Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Сара Бернар: в 70 лет она играла Джульетту

   

Сара Бернар: в 70 лет она играла Джульетту

22 октября 1844 года родилась легендарная актриса

Марк Твен как-то определил пять видов актрис: «плохие актрисы, беспристрастные актрисы, хорошие актрисы, великолепные актрисы и… Сара Бернар». Она во истину была единственной в своем роде. От дебюта на сцене в 1862 году в спектакле Расина «Ифигения», до воплощения образа 13-летней Джульетты в свои 70 лет — Сара Бернар имела ошеломительный успех. Любимица графов, князей и простых французов. Бернар покорила Америку даже несмотря на то, что говорила на языке, который большинство публики не понимало.

Генриетт Розин Бернар — такое имя получила при рождении самая известная актриса Сара Бернар. Она родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать будущей звезды, Юдифь (Юлия) была куртизанкой, которую мало занимала судьба дочери в детстве, поэтому Сара воспитывалась в монастыре. Но, несмотря на суровые законы здешней жизни, девушка покинула его стены пылкой и целеустремленной.

Благодаря одному из любовников матери, графу де Морни, который с первого взгляда разглядел молодой талант, Сару Бернар определили в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Невзирая на протекцию, девушке пришлось много заниматься, чтобы поступить в этот престижный вуз. Одним из учителей Сары Бернар был Александр Дюма-отец, который и положил первый камень в фундамент великолепия будущей актрисы.

 

 

 

Сара Бернар окончила консерваторию в 1862-м. Этот год также стал её дебютом на сцене главного театра Франции — «Комеди Франсез». Зная о Саре Бернар так много, сейчас трудно поверить, что директор театра сомневался на счет принятия актрисы в труппу. «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!», — заявил он. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь.

1 сентября 1862 года в возрасте 18 лет Сара Бернар исполнила свою первую роль в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». В своей автобиографии «Моя двойная жизнь» она вспоминает этот момент так: «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни».

К удивлению, критики тогда совсем не оценили актёрских способностей Бернар. Одна из газет написала: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…». Все сошлись на мнении, что единственное, чем может гордиться Бернар, так это своими великолепными золотистыми волосами и всё. Критики были совершенно уверены, что совсем скоро о молодой актрисе уже все забудут. Их пророчество оправдалось, но лишь на ничтожно короткий срок.

 

 

 

Актриса покидает Францию и переезжает в Бельгию, где становится любовницей принца Генри де Лине. В 1864 году у Сары Бернар родился мальчик Морис. Многие считают его сыном принца, но официально эта информация так и не была подтверждена. По слухам, после рождения ребенка Генри сделал Саре Бернар предложение, но королевская семья была категорически против, поэтому они уговорили Сару отказаться и покинуть Бельгию.

Несколько лет она вела жизнь куртизанки, прежде чем вновь вернуться на сцену. Из «Комеди Франсез» её исключили, поэтому она подписала контракт со вторым по значимости театром Франции, «Одеон». Но всё это делалось с намерением вернуться на первую сцене главной театральной дивой Франции. «Во что бы то ни стало», — именно так звучал девиз Божественной Сары.

На сцене «Одеона» она воплотила немало классических образов. В её репертуаре были Заира, Дездемона, Андромаха и Федра. Но ролью, которая обратила на актрису внимание общественности, стала Корделия в «Короле Лире».

 

Сара Бернар в образе королевы в спектакле Виктора Гюго «Рюи Блаз»

 

А со временем в актёрской карьере Сары Бернар появились и пьесы её современников. Дюма-отец был невероятно горд ученицей, когда увидел её в роли Aнны Дамби в его пьесе «Кин, гений и беспутство». А Виктора Гюго юная актриса и вовсе сразила наповал. После одного из спектаклей он подошел к Бернар: «Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — сказал писатель. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами».

И это были не просто слова. В действительности слеза Гюго оказалась бриллиантом, который венчал цепочку-браслет. Возможно, именно с этого момента у примы и появилась особенная страсть к драгоценным камням. Говорят, что Сара Бернар повсюду возила с собой свои многочисленные подарки. А чтоб её сокровища оставались в целости, у актрисы всегда был при себе пистолет. «Человек — такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», — рассказывала актриса.

Помимо прекрасных дам в репертуаре Сары Бернар было множество мужских ролей, гораздо больше, чем у любой другой актрисы. В их числе были Вертер, Лорензаччо, Занетто… В возрасте 56 лет актриса сыграла 20-летнего Орлёнка в одноименной драме Эдмона Ростана. Премьера этой пьесы закончилась оглушительным успехом — 30 вызовов на бис! Одной из самых спорных в числе мужских персонажей Сары Бернар стала роль Гамлета. Своей игрой в этой трагедии французская актриса тронула сердце самого Станиславского. Режиссер считал её технику совершенством актёрского мастерства. По его мнению, в ней сочеталось всё: красивый голос, отточенная дикция, пластичность и художественный вкус. А вот Элизабет Робинс, напротив, долгое время критиковала воплощение Сарой Бернар образа Гамлета. «В этой интерпретации великая трагедия «Гамлета» была лишена всякого достоинства и своего таинственного очарования», — написала критик.

 

Сара Бернар в образе Гамлета

 

Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом — «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», — la voix d’or, — отмечал Волконский. — Последняя ступень мастерства — ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха…»

Она затмевала собой всё. Плакаты к её выступлениям писал сам Альфонс Муха, а когда в газетах появлялись новые сведенья о турне Сары Бернар, то они затаивали собой любые политические конфликты и экономические кризисы. Во всех путешествиях звезду неизменно сопровождали верные репортеры, которые освещали её жизнь чуть ли не ежеминутно. Публика боготворила Сару Бернар.

 

Плакат, нарисованный Альфонсом Мухой, для спектаклей с участием Сары Бернар

 

Но не у всех было к актрисе такое благосклонное отношение. К примеру, одна из общественных организаций в США назвала в прессе её турне «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы». Несмотря на это, в зрителях на спектаклях Сары Бернар никогда не было недостатка.

А вот в Российской империи её приезда ждали с нетерпением. Слава Сары Бернар очень быстро распространилась по миру. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…». Таким образом, Сара Бернар стала первой настоящей мировой звездой. Существует легенда о том, что при встрече с императором Александром III, когда актриса собиралась поклониться ему, государь ответил: «Нет, это я должен перед Вами кланяться».

Хотя и в этой стране нашлись люди, критикующие актрису. К их числу относился и Иван Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?». Данное мнение также разделял и Антон Чехов, утверждая, что игра актрисы это не более чем хорошо отточенное мастерство, а не божественный дар.

 

 

 

Как истинная актриса, Сара Бернар по настоящему жила лишь на сцене, а вот в реальной жизни была сплошная игра. Так русский критик Сергей Волконский считал, что за пределами сцены: «Сара Бернар кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, — она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли — она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип».

Да, Сара Бернар любила себя, любила создавать вокруг себя некий волшебный ореол. Даже в своей автобиографии «Моя двойная жизнь» актриса намерено слегка завуалировала некоторые части своей биографии, чтоб оставаться загадкой всегда. А при жизни в её квартире всегда всё стояло вверх дном: многочисленные пуфы, кресла, коры расставленные и разбросанные то там, то тут. Бернар обожала экзотических животных, поэтому в её квартире помимо собак и кошек, можно было встретить обезьян, попугаев и даже змей. Говорят, что в спальне у актрисы даже видели скелетов. А сама примадонна время от времени любила полеживать в гробу. Такая страсть, впрочем, сохранилась еще с детства. В юности Сара Бернар много болела, и врачи предрекали ей скорую кончину, поэтому девочка каким-то образом смогла уговорить мать купить ей гроб. В миру некоторые называли её колдуньей и часто сравнивали с Жанной д’Арк.

 

Сара Бернар в ее знаменитом гробу

 

Впрочем, сама Сара Бернар о себе ничего и не скрывала. Она писала: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

 

Сара Бернар в образе Жанны д'Арк

 

Единственным мужем актрисы стал актёр из Греции, Аристидис Жак Дамал. Впрочем, и он не смог удержать рядом с собой ураган по имени Сара. Брак их продлился всего несколько месяцев. Подлинной любовью актрисы всегда был театр. И ему она оставалась верна почти до последних дней жизни. Многочисленными любовниками становились богатые почитатели и, почти всегда, партнеры по сцене, роман с которыми оканчивался сразу после премьеры.

Она была одной из первых театральных див, которые отважились попробовать свои силы и на экране. Сара Бернар снялась в нескольких немых фильмах. Ей даже выпало огромное счастье воплотить Маргариту Готье не только на сцене, но и в экранизации «Дама с камелиями». Впрочем, после этой роли актриса решила больше никогда не сниматься. Дело в том, что в театре она могла с легкостью скрывать свой возраст в глубине сцене, но в кино это было невозможно, и камера безжалостно подчеркивала уже преклонные года актрисы.

 

Сара Бернар в фильме «Дама с камелиями»

 

В 1905 году во время гастролей в Рио-де-Жанейро с Сарой Бернар произошел неприятный случай. Когда она играла в спектакле «Тоска», то повредила правое колено, прыгая с парапета в финальной сцене. Последствия этой травмы для актрисы были фатальными: спустя 10 лет ногу пришлось ампутировать. Один из шоу-менов даже предложил актрисе $10,000, чтобы использовать её ногу в качестве медицинской диковинки, но актриса отказалась.

И даже это не означало конец карьеры Сары Бернар. Она по-прежнему блистала на сцене. В годы Первой мировой войны Сара Бернар выступала на фронте, чтобы хоть как-то поддержать солдат. А в возрасте 70-лет актриса вышла на сцену в образе 13-летней Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира, и по залу вновь прокатились овации.

 

Сара Бернар, 1916 год

 

 

Сара Бернар, 1920 год

 

Жюль Ренар так вспоминал о примадонне: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра — будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь».

Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года в возрасте 78 лет. Когда новость о смерти Сары Бернар достигла театра, носившего её имя, во время первого акта «Орлёнка» занавес опустился, публика без шума покинула зал, а актёры, по-прежнему в костюмах и гриме, отправились к её дому, чтобы попрощаться с великой Сарой Бернар. Это был единственный раз для «Божественной Сары», когда шоу не смогло продолжаться.

Но даже в своей смерти Сара Бернара желала быть прекрасной. Актриса заранее спланировала церемонию своих похорон. Она выбрала молодых и красивых актёров, которые понесут её гроб, а весь путь траурной процессии пусть будет устелен камелиями.

 

Похороны Сары Бернар

 

Сара Бернар сыграла около 79 ролей на 125 сценах Европы, США, Канады, Южной Америки, Австралии и Ближнего Востока. Она покорила сердца миллионов, хотя всегда играла лишь на французском языке. Её неповторимая сила голоса позволяла актрисе воплотить буквально любую роль. Сара Бернар была настоящей знаменитостью и на долгие времена сохранила титул «самой знаменитой актрисы за всю историю».

Источник: http://2queens.ru
  • 23-10-2016, 18:52
  • Просмотров: 1161
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список