Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Хазарская переписка Х века. Новый взгляд (продолжение)

первая часть


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/40/1660_Buxtorf_Kuzari.jpg/200px-1660_Buxtorf_Kuzari.jpgГлава 12
Вставки в текст поздними переписчиками. Потертости в рукописях. Серебро и золото. Диспуты. "У устья реки"

В продолжении письма царь Иосиф выражает радость мудростью р.Хасдая, уважение халифу Андалусии, пишет, что узнал о протяженности его страны и ее местонахождении.
"Давно до нас доходили и давно между нашими предками писались письма и счастливые пожелания. Это сохранено в наших книгах, известно всем старикам нашей страны. И мы постоянно слышим о вашей стране и величии ее царя"
В краткой редакции здесь пропуск, который может быть восстановлен по тексту пространной редакции. В последней после слов: "всем старикам нашей страны" значится: "И мы постоянно слышим о вашей стране и величии ее царя, - да сохранит его Творец его, и да возвратит ему Б-г царство его предков (бывшее у него) в стране восточной, как ты говоришь"(как видно из этого отрывка сношения Хазарии и Андалусии не прекращались и сведений о Хазарии было достаточно в Испании, "восточная страна" - это багдадский халифат, который к тому времени пришел в упадок и Омейяды в Испании освободились от его зависимости).
Далее царь Иосеф пишет: "Знай, что мы от сынов Иафета, от сынов его сына,Тогармы".
"Мы нашли в родословных книгах наших предков, что у Тогармы было десять сыновей, и вот их имена: первый - Агийор, Тирас, Авар, Угин, Биз-л, Т-р-на, Хазар, З-нур, Б-л-г-д, Савир". В письменной Торе такого перечисления потомков Тогармы нет. Возможно, у царя хазаров были какие-то дополнительные, неизвестные широким кругам, источники из Торы устной. Похожее перечисление происходящих от Тогармы есть в книге Иосиппон, но там перечисление не соответствует приведенному в письме. Кстати, так как многие ученые пришли к выводу, что дошедший до нас текст письма Иосифа - это измененная копия, сохранившая основу с недошедшего до нас оригинала (что также объясняет, почему уважаемый Авраам Гаркави в своей книге "Сказание еврейских писателей о Хазарском царстве" пропускает трактовку письма царя Иосифа, предполагая,вероятно, что тут не просто будет отделить оригиналный текст от вставок), то это перечисление может взято переписчиком в самом деле из одной из редакций книги Иосиппон, которая появилась где-то в 9-10 веке.
"Они (хазары) вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Б-жией прогнали их и заняли их страну. Те бежали, а они преследовали их, пока не принудили их перейти через большую реку по имени "Руна" 
В названии реки из-за истертости пергамента или неправильного прочтения буква "далет" читается как "рейш",т.е. имеется ввиду "Дуна"-Дунай.
Тут вероятно, речь идет об вытеснении хазарами хана волжских болгар Аспаруха с войском за Дунай, на территорию современной Болгарии (помните песню "Впереди страна Болгария, впереди река Дунай"), хотя некоторые утверждают, что это были венгры.
Далее идет рассказ о князе Булане, который принял иудаизм, прогнал гадателей из страны, таким образом устранив язычество.
Во сне князю Булану является ангел и говорит: "Вот небеса и небеса небес не вмещают Меня, но ты (все же) построй храм во Имя Мое". 
Далее обещает Булану поддержку и говорит, что Булан добудет сокровища для изготовления религиозной утвари, когда пойдет в поход на страны "Ардвил и Д-ралан" - территория современного Азербайджана и Дарьяльское ущелье.
Гаркави делает предположение, что тут под сокровищами имеются, в частности, в виду "золотой рудник у Кизляра и серебряный рудник у истоков Терека", которые упоминаются в изданном А.К.Казембеком сочинении "Derbendnameh".
"Народ, над которым я царствую, (люди) неверующие. Я не знаю, поверят ли они мне. Если я нашел милость в твоих глазах и на меня снизошло милосердие твое, явись к такому-то, главному князю их, и он поможет мне в этом деле". Тут некоторые историки видят связь с двоевластием у хазар - каганом и каган-беком (царем).
Потом следует, что когда стало известно, что хазарские владыки стали иудеями, пришли посланцы "царя Эдома и царя измаильтян", чтобы отговорить их от этого и склонить к своей вере. Затевается известный диспут между сторонниками разных религий, тогда хазарский князь спрашивает посланцев из Византии какая религия лучше - мусульманская или иудейская, и те вынуждены признать, что иудейская лучше. Также он спрашивает у посланцев измаильтян: какая лучше религия эдомская (христианская) или иудейская. И те также вынуждены признать, что иудейская лучше.
Подобные схемы диспутов в видоизмененной форме потом будут использованы у других народов при принятии разных религий, например, киевским князем Владимиром.
Для тех, кто интересуется смыслом диспута между послами прибывшими в Хазарию, можно порекомендовать книгу Иехуды Халеви "Кузари".
Также рассказывается, князь хазарский со своими приближенными вошли под крылья Шхины. Соседи хазар им подчинились и платят хазарам дань.
Потом перечисляютя хазарские цари, царствовашие до Иосифа.
Следует перечисление множества народов, живущих вокруг хазар и платящим им дань.
"Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не дохоят до пределов Х-г-ри-им". 
"Пока не доходят до пределов hа-hогриим (пространная редакция, иногда переводится как венгры, иногда как потомки hАгари, т.е. арабы) или hа-hиндиим (краткая редакция) (что звучит как индусы. Вероятно тут имеют место неясные для прочтения, полустершиеся буквы рукописи "гимел"-"нун" и "решет"-"далет").
Далее царь Иосиф пишет: "Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью Вс-могущего. Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и (точно так же) всех врагов (их) на суше приходить к "Воротам"(Дербенту), таким образом напоминая, что опосредственно защищает и омейядскую Андалусию, ведь как пишет восточный автор Ибн Хайан "маджусы из ал-урдуманийун", норманы из северной страны, а русы ассоциировались с норманами, которые еще в 842-843г. напали и разграбили Севилью, добравшись до Андалузии. Также в 841 г. викинги-норманы вторглись в долину нижней Сены, захватили и разграбили Руан (Нормандия), в 844 г. достигли Испании и Лиссабона, разграбление Тулузы, в 845 г. разграбили Гамбург и Париж.

Глава 13
Хакан в скандинавских сагах, норманская активность, Рус и Рум

Лирическое отступление.
Имя Хакон встречается в скандинавских сагах, что созвучно хазарскому титулу Хакан. Впрочем, можно вообразить,что это Хакон-Хакан-Каган Русов (это мог быть ставленник хазарского хакана, хакан на месте, в то время когда в других крупных городах в Крыму, на Дону и на Волге были свои представители-локальные хакан-беки), в сагах постоянно упоминается, что норманы ходят в походы в "Гардарики", скандинавское название будущей Руси (от этого образовано русское слово град-город, что может подразумевать, что скандинавам новая территория представлялась подходящей для строительста поселений или захвата уже существущих и дальнейшей экспансии, впрочем в литовском языке есть слово гардис, что означает огороженная территория или изгородь, возможно, сам термин возник от того, что поселения были огорожены частоколом). 
Во второй половине I тысячелетия усиливается активность норманских походов в Европу (вероятно, историк Л.Н. Гумилев назвал бы это "пассионарностью"). 


Гобелен "Норманский флот Вильгельма-Завоевателя". В ладьях норманы со своими лошадьми.
Всадники верхом, вероятно, Вильгельм и его свита.


Викинги-норманны захватывают новые территориии и инфильтрутся в народы: в Британии (на северо-востоке Англии даже образовалась в IX веке область датского права "Danelaw", возможно, по этому поводу говорится в "Иосипоне", что даниски бежали от власти римлян (из континентальной Европы) за море, Нормандию во Франции, проникновение на германские территории до Голландии и Бельгии, походы на Пиренейский полуостров, Сицилия, юг России, Исландия, освоение южного побережья Гренландии, что переводится как «зеленая страна» — рекламный трюк, вероятно, для привлечения новых поселенцев или чтобы скрасить, что местность оказалась слишком холодной даже для Скандинавии, открытие загадочной страны «Винланд», что многими исследователями принимается как одно из первых относительно документированных посещений Америки примерно в 1000 г.
Еще один момент, основанный сугубо на персональном восприятии, а также всвязи с тем, что по этому вопросу нет единого мнения, о происхождении названия русь, хотя бытует множество предположений, ни одно из них нам не кажется удовлетворительным, византийский историк описывает их как "народ грубый и не имеющий до сего времени названия", что вполне объяснимо,пришельцы, иногда прибывающие под видом купцов, занимались когда придется торговлей, а когда и грабежом, по историку С.Ф.Платонову, вместе с дружиной викингов плыли на своих кораблях купцы, и возможно выбор между торговлей и разбоем состоял в том, имелась ли на данной остановке в поселении достаточная стража.
Слово "русь", если отбросить все фантастические и выдуманные версии, может представлять собой слово "Рум"-"Рим",т.е. Византия, в ивритской транскрипции записанное буквами рейш-вав-мем, где мем-софит (последняя буква в этом слове) по форме написания похожа на букву самех. В старых рукописях иногда встречаются слова,из-за полустертости отдельных букв в которых и их похожести происходят курьезы как , например, говорилось о названии реки "Дуна"-"Руна" (Дунай). 
И вот эти пришельцы освоили путь из "варяг в греки", где у греков им весьма понравилось, Константинополь или Царьград в то время считался самым большим и богатым городом, они весьма к нему тяготили, т.к. добыча от нападения или прибыль от торговли там была наиболее значительной, к тому же переняли у них религию, в чем были заинтересованы прежде всего сами византийцы,таким образом получив новых значительных союзников, но сами, по С.Ф.Платонову, пришельцев побаивались, несмотря на договоры со своими "заморскими гостями" и во время их пребывания выделяли им специальное место подальше от города.


Н.Рерих "Заморские гости". Так у Н.Рериха представлены флот "гостей" и "Гардарики"-славянские поселения.


Впрочем, номинальное перенятие религий не могло по сути своей сделать из вчерашних варваров-язычников надежных союзников. Святослав, который в некоторых рукописях представлен как главный виновник крушения Хазарии, сам погиб от рук печенегов во время переправы через днепровские пороги после войны с Византией и принуждения с ее стороны покинуть территорию Болгарии .

Глава 14
Юг и север. От Волги в Андалузию.

Небольшое отступление.
В древнем Израиле захватчики, приходившие с севера, были самими "нежелательными". Северная сторона считалась наиболее бездуховной, поэтому с ней было больше всего проблем. Например, в одной из песен, которые поют во время трапезы в Шабат, есть выражение, "поставлю светильник, символ тайной мудрости с южной стороны, а сам стол с хлебами, лежащими на нем, - с северной стороны". Тут в стихотворной форме говорится, что северная сторона связана больше с поглощением, поэтому хлеба разложены с этой стороны, юг же более одухотворенный, поэтому там ставится светильник.
Судя по всему, о "русах" также было известно в Андалусии. В 9 веке флот норманов напал и разграбил Севилью, один из главных городов арабского юга Испании. Так что Абд-аль-Рахман III был достаточно осведомлен кто это такие и на что они способны.
Есть интересная информация от арабского средневекового историка-путешественника ибн Хаукаля. Он пишет, что когда флот Святослава прибыл в Итиль в 965 г., он разделился - одна часть отправилась в Рум-Византию, а другая в Андалусию. Второй пункт назначения таки не ближний свет.
То, что Византия в то время провоцировала своих потенциальных врагов друг против друга общеизвестно.
Вполне вероятно, что поход на Итиль был организован не без участия Константинополя. И если часть русов отправилась в Византию это может быть связано, чтобы отдать часть добычи, а скорее всего, чтобы получить уплату за спланированный набег.
Но другая часть русов направилась на крайний запад тогдашнего цивилизованного мира в Испанию. С чем же это могло быть связано?
Чтобы попробовать ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что в Хазарии жили и занимались торговлей также русы, даже часть дружины Хазарского царя состояла из русов и славян. Когда прекратилась транзитная торговля, о чем упоминает царь Иосиф когда пишет "твое письмо поздно пришло к нам, вследствие отдаленности (всех) народов отсюда и прекращения (прихода) купцов", один из значительных источников доходов Хазарского государства; Каспийское море начало наступление на берег, затопляя села и города у дельты Волги (как указывает Л.Гумилев); среди мусульманского населения начинаются шатания и смуты всвязи с понижением уровня жизни, так один из арабских историков во время путешествия в Хазарию слышавший, что хлеботорговец хвалился, что может управлять страной не хуже царя ("все знают как надо, когда ответственности нет"), впрочем, возможно, тут иносказание на недостаток продуктов,что впрочем достаточно странно выражено, так как граждане, живущие в одной стране и пользующиеся ее благами при необходимости должны объединиться и совместно помогать друг другу и государству, а не радоваться наоборот.
В такой обстановке правительство Хазарии встречает вторую половину десятого века.
Возможно, что в этой связи царь Хазарии с помощью флота русов, которые были его союзниками решил отправиться в Испанию, чтобы заручиться поддержкой кордобского халифата.
Интересная версия приведена по этому поводу в Циклопедии, из-за ее оригинальности
(в хорошем смысле) приводим ее полностью:
"Поход Святослава на хазар вызвал раскол среди русов и норман, как сообщает Ибн Хаукаль: русы «разделились на две группы», одна пошла на Рум (Византию), а другая — в Андалусию:
"И опустошили его русы, и напали на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 / 968−969 , и отправились тотчас же после к стране Византия и в Андалусию, и разделились на две группы".
Под Румом Ибн Хаукаль имеет ввиду ту часть русов, которая осталась верной Святославу, и вместе с ним напала сначала на Болгарию в 968 году, а затем — на Византию в 970 году (ещё А.Я. Гаркави писал, что Ибн Хаукаль имел в виду войну русов с Византией около 970−971 годов).
Другая же часть русов будто бы откололась (отделилась) от Святослава и ушла в Андалусию.
Л. Гумилёв писал:
"Связанные с Хазарией русы «ушли в Рум и Андалус», т. е. в Византию и Испанию. В Византии они растворились в многоэтническом населении империи, а в Испании высадились в Галисии в 968 г., разграбили Сантьяго, убили епископа и только в 971 г. были прогнаны графом Гонсало Санчесом. Остатки их, видимо, поглотили волны либо бурного Бискайского залива, либо Атлантического океана".
Под походом в Андалусию имеется ввиду поход норманов в июне 971 года, о котором Ибн-ал-Идари написал: «Зашевелились проклятые ал-Маджус ал-Урдмани и устремились к западным берегам ал-Андалус».
Что это за разделение русов, и из-за чего оно произошло?
Вероятно, никакого разделения не было. Русы Святослава напали на Хазарию, что вызвало недовольство той части норманнов, которая находилась на военной службе у хазар и была связана с ними торговлей.
Эта часть норманов и русов (живших в Итиле, и служивших в хазарском флоте), вместе с хазарами после разгрома Хазарии ушла в Испанию по рекам через Балтийское море (сомнительно, что через Средиземное море, но и это возможно).
(Сомнение в том, что если бы пошли через Средиземное море, вероятно, сделали бы вылазку у Гибралтара у Малаги, где прямая дорога с побережья на Кордову, а не шли бы к западному побережью до современной Португалии).
О бегстве хазарских евреев в Испанию косвенно говорит и другой факт: в 1160 году хронист Авраам ибн Дауд имел беседу с евреями, бежавшими в Испанию: «Мы видели в Толедо некоторых из их потомков — учёных и они сообщили нам, что их остатки (предки) были раввинистами».
Хасдай ибн Шапрут говорил о желании отправиться в Хазарию, о чём он обещал в письме к царю Иосифу. Мусульманский географ Ибн Хаукаль, писавший всего лишь поколением позже Хасдая, сообщая о «широкой и могучей» горной цепи к востоку от Византии, особо приводит отрывок из не сохранившегося текста Хасдая о том, что описываемая горная территория «прилегает к горам Армении; [Хасдай] был хорошо осведомлен об этой земле, поскольку он там был и встречался с великими царями и [государственными] мужами». Следовательно, Хасдай не только посетил Хазарию, но и вернулся из неё, очевидно из-за падения Хазарии. Возможно, он и стал источником арабских историков об истории и разгроме Хазарии. Следовательно, Хасдай сам вернулся, возможно с тем самым гипотетическим хазаро-норманским флотом.
Кембриджский аноним указывает, что норманы были союзниками хазар, Масуди утверждал, что в Итиле жили русы и славяне, служившие в хазарской армии.
Масуди пишет: "Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся урманы (норманы), которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар".
И там же: "Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, также служат в войске (хазарского) царя и являются его слугами".
Этот должно быть и есть те самые русы и норманы, которые были связаны с хазарами и которые после падения каганта ушли в Андалусию в 971 году.
Так как поход в Испанию последовал после разгрома Хазарии и связывался с ним Ибн Хаукалем, то можно предположить, что поход в Испанию норманов был произведён теми норманами, хазарами и русами, которые были связаны с Хазарией.
В самом деле, более 100 лет, с 861 года, норманы не тревожили Андалусию. Совпадению нового похода с разгромом Хазарии вряд ли является случайностью.
Ибн Хаукаль уточняет, что русы «выходили раньше за [свои] пределы, к Андалусии, потом к Барза′а», значит он имеет ввиду тех русов, которые служили в хазарской армии и участвовали в нападении на Бердаа.

На картине Кочергина "Нападение русов на Бердаа" изображен момент морской атаки русов на город, где, вероятно, русы изображены в виде воинов в доспехах, а славяне с усами и чубами в виде гребцов. Что интересно, лодки по форме совсем не напоминают ладьи норманов.


Итак, по данным Масуди и Кембриджского анонима, в войске хазар служат норманы (русы). Возможно, что когда Святослав разбил хазарскую армию, евреи и эти норманны, в том числе и семья хазарских царей, сев на корабли направилась в Испанию, причём поход мог организовать Хасдай ибн Шапрут. Если так, то попав на Балтику, пока войско Святослава было на Кавказе, хазары наняли норманов и отправились к Испании.
Ход событий:
В 965 году пал Хазарский каганат.
Летом 966 года, впервые с 862 года, норманская (военная) флотилия в 28 кораблей появилась у берегов Кордовского халифата — мусульманской Испании. Мусульмане дали норманам бой уже у Лиссабона. Не добившись особых успехов, викинги двинулись далее на юг. У Сильвеса норманов встретил пришедший из Севильи флот халифа Аль-Хакама II. В разыгравшемся сражении мусульманам удалось захватить несколько кораблей норманов и освободить находившихся на них пленников. 
(Возможно, под пленниками имелись ввиду высокопоставленные хазарские семьи.)
Норманы были вынуждены отступить.
Возможно, норманы дошли до района Альмерии и попытались взять приступом одну из расположенных там крепостей, но и эта попытка закончилась провалом.
В 968 году, на втором году правления короля Леона Рамиро III, у берегов Галисии появилось около 100 кораблей норманов под командованием Гундереда (Гудрёда) (возможно, Гун де Ред, франкское произношение Гунна Красного). Норманы высадились в гавани Хункария. Построив лагерь, Гундеред двинулся к Ирии. Нападение с моря для галисийцев оказалось неожиданным. После падения Ирии пришла очередь Сантьяго-де-Компостела. Епископ Сисенанд собрал войска и встретил норманов к юго-востоку от Компостелы у городка Форнелос (Форнейрос). Галисийцы потерпели поражение, и Сисенанд погиб. Дальше норманам никто не мешал грабить Галисию, чем они и занимались 3 года. Норманы заняли всю Галисию и оставались здесь почти два года, пока не явился граф Галисии Гонсало Санчес с большой армией. Состоялось сражение, и большая часть норманов пала, включая Гундереда; значительная часть флота норманов была сожжена.
Несмотря на поражение, норманы двинулись к Андалусии. Известие о появлении норманов вблизи пределов страны было получено в Кордове в конце июня 971 года, а 22 июля в столице узнали, что двумя неделями ранее норманы вошли в устье Дуэро.
2 июля 971 года по приказу ал-Хакама II флотоводец Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Румахис выехал в Альмерию, чтобы привести флот к Севилье и прикрыть наиболее опасное направление. Для снабжения флота было принято решение произвести реквизиции продовольствия в районах Малаги и Сидонии, для чего туда были отправлены специальные посланники эмира.
13 июля из Кордовы вышла армия, которой предстояло сражаться с норманами на суше. Командовал ей лучший андалусский полководец того времени Галиб.
К сентябрю в Кордову поступило известие о том, что норманы, потерпев несколько поражений и убедившись в решимости халифа дать им достойный отпор, отступили.
В 972 году норманы совершили новое нападение. Когда какая-то флотилия викингов появилась у берегов Португалии, халиф ал-Хакам II 19 июня собрал своих ближайших сподвижников на совет и принял решение о немедленном направлении войск на запад страны. Армия выступила в поход, но в сражение с норманами так и не вступила — когда полководцы халифа Зийад Ибн Афлах и Хишам Ибн Мухаммад Ибн Усман прибыли в Сантарен, им сообщили, что норманы, узнав о приближении большого и хорошо вооружённого войска, поспешно ретировались. Более того, лазутчики доносили, что норманы ушли к Сантьяго де Компостелла, что означало их отказ от дальнейших попыток нападения на Андалусию".
Впрочем, может все было организовано по другому. 
Отправиться в такое далекое путешествие флот русов могла заставить жажда большой наживы. Кто-то предложил главе дружины пришельцев, что наибольший выкуп они получат за царя и его приближенных, с которыми они отправятся в Андалусию, так как Халиф Андалусии дружен с царем Хазарии. Из арабских источников уже известно, что гарнизон Андалусии отразил атаку флота норманов и освободил пленников.
Если в этом контексте догадка верна, таким образом царь Хазарии со своей знатью из главного своего некогда обширного домена мог оказаться в испанской Андалусии в окружении своих друзей и сподвижников. Впрочем, отдельные хазарские субдомены продолжали существовать до 11-12 веков. А в рукописях упоминания о хазарах сохраняются до 15 века.


Глава 15
Размеры Хазарии, сроки окончания изгнания

Вот, что пишет далее царь Хазарии о размерах своего царства:"я живу у этой реки, с помощью Вс-могущего, и на ней находятся три города. В одном (из них) живет царица; это город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину), описывает окружность, расположен в форме круга. Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне и, помимо этих (людей), рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я (сам), мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха".
У многих исследователей эти размеры городов вызывали удивление. Получалось, первый город в окружности имел от 250 до 300 миль в диаметре! Тут может ввести в заблуждение слово город. В данном случае, наверное, надо подразумевать что-то вроде "места обитания". Размер 50 на 50 фарсахов, с учетом того, что фарсах равен 5-6 миль (это путь который проходили путники от привала до привала, он мог варьироваться в зависимости от пересеченности местности) дает размер страны Хазар, как и пишет р.Хасдай ибн Шапрут, примерно 266 миль., т.е. круг с диаметром 266 миль. 
"В котором живет царица" можно представить как иносказание -"царь-властитель, царица-его страна". В самом центре страны находится царь со своими приближенными, следущая окружность -подданные различных конфессий, самая большая окружность - вся страна.
Данная модель царства в виде расходящихся от центра окружностей была характерна для древнего Китая, где в центре находился император, от этого центра уже отходили "геоокружные" области его влияния. Это сравнение не должно сильно удивлять, т.к. большую часть тюркского этноса составляли выходцы из северных областей Китая. У Константина Багрянородного Хазарская область на Кавказе называется девятью округами (климатами).

Так на карте представлены размеры государств того времени. Окружностями - предполагаемые размеры хазарского государства, исходя из данных в хазарской переписке. Как отсюда видно, на карте размеры Хазарского Каганата представлены намного больше, чем окружность 266 миль в диаметре. Вероятно, имеются ввиду также области влияния Хазарии. Константин Багрянородный утверждает, что в Хазарии 9 климатов (областей). Если помножить диаметр большей из трех окружностей на 3, получим, таким образом, примерно размеры Хазарского Каганата, данные на карте.


То, что размер царства составляет 50 на 50 фарсахов следует также из отрывка:
"еще сообщаю тебе размеры пределов моей страны, (страны), в которой я живу. В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского; в южную сторону на 30 фарсахов пути до большой реки по имени "Уг-ру"; в западную сторону на 30 фарсахов до реки по имени "Бузан", вытекающей из (реки) "Уг-ру"; в северную сторону на 20 фарсахов пути до (реки) "Бузана" и склона (нашей) реки к морю Г-р- ганскому (Каспийскому). "
Если вы возьмете карту дельты Волги при впадении в Каспий крупного масштаба, то сможете найти приток с названием Бузан и селение Итил, впрочем, вероятно, это одноименные названия данных в письме географических объектов.
Потом , отвечая на вопрос раби Хасдая об окончании срока изгнания -"окончании времени чудес", царь Иосиф говорит, что сроки исказились, ничего нельзя точно сказать, в руках у него из пророческих книг есть книга пророка Даниэля (пророк Даниэль с тремя другими юношами после изгнания евреев в Вавилон, совсем еще молодым человеком был взят во дворец царя, где воспитывался как принц, что однако не заставило его забыть традиции своего народа, у него проявился пророческий дар, и через семьдесят лет изгнание закончилось, евреи возвратились в Эрец Исраэль, был восстановлен Второй Храм).
Царь Иосиф пишет, что все надежды их на Вс-вышнего и что Он смилостивится над Израилем, и своей радости увидеть р.Хасдая, которого он сделал бы своим учителем и министром у себя в государстве, пожелания благополучия.


Глава 16
Послесловие или Цдака в древнем Киеве.

Мы рассмотрели основные хазарские документы, кроме этих трех писем: письма раби Хасдая хазарскому царю, ответа царя Иосифа и письма Шехтера, непосредственно касающихся истории Хазарии, есть еще "Киевское письмо", которое было обнаружено в Кембриджской коллекции в 1962 г. Норманом Голбом и которое опосредственно причисляется к хазарским документам.
Документ представляет собой рекомендательное письмо, данное Киевской общиной Якову бен Ханукке для предъявления в других еврейских общинах.

"Киевское письмо" из Кембриджской коллекции



В начале письма напоминание о заповеди творить добро (что также предполагает избегать зла).
В письме передается, что Яков бен Ханукка, из хорошего рода, который всегда был дающим, а не берущим, попал в долговую тюрьму, так как поручился за своего брата, который взял в долг сумму в 100 монет, в пути на него напали разбойники, ограбили и убили. Яков бен Ханукка был закован в цепи и заточен в тюрьму, где провел год, пока община Киева не собрала деньги и выкупила его, заплатив 60 монет. Выражается просьба помочь предъявителю письма собрать оставшуюся сумму, говорится о важности Цдаки (помощи ближнему, цдака дословно справедливость), которая спасает от всяческих несчастий.
Потом перечисляются имена одинадцати поручителей:

1.Авраам ХаПарнас
2....эль бар Манас
3.Реувен бар...
4.Гостята бар Кьябар Коэн
5.Шимшон Йехуда прозванный Сварта
6.Ханукка бар Моше
7.Куфин бар Йосеф
8.Манар бар Шмуэль Коген
9.Йехуда бар Ицхак ХаЛеви
10.Синай бар Шмуэль
11.Ицхак ХаПарнас
Несколько соображений по поводу имен подписавших письмо: Первое и последнее имена ХаПарнас-в еврейской традиции Парнасом называют руководителей общины.
Второе имя Манас,возможно от Менасья (см. Трактат Авот, гл.6;8), записанное сокращенно.
Имя четвертого исследователи считают славянским, которые также встречаются в еврейской среде, назван Коэном-еврейским священником из рода Аарона, для сравнения-в восьмом имени также написано коген, но написанно не в ивритском написании (вместо "кав" написано "куф" и "вав") можно прочитать как когэн, или как например кохан, возможно,указание на принадлежность к хазарским правителям (хотя Киев к тому времени, вероятно, уже не был под влиянием хазар).
В пятом имени написано "Шимшон Йехуда прозванный Сварта"(из древнешведского переводят как черный, откуда пошли фамилии Шварц и другие однокоренные). Имена такие как Куфин, Манар, Кьябар считают хазарскими.
Также есть не часто встречающееся сейчас имя Синай.
В окончании письма есть надпись, которую некоторые считают написанной тюркскими рунами и являющуюся подписью хазарского чиновника, который написал "я прочел". Впрочем, это более чем догадка, ничем не подтвержденная, так как хазарских рун никто толком не расшифровал, и при хазарском правлении держателя письма не посадили бы в долговую тюрьму. Также, возможно, что это было написано намного позже появления письма, т.к. сама эта надпись сильно контрастирует с остальным текстом.
Киевское письмо было обнаружено в Каире, поэтому некоторые предполагают,что Яков бар Ханукка из Киева, побывав в других странах, прибыл в Каир. Но если относить это письмо к Х веку и хазарскому периоду, когда в Хазарии было известно о влиятельной общине в Кордобе, то вероятнее, что для сбора оставшейся части суммы Яков бар Ханукка направился в сторону богатой и благополучной столицы Андалусии. А само письмо могли привезти в Каир на несколько веков позже, когда из-за гонений в Испании евреи вынуждены были бежать, в том числе в Египет на север Африки.
Немного по поводу оставшейся суммы.
Исследователи не пришли к единому мнению, были ли эти монеты золотыми или серебряными.
В то время данью с работавших в с/х был шеляг, шелягом называют серебрянную монету. В "Повести временных лет" говорится, что вятичи платили хазарам "по щелягу с сохи".
Много это или мало, сказать точно трудно, к тому же не известно за какой период бралась дань, за год или меньший период. Хотя напрашивается аналогия, что это дань с одного хозяйства, как "одна монета и одна белка с дыма"(также в ПВЛ),т.е. с дома. Существует мнение, что шеляг был славянским названием византийского солида или соответствующей ему монеты. Вес византийского солида составлял 4.55г. 
В конце X — начале XI века была отчеканена первая известная золотая монета на Руси, которая внешним видом и весом (4,2 г) напоминала византийский солид. В науке эта монета получила название златник (подлинное название денежной единицы неизвестно). В еврейской традиции золотая монета называется сэла, как говорят еврейские мудрецы: трудился и нашел-верь, т.е. сэла-вера. Как рассказывают, Баал Шем Тов после Шабата попросил одного из своих учеников купить вина. Все знали,что в Шабат деньги носить нельзя,поэтому после Шабата карманы были пусты,но ученик не мог возражать учителю, он сунул руку в карман и достал золотую монету.
Впрочем,считается, что в Хазарии и вероятно на Руси у славян в Х в. наибольшее хождение имели серебрянные арабские монеты, чеканеные на хазарский манер.

Предположительно так выглядел хазарский шеляг


Самые распространенные монеты были дирхемы,средний вес большинства дирхемов в X в. составлял около 3 граммов. 
Если предположительно взять вес шеляга примерно за 3 г, то взятые в долг монеты имели общий вес около 300 г.  Установив, таким образом, вес, осталось определить материал, из которого были сделаны монеты. Известно, что в торговых операциях в средние века и еще раньше купцы использовали в основном серебро, но это на месте совершения торговых сделок, если купец оправлялся в далекий путь для закупки товаров,вероятно,он мог брать с собой золотые дирхемы, чтобы на месте обменять на более мелкие серебрянные монеты, в торговых городах было множество меняльных лавок -"change office". Сегодня 300 грамм золотом стоили бы приблизительно $12 000-13 000. Если учесть, что 60% были внесены поручителями Якова бар Ханукки, то осталось для выплаты всего около $5000 (возможно, даже меньше, т.к. за основу бралось 99,9% золото, тогда же золото в монетах было меньшей пробы, которая периодически менялась).
А заповедь о Цдаке является и тогда и сейчас важнейшей в еврейской традиции.


После послесловия.

Кто-то из читателей может подумать после прочтения, что вот я принадлежу к одному из таких народов из этой книги, и оказалось, что они такие-сякие. Автор спешит вас успокоить, большинство существующих сейчас народов не имеют прямого отношения к тем описанным в книге по многим причинам, хотя бы из-за средневекового переселения народов, и в данном случае это относится не к национальности, а скорее к душевным качествам человека. Исходя из этого, можно предположить, что многие из заложенных свойств не являются ни плохими ни хорошими, а зависят от их применения человеком. Как говорится в Талмуде: «Не место красит человека (т.е. не заложенные в нем свойства), а человек место (то как и для чего он будет их использовать).

 

Моше Черняев

 

Автор выражает благодарность  Анне Лирер

Источник: http://www.litprichal.ru
  • 10-10-2016, 08:18
  • Просмотров: 2622
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список