Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Музыканты и исполнители

Версия для печати


 Три струны Ицхака Перлмана


18 ноября 1995 года скрипач Ицхак Перлман вышел на сцену, чтобы дать концерт в зале «Эвери Фишер» в нью-йоркском Линкольн-центре. Если вам когда-либо довелось побывать на концерте Перлмана, вы наверняка знаете, что выйти на сцену - это уже немалое достижение для него. В детстве этот выдающийся скрипач переболел полиомиэлитом, поэтому на обеих ногах у него специальные фиксаторы и ходит он на двух костылях. Наблюдать, как Перлман идет по сцене, превозмогая боль, делая шаг за шагом, - это
потрясающее зрелище.

 

Он идет медленно, но, тем не менее, величественно, пока не добирается до своего кресла. Тогда он медленно садится, кладет костыли на пол, отстегивает фиксаторы на ногах, ставит одну ногу под стул, вытягивая вторую вперед. Затем наклоняется и поднимает с пола скрипку, прижимает ее подбородком, кивает дирижеру и начинает играть. Публика уже привыкла к этому ритуалу, люди спокойно сидят, пока Перлман движется по сцене к своему креслу. Они молча и с почтением наблюдают, как он отстегивает фиксаторы. Они ожидают того момента, когда он будет готов играть.

Но в этот раз что-то произошло. Не успел он взять несколько первых аккордов, как одна из струн его скрипки лопнула. Этот звук невозможно было не услышать - он прозвучал в замершем зале, как оружейный выстрел. Нельзя было не понять, что означал этот звук. Было совершенно ясно, что Перлману предстоит теперь сделать. Мы понимали, что ему придется, снова пристегнув фиксаторы, поднять костыли, встать и потихоньку уйти за сцену - чтобы либо найти другую скрипку, либо поискать другую струну взамен лопнувшей.

    

Но ничего этого скрипач не сделал. Он посидел с минуту, закрыв глаза, а затем дал сигнал дирижеру начинать сначала.

 

Оркестр заиграл, и Перлман вступил с того места, где остановился. И играл с такой страстью, так сильно и чисто, как никто никогда у него не слышал. Конечно, каждый знает, что невозможно исполнять симфоническое произведение на трех струнах. Я это знаю, и вы знаете, но в тот вечер Ицхак Перлман отказался от этого знания.


Видно было, что он модулирует, меняет, как бы сочиняя пьесу заново в своей голове. В какой-то момент это звучало так, будто он расстраивает струны, чтобы извлечь из них новые звуки, которых они никогда до того не издавали.

    

 Когда Перлман закончил, в зале несколько секунд стояла гробовая тишина. Это была тишина потрясения. А затем люди вскочили со своих мест, чтобы выразить благодарность этому удивительному исполнителю. Несмолкающие аплодисменты сотрясали зал. Мы аплодировали ему, кричали от восторга, делали всё, что могли, чтобы показать, как мы благодарны музыканту за то, что он сотворил.

 

Он улыбнулся, вытер заливавший лицо пот, поднял смычок, чтобы успокоить зал, а затем сказал - не хвастливо, а спокойно, задумчивым, уважительным тоном: "Знаете, иногда задача артиста - выяснить, сколько музыки можно сделать из того, что у тебя еще осталось".


    Какая мощная фраза! Она осталась в моей памяти навсегда.

 

И кто знает, может быть, это и есть определение жизни - не только для артиста, но и для всех нас? Вот человек, который всю свою жизнь готовился извлекать музыку из скрипки с четырьмя струнами, и который вдруг, посреди концерта, оказывается в ситуации, когда у него всего лишь три струны; и он создает музыку на этих трех струнах, и музыка, которую он создал в тот вечер на трех струнах, была неповторимей, прекрасней и более запоминающейся, чем всё, что он играл прежде на четырех струнах.

    

 Так что, может быть, наша задача в этом неустойчивом, быстро меняющемся, сбитом с толку мире, в котором мы живем, - создавать музыку вначале на том, что у нас есть, а затем, когда это становится невозможным, извлекать ее из того, что у нас еще осталось?  

 

Автор: Джек Ример, Chron.com, Хьюстон

Перевела с английского Элеонора Шифрин, Иерусалим

 

 


 

Оборвалась скрипичная струна

На сцене, но скрипач не растерялся*

И, мысленно переиначив партитуру,

Сумел концерт с оркестром доиграть -

Да так, что тем, кто слушал, шанс достался

Воочью убедиться в том, что не легендой был

Концерт тот Паганини, на котором

Играл скрипач лишь на одной струне,

Когда почерёдно три порвались...

Лев Постолов 

 

 

 

 


Ицхак Перлман
 (англ. Itzhak Perlmanивр. יצחק פרלמן‏‎‎‎; род. 31 августа 1945 года, Тель-Авив) — американский скрипац, дирижер и педагог, еврейского происхождения, один из самых знаменитых скрипачей второй половины ХХ века.

Родился в семье еврейских иммигрантов из Польши (отец из Тернополя — Украина) в Тель-Авиве, вырос в Израиле. Заинтересовался скрипкой, услышав концерт классической музыки по радио. Учился в музыкальной академии в Тель-Авиве, затем в Джульярдской школе в США у Ивана Галамяна и Дороти Делэй.

 

Его первое выступление состоялось в  1963 году в Карнеги-Холле. В 1964 году он выиграл престижнейший американский конкурс имени Левентритта. Вскоре после этого начал выступать с персональными концертами. Кроме того, Перлмана приглашали на различные шоу на телевидение. Несколько раз он играл в Белом Доме. Перлман — пятикратный обладатель премии «Грэмми» за исполнение классической музыки.

 

В возрасте четырёх лет Перлман переболел полиомиелитом отчего вынужден пользоваться костылями для передвижения и играет на скрипке сидя.

 

Он также несколько раз исполнял арии из опер и в 1981 году даже участвовал в записи «Тоски» Пуччини, главные роли в которой исполнили Рената Скотто, Пласидо Доминго и Ренато Брузон.

 

Помимо классической музыки, Ицхак Перлман также известен исполнением еврейской народной музыки — инструментальными обработками народных песен на идише в сопровождении Израильского филармонического оркестра (Tradition: Itzhak Perlman plays popular Jewish melodies, 1987) и работой с различными клезмерскими коллективами (Itzhak Perlman in the Fiddler’s House, 1995; Itzhak Perlman Live in the Fiddler’s House, 1996; A Jewish Violin — The Best of Klezmer and Traditional Jewish Music, 2007); выступил в роли ведущего телевизионных передач о клезмерской музыке и еврейском фольклоре, снятых на идише и английском языке. В  1993 году исполнил скрипичное соло в музыке к фильму «Список Шиндлера» (премия "Оскар"  за лучшую музыку). В 1994 году вместе с пианистом Оскаром Питерсоном в составе квинтета записал альбом джазовых композиций (Side by Side: Itzhak Perlman & Oscar Peterson, 1994). В 2012 году вышел его альбом литургической и народной музыки с кантором Ицхоком Меером Хельфготом «Eternal Echoes: Songs & Dances for the Soul».

 

Награды

Лауреат Конкурса имени Левентритта (1964)

Grammy Award for Best Chamber Music Performance (1979, 1981, 1988, 1991)
Grammy Award for Best Instrumental Soloist(s) Performance (with orchestra)
Grammy Award for Best Instrumental Soloist Performance (without orchestra)
Grammy Award for Best Classical Album
Medal of Liberty (1986)
National Medal of Arts (2000)

 

Благодарим нашего постоянного читателя Исаака Тендлера за присланный материал


Источник:Sem40 по материалам интернета | Оцените статью: +93

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария



Наш архив