Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Мозаика жизни (часть девятая)

http://sem40.ru/kartinki/memuari/portret.jpgП Р Е Д И С Л О В И Е

 

Уважаемые читатели, в старости, будучи в эмиграции в США, я решил вспомнить всю свою жизнь и написал воспоминания «Из Советского Союза через Россию в Соединенные Штаты». По целому ряду причин ряд моментов моей жизни не нашли там своего отражения и эти факты и мысли вошли в новый сборник «Мозаика жизни». Сборник состоящий из 100 отдельных самостоятельных отрывков, представлен ниже, Буду благодарен читателям за все вопросы и замечания и постараюсь ответить на них.

Анатолий Брискер.

 


первая часть | вторая часть | третья часть | четвертая часть | пятая часть |

шестая часть | седьмая часть | восьмая часть

 


LXXX1.
  Когда Максим (сын) с радостью перебрался работать из США в Европу (Лугано, Швейцария), я воспользовавшись его днем рождения приехал к нему в гости. Лугано оказался очень приятным курортным городком, в котором красивая окружающая природа (горы,озеро и т.д.) и архитектура компенсировали отдельные бытовые неудобства, в частности, время работы, ассортимент и количество магазинов. Кроме того, мы побывали в  Женеве (и даже на машине  заскочили во Францию), у наших знакомых (семья Октая – сына моего институтского приятеля Исмета Гезалова). Для поездки мы воспользовались удобными поездами, в которых соседями оказались, в частности,  несколько «опереточные»  военнослужащие швейцарской армии. Сам город нам понравился, очень милый с озером и горной перспективой Монблана, совершенно не казенный несмотря на большое количество организиций и учреждений, в том числе международных. Среди многих памятников наиболее ярким  и оригинальным является огромный стул без одной ножки на площади перед Дворцом Наций (комплекс Европейского отделения ООН), олицетворяющий неустойчивость миропорядка. Общее впечатление прекрасное.  Швейцария есть Швейцария - сердце Европы, где мирно сосуществуют три основные континентальные культуры: немецкая, французкая и итальянская. Видимо не случайно при социологическом опросе, относительное большинство (каждый 5-ый) россиян, рассматривая всю Европу, высказалось за проживание в этой маленькой стране.

LXXX11.
  Не считая себя расистом в общепринятом смысле этого слова, я убежден, что все расы и народы имеют отличительные физические и интеллектуальные данные (не случайно негры прекрасные спортсмены: баскетболисты, футболисты, легкоатлеты, но мало известны, как шахматисты и лауреаты научных премий).Именно поэтому в США несмотря на официальное  отсутствие расовой сегрегации реально существуют «белые» и «черные» районы населенных пунктов, церковные приходы, учебные заведения и т.д., перефразируя Р.Киплинга, можно сказать: «Белый есть белый, черный есть черный и с места они не сойдут».  При этом, считаю нужным подчеркнуть, что в то время, как международный терроризм и пиратство, являющиеся одними из основных угроз современному миру, возможно и не имеют, как считают некоторые, национальности и религии, реалии действительности таковы, что конкретные террористы и пираты, да и участники уличных беспорядков всегда имеют определенную национальность и религию. И подавляющее большиство из них – арабы-мусульмане.   Одновременно хочу заметить, что не разделяю восторга по поводу деколонизации, в частности африканских стран. Безусловно колониализм   в ХХ веке  требовал значительной модернизации, но полная ликвидация его привело к тому, что подавляющее большинство этих стран за полувековой период независимости (суверенитета), так и не достигли прежнего экономического уровня колониального времени. Оставляя в стороне научные данные о степени развития различных рас и такие крайности, как встречающееся еще дикарство вплоть до канибализма, необходимо отметить, что местное, негритянское население Африки, так и не смогло создать в основном мало-мальски жизнеспособные режимы. Африканские страны, включая даже ЮАР, отбрасывая мифическую свободу, не стали процветающими (в многих случаях уровень жизни резко понизился) и в реальности только потеряли от освобождения  от «ужасных» колонизаторов. Все это могу проиллюстрировать высказыванием Р.Купревича (кузен тети Любы), работавшим торгпредом в одной из африканских стран. «Сложно было проявлять недовольство руководству страны, т.к. назавтра виновные могли быть повешены на центральной площади»

LXXX111.
  Я не собирался писать еще раз о евреях, так как достаточно написал об этом в своих воспоминаниях, но наткнувшись в интернете на видео презентации книжки израильского профессора Ш.Занда с хлестким, рекламным, чтобы не сказать провокационным, названием - «Кто и как изобрел еврейский народ», а потом, прочтя её, понял, что «не могу молчать».             Сама презентация была, как презентация, и выглядела достаточно убого и безцветно. Что касается самого       Занда, то его располагающая внешность университетского преподавателя диссонировало с внутренним  негативом – можно сказать: смотрелся он хорошо, а думал плохо.    Не вдаваясь в подробности (это требует специального разбора), даже  не будучи   историком,  хочу  заметить следующее: все это вредные выдумки. Еще А.Эйнштейн высказал мысль, что  существуют две  бесконечные   вещи – вселенная  и человеческая глупость, впрочем в первом он не   уверен. Автор книжки с ловкостью шулера от истории, нагромождая много достаточно спорного материала, зачастую  делает неожиданные и необоснованные выводы. Так сомнения в историзме библейских рассказов о древнееврейских царях он совершенно искусственно связывает с отрицанием существования самого еврейского народа. К сожалению, оценка  еврейско-израильской историографии, археологии, археографии и политики выдает в нем  циркача, который, планируя опорожнить над зрителями мешок с дерьмом, объясняет суть фокуса: «Все в говне, а я в белом!». В принципе в авторском стремлении доказать отсутствие еврейского народа, а также расизм сионизма, явно видна заказная цель – делегитимизировать государство Израиль.  Как говорят: «Осла не надо называть по имени – он сам покажет свои уши». При этом действительно необходимо заметить, что в настоящее время Израиль находится в достаточно сложном положении. Считая совершенно справедливо решение ООН  (резолюция № 181 от 29.11.1947г) основополагающим международным документом по воссозданию еврейского государства, Израиль не может не учитывать предусмотренное там же создание второго арабского государства (кроме Иордании) на территории Палестины. К сожалению, реализациия этого нанесет огромный моральный (потеря исконных земель – Иудеи и Самарии) и геостратегический (уменьшение и так мизерной ширины территории) ущерб стране. Абсолютно не ясно, как Израиль сможет решить эту «квадратуру круга».          Еврейский этнос, мне кажется, сегодня в основном состоит из трех отличающихся друг от друга этнических групп: ашкенази (центрально-европейские евреи), сефарды (средиземноморские евреи) и мизрахи (азиатские евреи). На первый, поверхностный взгляд у них много различий, как внешних, так и внутренних, каждая группа вобрала очень многое (культурного и биологического) от окружающих народов. Однако центральное историческое ядро единое: они как бы родные братья, жившие в разных условиях потомки одного предка – древнего, израильского народа, рассеянного (не важно по какой причине) по земле, не говоря уже о последних данных биологии,  убедительно доказывающих их генетическое родство. При этом я, будучи атеистом, считаю избранностью еврейского народа историческую уникальность этого этноса, сохранившегося, несмотря на все катаклизмы, в течение более 3000 лет.  Одновременно  возникает сакраментальный вопрос: «Кого считать евреем, а кого нет, в нестандартных случаях: «полукровки» или перешедшие в чужую веру?». Если с детьми от смешенных браков  более менее ясно – каждый из них должен сам определить свою принадлежность, так сказать, самоидентифицироваться, то с евреями, принявшими не еврейскую религию (иудаизм), и их потомками, полная неясность. Причем , если вопрос с маранами и другими (мусульманскими) «анусим» за давностью лет потонул в тумане Средневековья, хотя и с их потомством тоже определенная нечеткость, то с достаточно многочисленными крещенными евреями Нового времени, мягко говоря, все достаточно сложно. Кто-то причисляет всех их к евреям (ведь, как заметил А.Эскин, поиски этнических корней является еврейским  национальным «спортом»), кто-то нет. Дополнительную путаницу вносит лингвистика, дело в том, что во многих языках понятие еврей (национальность) и иудей (вероисповедание) обозначается одним словом, хотя в других, аналогичных случаях существуют разные слова, например, англичанин и англиканец, русский и православный, иранец и шиит, а государства своих граждан фиксируют иногда по национальности, иногда по вероисповеданию. В принципе я думаю, что в данном случае, ответ на поставленный вопрос можно сформулировать достаточно просто: «ЕВРЕЙ тот, кто считает себя ЕВРЕЕМ».

LXXX1V.
    «Не открою Америки», если скажу, что женщины играют огромную роль в жизни общества. При этом меня очень раздражают матриархальные и феминистские тенденции современного мира. Я могу еще согласиться с унисексом в одежде, вообще во внешнем виде, и в поведении женщин, хотя и это не всегда хорошо. Однако категорически против стремления к искусственному увеличению количества женщин в системах управления: парламентах, правительствах, местной власти,  правлениях компаний и т.п. Порой начинает казаться, что эти структуры соревнуются у кого больше представителей «прекрасного» пола. При этом умышленно забывается, что человеческие, в том числе женские, возможности не безграничны, так что карьерно-деловые достижения женщины могут осуществляться только в ущерб естественным семейно-домашним. На сегодня наверное только наличия полного идиотизма может остановить продвижение женщины наверх. Однако интересно, что социологический опрос, проведенный по заказу газеты “The Sunday Times”, показал, что большинство женщин по старинке «предпочли бы сидеть дома с детьми».  Также негативно мной вопринимается современный процесс размывания критериев нравственности и приличия, а сексуальная дозволенность возводится обществом чуть ли не в достоинство (достаточно указать на появление профессиональной проститутки на великосветском Венском балу). Это приводит к тому, что женщины достаточно «вольного» поведения  занимают высокое положение в обществе вплоть до членов парламента и правительства, а иногда становятся даже «первыми леди». И, конечно, верхом цинизма является встречающееся  иногда громогласные предложения секса за определенные общественно-политические решения (со стороны не только порнодив), что вызывает только брезгливое возмущение. В то же время настораживает усиливающееся в последнее время стремление в обществе преследовать политических деятелей вплоть до очень высокопоставленных  за существующие  или мнимые домогательства и изнасилования. Пародоксально, но зачастую изнасилование, как таковое,  признается без явных признаков насилия, что является просто юридическим нонсенсом. Кроме того, часто инкриминируются эпизоды, происшедшие несколько лет назад. Тут мне всегда хочется задать вопрос: «Что ж ты, милая, молчала столько времени?» (в таких случаях видимо нужно учитывать срок давности). Создается впечатление, что сегодня безопасно заниматься политикой можно только будучи евнухом-кастратом. Также вызывают сомнения обвинения, связанные с несовершенолетием  проституток (не надо путать с педофилией), предъявляемые не сутенерам, как «работодателям», что было бы понятно, а «покупателям», как будто год рождения написан у них на  лбу.  Антисексистский тренд сегодняшней действительности проявляется в судебных преследованиях представителей «сильного пола», зачастую занимающих высокое положение в обществе,  на основе только показаний «жертв», к тому же не всегда высокоморальных. Крайне своеобразно эта тенденция отразилась в Германии в процессе над певичкой, умышленно заражавшей своих сексуальных партнеров СПИДом. Она была приговорена только к условному лишению свободы. Предполагается, что суд посчитал, что мужчины сами виноваты - не предохранялись. Видимо в следующий раз, если проститутка застрелит посетителя, последний будет виновен, что не надел бронежилет... 

LXXXV.
    Мое отношение к рекламе, которая является индустрией соблазна на  грани обмана, можно охарактеризовать, как раздроженно-негативное. Я всегда считал и считаю, что чем больше агитации, тем хуже предлагаемый товар – хорошее не требует рекламы, разве что, для чего-то нового может быть несколько целесообразна определенная информация. Особенно раздражает телевизионная реклама, которая, оставляя в стороне её качество, мешает процессу восприятию телепередачи и от которой к тому же крайне сложно избавиться Кроме того, очень обидно за населенные пукты, внешний вид которых портит бездарная наружная реклама, что особенно бросается в глаза там, где города представяют историко-культурную ценность.

LXXXV1.
   Меня всегда настораживает применение понятия «в среднем», особенно при рассмотрении вопроса о росте благосостояния (зарплаты, пенсии, надбавки, подушный ВВП и т.п.). Мне кажется, что при этом для получения реальной картины положения вещей необходимо вводить определенный коэффициент, учитывающий разброс исходных величин доходов. Иначе получается совершенно ложное соотношение уровня жизни различных групп населения. Парадоксальность всего этого можно проиллюстрировать анекдотом. На собрании старушка-колхозница спросила: «Что значит в среднем?», и ей пояснили: «Если у вас нет коровы, а соседка имеет две, то «в среднем» будет одна корова на хозяйство». На что она возмущенно заявила: «Что же получается, если соседка спит с председателем и агрономом, а я ни с кем, то я тоже б...ь?».

LXXXV11.
     Не могу остаться в стороне от возникшей в последнее время с новой силой проблемы взаимоотношения общество – религия. На сегодня в цивилизованном мире общепринято разделение государства и религии, но это в принципе, а в деталях начинаются проблемы. В США идет дискуссии о правомерности религиозных атрибутов (в частности, крестов), и текстов в официальных учреждениях (школах, судах, больницах и т.д.). В Европе принимаются законы о запрете ношения религиозных элементов в общественных местах и тому подобное. В первом случае, наверное действительно имеет смысл учесть пожелание атеистов, хотя фактически наличие этих атрибутов является традиционным и вошло уже в менталитет общества. Что касается второго случая, то здесь не все однозначно. Если запрет носить внешние религиозные элементы (кресты, хиджабы, кипы, тюрбаны и т.п.) в государственных учебных заведениях и учреждениях, можно признать справедливым, то запрет строительства минаретов или повсеместного ношения паранджи вызывает определенные возражения. Несмотря на то, что я, мягко говоря, не являюсь сторонником ислама, тем паче в Европе, необходимо уточнить, что с точке зрения модных ныне «прав человека», это не вполне справедливо. Аргумент, что мусульмане в Европе, также, как приезжие в исламских странах должны подчиняться местным обычаям и законам, не работает. Иногда приводят в общем правильное для своего времени высказывание Муссолини, который на пожелание мусульман построить мечеть в Риме, ответил паритетным предложением: построить христианский храм в Мекке. Но в том-то и дело, что сегодня мусульмане в европейских странах в отличии от туристов в исламских, к большому сожалению, являются полноправными гражданами этих стран и, хотя они и являются рассадником криминала, ущемлять их права, неважно совпадают ли их требования или не совпадают с менталитетом страны проживания – это нарушать конституцию.  Также юридически очень спорно справедливое желание лишать «новых» граждан (афро-арабского происхождения) французского гражданства за те или иные правонарушения. Так что Западная Европа «за что боролась, на то и напоролась». В не менее  сложное положение попала и Россия: когда подавляющее число террористических актов на её территории организуют мусульмане, являющиеся её гражданами, которым для этого не надо даже пересекать государственную границу. При всем при этом огромное, усиливающее влияние оказывает демографическая проблема, когда деторождение у мусульман значительно превосходит прирост другого населения.

LXXXV111.
  На мой взгляд христианство и мусульманство возникли, как определенные, позднейшие трансформации иудаизма. Однако оголтелое отторжение и отрицание прарелигии новыми вероучениями привело к существующему сегодня противостоянию. В дальнейшем, в ходе исторического развития, если христианство в какой-то мере, и смягчило свой антагонизм с еврейством, то ислама, наоборот, ужесточил его, что привело в настоящее время  с его стороны к кровавой борьбе вообще с любым инакомыслием.  Несмотря на свой атеизм (особенно не приемлю ритуальную сторону религии, хотя прекрасно понимаю её необходимость) считаю возможным высказаться по одному из существенных вопросов религиозной деятельности – отношению к сектанству и миссионерству. Я убежден, что вера внутреннее дело каждого человека и он  волен верить, как угодно и во что угодно, единственное требование, чтобы его вера не нарушала общественного порядка. К большому сожалению, канонические религии и, в частности, православие отрицают плюрализм и проявляют по отношению к сектам и чужому прозелитизму воинствующую нетерпимость. Мне кажется, что ставить секту вне закона и запрещать иностранное миссионерство в стране можно только по решению суда при нарушении ими законов государства. В противном случае, это напоминает борьбу большевиков с оппозицией и попахивает средневековым мракобесием

LXXX1X.
  В последние годы в России много говорится и делается по возвращению (реституции) религиозным организациям ценностей и имущества, экспроприированных в советское время (в частности есть  Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".). Слов нет – вопрос поставлен правильно, а вот его решение вызывает  значительные возражения. Оставляя за скобками целесообразность передачи церкви музейных экспонатов и зданий, необходимо подчеркнуть вопиющую несправедливость -  в качестве получателя реквизированного фигурирует практически только русская православная церковь  зачастую необоснованно (например, в Калининградской обл., где никогда не было её собственности). Не понятно, чем хуже другие христианские, а также исламские, иудейские и буддийские религиозные объединения, не меньше пострадавшие от большевистского режима. Конечно православие в России самая распространенная религия, связанная с титульной нацией, но это не может служить основанием для столь неправедного подхода. Просто в этом еще раз демострируются не двойные, а «многократные» стандарты государственной политики.   В качестве такого же «избирательного» подхода, правда из другой «оперы», можно указать на дело М. Ходорковского. Вполне возможно, что он в чем-то и виноват, но тогда надо было карать всех олигархов, которые я уверен, совершали подобное, а возможно и большее, так что нельзя было делать из него «козла отпущения».

XC.
   Ученые Университета Аризоны доказали, что одной из отличительных социальных особенностей человека от остального животного мира является способность признания родственных, в том числе дальнеродственных, связей. Именно на основе этого возникла и строилась социальная система человеческого общества. Тем не менее история  людских отношений предоставляет достаточно много примеров, когда люди, хорошо сотрудничающие в экстремальных ситуациях (восстания, катастрофы, побеги, грабежи и т.п.) в последствии резко меняют свои взаимоотношения. Из-за отсутствия цементирующего, эмоционального начала и благодаря различию внутреннего склада отдельных индивидуумов такое объединение бывших сподвижников разобщается и  они зачастую превращаются в противников с различной степенью вражды. При этом, правда люди, хоть и  высшие существа, но принадлежат к животному сообществу и поэтому всегда должны быть готовы в широком смысле слова к борьбе за выживание. Наверное, чтобы представители человечества не расслаблялись даже в любом жизненном позитиве обычно имеется некоторый негатив, как говорится «в бочке меда – ложка дёгтя». Правда при этом иногда мне кажется, что в самом  процессе жизни все сбалансировано: происходит что-то хорошие, радостное и через некоторое время это «компенсируется» негативным, мрачным и наоборот, так что иногда даже при   событиях со знаком плюс у меня появляется фатальная боязнь грядущих неприятностей. Положительно только то, что такое чередование позволяет надеяться, что за «черной», плохой полосой последует «белая», позитивная. Так что, да здравствует зебровидная  цикличность жизненных ситуаций!

 

продолжение слудует

 


 

Анатолий Самойлович Брискер, родился в 1930г. в г.Ленинграде.

Во время ВОВ был эвакуирован из г. Ленинграда в Ярославскую обл., потом в г. Пензу.

По возвращению в Ленинград окончил 241-ую школу и Ленинградский электротехнический институт связи им. проф. Бонч-Бруевича (ЛЭИС), в котором впоследствии защитил кандидатскую диссертацию (к.т.н.). Окончив института, работал в Ленинградском отделении Проектно-монтажном тресте № 5 , в том числе на один год был откомандирован в г.Таллин.

После аспирантуры 40 лет проработал в Ленинградском отраслевом научно-исследовательском институте связи (ЛОНИИС), пройдя путь от старшего инженера до начальника отдела. За время работы опубликовал около 100 статей и несколько справочников и монографий по вопросам линейно-кабельных сооружений местных телефонных сетей.

В 2000г. змигрировал в США. Живет во Флориде (США), имеет 2-х детей и 3-х внуков.

В эмиграции написал воспоминания - «Из Советского Союза через Россию в Соединенные Штаты (фрагменты жизни)», которые вышли в 2007г. В книге рассказывается о предках, о довоенной, военной и послевоенной жизни, об эмиграции и жизни в Америке. В 2011г. вышло дополнение к ней - «Мозаика жизни». Кроме того, отдельные очерки опубликовывал в приложении к белорусскому журналу «Мишпоха», в петербургских журналах «История Петербурга», «Клио» и «Фонтанка», в израильском журнале «Русское литературное эхо», в американских журналах «Слово/Word» (Нью-Йорк) и «Florida &Us/Флорида и мы» (Орландо), а также эстонском «Таллинн».

 

Реквизиты:

Тел. 1.772.778-5719

e-mail: asbrisker@yahoo.com

 

Источник: http://www.sem40.ru
  • 30-11-2016, 21:46
  • Просмотров: 815
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

ВНИМАНИЕ! ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВЛЯТЬ СВОИ КОММЕНТАРИИ.

Пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы, просто войдите в систему, введя свое имя пользователя и пароль .

Аукцион sem40


  • Muskat Weiss, 1923 Год
  • Stalin on Lenin
  • The Eastern Anthology


Перейти на аукцион



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)
  • 10 октября Моше Немировский Россия

смотреть полный список