Все новости


























































































































22.09.2017 14:49
Ёлкин и евреи


















21.09.2017 18:02
ИШАЙЯ ГИССЕР















































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Голос прекрасных неудачников

Мир без Леонарда Коэна

 
Сергей ГАВРИЛОВ

В Бытии сказано, что когда Господь обращался к Аврааму, желая испытать его, тот всякий раз с покорностью отзывался: «Вот я». Именно это, только на иврите («Hineni, hineni!»), повторяют Леонард Коэн и кантор Гидеон Зелермайер в припеве песни «You Want It Darker» («Ты хочешь, чтобы было потемнее»). После чего Коэн добавляет: «Я готов, мой Господь». Песня открывает одноименный диск, который вышел всего за две с половиной недели до смерти артиста. Сейчас весь альбом, который пронизан исповедальным настроением, воспринимается как творческое завещание 82-летнего поэта и певца, словно предчувствовавшего свою близкую смерть. Подобная история была в начале этого года, когда многогранный рок-музыкант Дэвид Боуи ушел в мир иной спустя всего два дня после выхода своего очередного диска «Black Star». Похоже, достойное прощание со своими поклонниками становится обязательным условием в среде легендарных исполнителей, прежде чем им будет дозволено уйти в вечность.
Накануне выпуска диска «You Want It Darker» сам же Коэн нагнетал прощальное настроение, когда в интервью говорил о своем преклонном возрасте, неважном состоянии здоровья, малом сроке, который ему отведен на этом свете. Правда, потом стал всех успокаивать: «Я сказал, что готов к смерти. Возможно, я немного переусердствовал с таким заявлением. Но каждый имеет право закатить небольшую истерику по поводу своей персоны. А на самом деле я намерен жить вечно». В плане существования в истории искусства это намерение Коэна наверняка осуществится. А вот душа оставила его бренное тело 7 ноября. Спустя три дня оно было предано земле. Погребение поэта-музыканта проводила еврейская ортодоксальная община «Шаар Хашомайим», которой всю жизнь был верен Коэн. Он умер в Лос-Анджелесе, но похоронен там, где родился, – в канадском Уэстмаунте (это своеобразный город в городе – англоязычный анклав с самоуправлением в франкофонном Монреале).

ВЕРНОСТЬ СЕБЕ И ПРЕДКАМ
Дед поэта-музыканта по отцовской линии Лион Коэн – выходец из Польши. Он был первым президентом Канадского еврейского конгресса и сооснователем газеты Canadian Jewish Review. Его сын Натан вел портняжное дело и занимался им на высшем уровне. Да и сам Леонард немного поработал на фабрике готового платья, где научился так ловко складывать костюм, что он в дороге никогда не мялся. Элегантная костюмная концертная «спецовка» стала отличительной особенностью Коэна. Образ довершался неизменной шляпой. Прижимая ее к сердцу, певец выражал благодарность публике за аплодисменты и надежду на полное понимание ею текстов песен с их мрачноватой философской глубиной. Дед Леонарда по материнской линии раввин Соломон Клоницкий возглавлял школу талмудистов-толкователей в Ковно (ныне Каунас, Литва). Он обладал исключительными лингвистическими способностями, за что получил прозвище Принц грамотеев.
При таких предках быть бы Леонарду раввином-праведником. Но в годы его молодости было полно соблазнов. Контркультура расцветала буйным цветом, подзуживая к экспериментам разного рода – как творческим, так и житейским. «Я любил и женщин, и проказы» – эту строку из песни Высоцкого вполне можно применить к Коэну. Не случайно один из его альбомов называется «Death Of A Ladies‘ Man» («Смерть дамского угодника»). Но наряду с погружением в богемную жизнь Леонард не порывал с еврейскими традициями. Даже во время турне он исправно соблюдал Шаббат. А когда в 1994 г. Коэн удалился от мирской суеты в калифорнийский дзэн-буддистский центр, где некоторое время монашествовал под именем Джикан, это не означало расставания с прежним религиозным предпочтением. Знаменитый поэт-битник Аллен Гинзберг спросил Коэна, как тот может сочетать две духовные практики, и получил ответ: «В традиции дзэн, которую я практиковал, нет молитвенного поклонения, нет и идолопоклонства. Так что в теологическом плане противоречия еврейской вере не было».
В своих сочинениях Коэн нередко обращался к библейским сюжетам, истории иудаизма. Например, в песне «The Story Of Isaac» («История Исаака»), появившейся в разгар войны во Вьетнаме, он обращался к современным Авраамам – всем отцам, готовым принести в жертву сыновей: «Вы, строящие алтари сегодня, / Чтобы принести в жертву своих детей, / Вы больше не обязаны этого делать. / Эта схема не является божьим откровением, / И вы уже никогда не будете искушаемы / Ни дьяволом, ни Богом». А песня «Who By Fire» («Кто – от огня») – это коэновская версия молитвы «Унтанэ токеф». Ее автор – раввин Амнон, живший в XI в. в Майнце и замученный за отказ перейти в христианство. Коэн поет: «Кто примет смерть от огня, кто – от воды, / Кто – при свете солнца, кто – в ночи, / Кто – по высшему суду божьему, кто – по воле мирского суда, / Кто – в развеселый месяц май, кто – от медленного тления. / Кому я должен сказать: „Ты призван на небеса“?»

ПОЗДНИЙ СТАРТ
Игре на гитаре Коэн выучился еще в 14 лет, но записывать пластинки стал довольно поздно – в 33-летнем возрасте. До этого он, фанат испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, занимался чистой литературой. Первый томик стихов Леонарда вышел в 1956-м, а в середине 1960-х издали два его романа: «Любимая игра» и «Прекрасные неудачники». Но в 1967-м он перебрался в США, где стал активно музицировать. Случай свел его с известным продюсером Джоном Хэммондом, который увидел в зрелом литераторе будущего покорителя вершин музыкальных хит-парадов. Под конец того же года и вышла дебютная пластинка Коэна. «Не верь тем, кому уже за 30», – писали на стенах парижских домов студенты-бунтовщики из Сорбонны, в 1968-м сражавшиеся на улицах с полицией. Но Коэну они и их сверстники в других странах почему-то поверили.
Вспоминая сейчас о нем, многие отмечают его «хриплый низкий голос». Но таким он стал лишь к концу 1980-х. До той поры вокал Коэна был вполне молодецким, округлым, без признаков шершавости. А внешне поэт-музыкант был немного похож на добровольно погрузившегося в жлобский омут интеллектуала Дэвида Самнера, сыгранного в «Соломенных псах» Дастином Хоффманом. В 1980-х Коэн заметно изменился. Его активность в новом десятилетии началась после пятилетнего перерыва в карьере. Тогда Коэн приправил свою музыку новомодными синтезаторами, в текстах его песен стало больше сарказма, и появившаяся в его голосе «наждачность», усиливавшаяся год от года, как раз пришлась впору этим изменениям. Именно с тех лет Леонард стал иногда выступать и записываться в сопровождении вокалисток, певших в унисон с ним, что немного разбавляло крепость «виски» его вокала, дабы общий результат не выглядел уж совсем мрачным и горьким.

СВОЙ В ДОСКУ КАНАДЕЦ
Творчество Коэна попало в поле слуха широкой советской публики только к концу 1980-х, когда вышли альбомы «Various Positions» и «I’m Your Man». В разгар перестройки этим канадцем начали болеть буквально все – высоколобые интеллектуалы и чувственные дамы бальзаковского возраста, тонко разбирающиеся в английском и «ботающие по фене». Каждый нашел что-то родное в его песнях – ведь они подчас несли эхо цыганских, клезмерских и балканских мелодий. Меланхолия канадца хорошо рифмовалась с грусть-тоской да печалью Восточной Европы, где он воспринимался, скорее, не как заокеанский бард, а как более близкий французский шансонье, который просто поет на английском. Иногда в Советском Союзе о Коэне говорили как о канадском Высоцком, хотя на самом деле по поэтическим образам и мелодике песен ему ближе Окуджава.
Среди заболевших Коэном оказался и писатель Виктор Пелевин. Например, в качестве эпиграфа для своего романа «Generation „П“» он выбрал строки из песни «Демократия»: «Я сентиментален, если вы понимаете, что я имею в виду; / Я люблю страну, но не переношу того, что в ней происходит. / Я не левый и не правый. / Просто сегодня я сижу дома, / Пропадая в этом безнадежном экране…» А в рассказе «Who By Fire», названном в честь упомянутой выше песни Коэна, Пелевин расставил уйму маячков, связанных с творчеством канадца. Часть действия происходит в номере обожаемого американской богемой нью-йоркского отеля «Челси», где предавались любви Коэн и певица Джанис Джоплин – одна из ранних жертв рок-н-ролла. Сюда новый хозяин жизни – российский олигарх Соленый – приводит за солидный гонорар приглянувшуюся ему американку, которая на улице изображала статую Свободы. И все должно произойти так, как в песне Коэна «Chelsea Hotel #2». Рассказ даже завершается строкой из нее: «Мы безобразны, зато у нас есть музыка».

Дилан или Коэн?
Когда в октябре объявили, что Нобелевская премия в области литературы присуждена Бобу Дилану с формулировкой «за создание новых поэтических выразительных средств в великой американской песенной традиции», нашлось немало людей, вспомнивших о Коэне. Дескать, раз пошла такая гулянка – отметили не писателя, а певца, – то Леонард ведь тоже не лыком шит. Но, скорее всего, жюри «нобелевки» тут может возразить: ведь у Дилана бóльшее количество песен, которые во многих странах считают гимнами борьбы за гражданские права, он олицетворял бунтующую молодежь 1960-х, да и стаж на песенной сцене у него бóльший. Впрочем, даже самые престижные премии и фестивали – это всего лишь парад субъективных мнений. Сам же Дилан так отозвался о Коэне: «Когда люди говорят о Леонарде, то вспоминают о его текстах, но молчат о его гениальных мелодиях. А между тем музыка придает его поэзии небесный характер и подобна лифту, который мчит ее вверх, на самый верхний этаж успеха». А сын Коэна, Адам, который был продюсером альбома «You Want It Darker», сказал:
«Отец ушел в мир иной в состоянии душевного покоя, уверенный в значительности своего последнего диска. До последних дней он сочинял песни, насыщая их характерным для него чувством юмора».

"Еврейская панорама", Берлин

Источник: http://www.isrageo.com/
  • 19-12-2016, 21:19
  • Просмотров: 1516
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список