описывает так: «не человек, но животное, обладающее обликом и очертаниями человека, обладающее, однако, способностью к различного рода вредоносным действиям и измышлению злодеяний, каковой не обладают прочие животные. Ибо мысль свою и способность суждения, имевшиеся у него для стяжания совершенства, коего он не обрел, он использует для всевозможных ухищрений, с неизбежностью ведущих к злодеяниям и порождению зла; он как бы существо, подобное человеку и подражающее ему. Таковы были сыновья Адама, родившиеся прежде Шета» (1:7). В этих объяснениях важно и то, что Талмуд и Маймонид связывают интеллект с нефеш, с животной душой.

 

О каких-то существах загадочно сообщает Тора: «Нефилим существовали на Земле в те дни, а также позже – как придут сыновья тех, кто обладал могуществом к дочерям человеческим, и те родят им сыновей» (6:4).

 

Таким образом, мы можем объединить две истории возникновения человечества в одну. Первая – не совсем людей, делавших наскальные рисунки за 20 тысяч лет до Адама, и овладевших сельским хозяйством за 4 тысячи лет до него. Эти не совсем люди произошли, можно предположить, из обезьян. Недаром наука включает больших человекообразных обезьян и людей в одно семейство наиболее прогрессивных приматов гоминидов. Эти гоминиды могут обладать лишь животной душой – нефеш.

Другая история – создание Адама и Евы, получивших Божественную душу – нешама. Если бы этого события не произошло, современный человек отличался бы от гориллы только несколько большей сообразительностью.

 

Вся драматургия дальнейшей истории, вероятно, основана на взаимодействии двух популяций людей и в распространении Божественной души среди уже существовавшего населения планеты. Передаваться нешама может не только генетически. Так, Тора сообщает, что Аврам и Сарай, уходя из Харана, «взяли с собой… души, созданные ими в Харане» (12:5). Детей у Аврама и Сарай ещё не было; имеются в виду их ученики. Но, тем не менее, важность происхождения непосредственно от Адама и Евы подчёркивается Торой. Много страниц уделено родословной евреев, истории женитьбы Ицхака и Якова на девушках из их семейства. И велики проблемы  евреев с потомками братьев Ицхака и Якова – Ишмаэля и Эсава, взявших жён из аборигенов тех мест, вероятно, из гоминидов.

 

В сегодняшнем мире можно найти народы, географически удалённые от места распространения среди человечества нешамы. Нельзя и сравнить духовные достижения, скажем, античных греков, заложивших основы западной цивилизации, и индейцев, живущих в бассейне Амазонки, имеющих историю на тысячи лет более продолжительную, чем короткая история античных греков. Аборигены Австралии, пигмеи, папуасы, американские индейцы письменности не имели, и вообще на духовность мира практически никак не повлияли.

 Создание Адама имело следствием появление письменности – примерно пять с половиной тысячелетий назад. Этот основополагающий момент зарождения цивилизации оказался связанным с появлением в нашем мире Божественной души.

 

Если логичная версия двойной генеалогии человечества, излагаемая Шрёдером, верна, то приходится признать тот, в общем-то очевидный факт, что разные народы несут в своих представителях в среднем разный уровень нешамы. Народы, происходящие в большей степени от Адама и Евы, и народы гоминидов имеют разную духовность.

Такое различие заметно на индивидуальном уровне. Один человек признаётся праведником. Он альтруист и ради духовных понятий может действовать во вред своим биологическим интересам. В последних поколениях знамениты этим, например, Альберт Швейцер, лечивший в Габоне людей и построивший там лепрозорий, Мать Тереза, академик Андрей Сахаров. Напротив – злодей – «порождение зла» по Маймониду, альтруизмом не обременён. Он – нормальный представитель семейства гоминидов.

Нешама человека, как и целого народа, может не только создаваться, но подавляться и разрушаться воспитанием и ложными идеями. Вроде бы Гиммлер, находясь с инспекцией в Освенциме, заглянул в окно газовой камеры… и лишился чувств. Бедная нешама Гиммлера! Вопрос – есть ли намёки на Божественную душу у исламистов, не испытывающих душевных затруднений, отрезая людям головы, массово убивая детей?

 

Представленная Торой генеалогия евреев ведёт наше происхождение от первой семьи. И семейные связи у евреев, возможно, поэтому более крепкие, чем у народов, не столь прямо произошедших от Адама и Евы. Выдающийся генетик В. Эфроимсон предполагал причиной происхождения этого странного института – семьи – как и альтруизма – эволюцию. Но поскольку у других гоминидов парных семей, как и альтруизма, нет, логично предположить Божественную природу обоих этих человеческих феноменов. Влиянием наследия гоминидов можно объяснить, наверное, фактический распад семьи во многих современных обществах.

 

Поведение израильтян, наиболее полно представляющих национальный дух собранных вместе евреев, весьма анти-биологично и альтруистично, что ожидаемо от людей с нешамой . Так, многие ультраортодоксальные евреи, посвящая свою жизнь изучению Талмуда, не работают и соглашаются на сознательную нищету. Некоторые группы ультраортодоксов, на основании неких идей, враждебны еврейскому государству, защищающему и обеспечивающему пособиями их и их семьи. Оба этих анти-биологичных подхода не имманентны иудаизму. Величайшие иудейские мудрецы последнего тысячелетия: Маймонид совмещал создание великих  книг с деятельностью врача, а Раши – с виноделием. Современный же сионизм зиждется на идеях Нахманида и Виленского Гаона.

 

Анти-биологичны взгляды и деятельность также многих секулярных израильтян. Голда Меир повествует в своих мемуарах о том, как только родившийся Израиль тратил значительную часть своих скромных ресурсов на помощь образовывавшимся африканским государствам.  Израильтяне первыми, а иногда единственными несутся на помощь народам, попавшим в беду. Например, хуту, изгнанным из Руанды после устроенной ими резни народа тутси, или гаитянам. Есть все основания предположить, что благотворительность как общественный институт привнесена в наш мир евреями. 

 

Естественна вражда гоминидов с неразвитой нешамой к людям с выраженной Божественной душой. Этим, надо полагать, объясняется неизживаемый антисемитизм многих народов. Антисемитизм может служить признаком недостатка или дефекта нешамы народа или индивидуума. Цитированное описание Маймонидом характера существа без нешамы целиком ложится на личности персонажей времён Холокоста: английского министра, всеми силами препятствовавшего тому, чтобы еврейские беженцы из Европы достигли на каком-нибудь утлом судёнышке спасения в Палестине; литовского парня, крушившего дубиной черепа пойманным евреям на помосте центральной площади Каунаса под восторженные вопли собравшихся горожан; соседа-украинца, выдавшего немцам моего деда. Такие же существа  совершали чудовищные зверства хмельнитчины, погромов. Да и у арабской матери, радующейся, что её сын взорвался на дискотеке или в пиццерии и убил тем еврейских детей, не заподозрю наличие Божественной души.  

И всё же механизм двойной генеалогии человечества, о котором пишет Шрёдер, должен иметь глубокий смысл. Этот смысл заключён, видимо, в создании человека с находящимися в гармонии нефеш и нешама. Но на пути к этому нам предстоит ещё много работы. 

 

Книги Бориса Гулько:

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.

397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.

26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe

Источник:
  • 27-03-2015, 14:41
  • Просмотров: 6125
  • Комментариев: 4
  • Рейтинг статьи:
    • 51
     (голосов: 13)

Reader

28 марта 2015 14:22
Только один вопрос к автору. Вы тот самый Борис Францевич Гулько, советский шахматист? Если да, то немножко неудобно за Вас. Эта Ваша статья противоречит как науке, так и ортодоксальному иудаизму.
1

James

30 марта 2015 16:02
Mr. Gulko, thanks for your very interesting articles which are informative and pleasure to read.
2

passant

31 марта 2015 22:14
Божественная душа вложена в каждого младенца. И только потом, под влиянием неправильного воспитания, основанного на примате насилия и ненависти, она может быть уничтожена в человеке.
3

Бер

1 апреля 2015 14:57
К администрации сайта
Ощущение шизофрении от метания между возрастами земли (мира) или человека, от которого Б.Гулько сделал попытку убежать столь сложным и малопривлекательным (мягко сказать) образом, на самом деле снимается гораздо легче, проще и однозначней. То есть, если действительно вдуматься, то тут вообще нет никакого раздвоения – и наука и религия могут превосходно сосуществовать рядышком, в одной голове, не мешая друг другу. Это утверждаю я – геолог по профессии, имевший дело с древнейшими породами на Земле, публиковавший статьи с цифрами возрастов пород в несколько миллиардов лет и не отказывающийся от них сейчас, будучи ортодоксальным иудеем. Это решение сформулировано в статье «Сколько лет нашему миру?» (см. http://berlev.info/?p=15). Плюс к ней в статье «Наука и Библия о времени Сотворения Мира – варианты примирения» (http://berlev.info/?p=3001) сделана подборка и сравнительный анализ разных возможных решений данной проблемы, Предлагаю выставить их на сайте 7:40 для нейтрализации неприятного осадка от данной статьи
4

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список