Все новости





















































































































22.09.2017 14:49
Ёлкин и евреи


















21.09.2017 18:02
ИШАЙЯ ГИССЕР




















































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

ПРОПАВШИЙ ДИБУК

http://gorod-m.co.il/wp-content/uploads/2016/03/Samedi-apres-midi-1024x826.jpgВ кадре почти ничего не видно, потому что ночь. Темные тени пол зут над болотами Полесья и филин ухает, задевая крылом лунный свет.
Голос за кадром (мрачно и значительно): «В такое время жители Копыля, закончив вечерний урок Гемары, любили потолковать о вещах фантастических и страшных. Например, о дибуках, неприкаянных душах, которые могут войти в тело другого человека и начать вещать на разные голоса…»
Камера скользит по картузам и ермолкам евреев, которые всегда готовы на любую тему вести оживленный спор. Оператор, склонный к творческим находкам, может зафиксировать на пленке танец рук, всплеск чьей-то бороды, пляску пламени свечи на сквозняке и тени, тени на бревенчатых стенах. А звукооператор пусть дает такую фонограмму:
– Бобе майсес!
– Я сам слышал про дибука от надежного человека! И про то, как его изгоняют!
– Как?
– Через пятку!
– А бывают души, которые, войдя в чужое тело, ведут себя тихо?
Как жилец, которому нечем расплатиться за квартиру?..
– Нет!
– Да! Такой человек становится сам не свой и все время ходит тудасюда и бормочет, бормочет…

Камера панорамирует в другой угол синагоги, где сидят баху рим, юноши, что пришли в Копыль из других местечек. Они день и ночь проводят над Торой, а столуются у здешних жителей.

Голос за кадром (еще более мрачно и значительно): «Полгода на зад в нашем городке появился Лейбуш, которого все звали Смор гонец, поскольку он пришел из местечка Сморгон*. Он был умен, прилежен и отличался веселым, общительным нравом. Но вот уже несколько недель, как…»
Прямо на оператора (и на нас с вами) идет молодой человек в расстегнутой капоте. То и дело дергая себя за пейсы, он что-то шепчет себе под нос.
Общий вид сверху: евреи качают головами, поворачиваясь друг к другу в фас, а к нам в профиль.
Фонограмма: евреи цокают языками. Возгласы:
– Ого!
– А я что говорил!
– Нет, невозможно!
– В наше время все возможно, даже по воздуху летать на бычьей шкуре!
– Давайте проверим!
– А как?
Камера дает средним планом: посетители синагоги осторожно окружают Лейбуша со всех сторон. Слышны участливые возгласы:
– Эй, Сморгонец, хочешь кипятку?
– Лейбуш, сердце мое, я жду тебя в гости на субботу!
– Лейбеню, передай мне Гемару Бава Кама!..
Продолжая ходить и шептать, бахур снимает с полки увеси стый том.
Испуганный шепот:
– Он дал Баву Мецию!
– Он не отвечает за свои поступки!

– Он другвоирыларлыоварой, он чужой!
– Он просто на себя не похож!
Дрожащий голос за кадром: «Да, чья-то неприкаянная еврейская душа поселилась в теле нашего бахура. Всю неделю она мучила его, мешая учебе, отнимая аппетит, не давая отвечать на расспросы окружающих. И только когда приближалась святая суббота, румянец возвращался на щеки юноши, и он начинал походить на человека…»
Сидя на сосне, оператор фиксирует дорогу среди полей и Лейбу ша, который размахивает руками и несется почти бегом.
Голос за кадром (женский и с подковыркой): «А по субботам этот бахур столовался у реб Липпе, который держал корчму недалеко от города. И было замечено, что когда он сталкивается ненароком с Бейлинькой, дочкой корчмаря, то становится пунцовым, как рак…»

Еще один голос (тоже женский и встревоженный): «А она – как мак! И они стоят, как приклеенные, и пялятся друг на друга, как два барана!

А потом расходятся, и каждый начинает что-то бормотать…»

Первый голос (мужской, и совсем мрачно): «В общем, к нашей пухлой Бейле тоже что-то прилепилось! Когда это вы видели, чтобы она отказалась от второй порции кугла? Когда это вы видели, чтобы еврейская благонравная девица одна бродила по полям?»

Камера заинтересованно фиксирует луг над рекой. Бейла задумчиво идет по тропинке. Навстречу, весь дрожа и сомневаясь, выходит Лейбуш. Девушка тоже дрожит

и отворачивается. Потом они начинают оживленно что-то обсуждать.

Следующий кадр: околица в лучах заката. По гребню холма, одержимая дибуком, бежит Бейла. Её рыжая коса трепещет на ветру. За нею с вожжами в руках поспешает «дер татэ», реб Липпе.

Фонограмма (со стоном, хрипом и одышкой):

– Не пущу за голодранца!.. Да за тебя из Витебска сватались!..

Из самого Могилева!.. Пусть только он ступит на порог!..

Голос за кадром: «Был один несчастный, одержимый дибуком, а стало два. Оба они, Лейбуш и Бейла, осунулись, потеряли сон, и на лица их легла неизгладимая тень печали. Не помогли ни пиявки фельдшера, ни наговоры знахаря. Не осталось, грубо говоря, никакой надежды…»

Женский голос (подхватывает): «Кроме вдовы раввина, Шейндл, к которой евреи обращались за советом и помощью. Ребецн Шейндл была умна, благочестива и ввиду преклонных лет почти не выходила из дому. Но от ее острого взгляда не могло укрыться ни одно событие в жизни Копыля. Пользуясь особой духовной силой, она всегда знала, где, что, зачем и куда. Печалясь о судьбе дочки, реб Липпе понял, что без Шейндл здесь не обойтись…»

Оператор на крыше курятника. В кадре понурая фигура еврейского отца, который поднимается по ступенькам жилища ребецн. Мы слышим ее вещий голос:

– Липпе, оставь свою печаль! Есть верное и древнее средство, чтобы дочь твоя была жива и здорова. Поставь ей поскорей хупу с этим Лейбушем! И не вздумай крутить носом!..

Двор синагоги. Толпа. Торжественное пение. Лейбуш и Бейлинь ка, оба здоровые и румяные, стоят под хупой. Раввин произносит благословения. Реб Липпе плачет, надо полагать, от счастья.

Крупным планом: половицы, которые гнутся в его доме от топота еврейской пляски. Музыканты, труба и скрипка, так вспотели, что наяривают фрейлехс в одних жилетках. Музыка продолжает ся, но, видя на руках у Бейлы двух близнецов, мы понимаем, что прошел минимум год и что мы присутствуем на бритмила.

Голос за кадром: «А через пару лет она родила еще одну двойню…»

Крупным планом: еврейское дитя, которое вцепилось в бороду реб Липпе. Он смеется от счастья и, кажется, зовет на помощь.

Солнце всходит или заходит, это сейчас не так важно…

 

*Сморгонь – на местном наречии.


Источник: http://www.sem40.ru
  • 22-11-2016, 22:41
  • Просмотров: 1022
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 2)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список