Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наши люди

Версия для печати


 Секрет британской еврейки с русским именем


 Алисия Маркова: прима-балерина ассолюта

 

Лилиан Элис Маркс росла болезненным и замкнутым ребенком. Она часами наблюдала, как играют другие дети и почти не разговаривала с окружающими. Это очень беспокоило ее родителей, и вряд ли они тогда могли предположить, что спустя несколько десятилетий дочь станет известна всему миру под именем Алисии Марковой, будет обладательницей титула Дамы и первой британской «примой-балериной ассолюта».

Детство

1 декабря 1910 года в семье Артура Маркса и его жены Эйлин Бэрри родилась дочь Лилиан Элис. Артур родился в 1889 году в еврейской семье и выбрал себе профессию горного инженера. Эйлин была на год младше своего супруга, ее семья происходила из южного ирландского графства Корк. Эйлин была ирландкой и католичкой, но чтобы выйти замуж за любимого человека, которого она знала с самого детства, она приняла иудаизм и взяла себе еврейское имя Рут. Лилиан Элис была старшей из четырех дочерей супругов Маркс. Когда девочка была совсем маленькой, ее семья некоторое время жила вместе с прадедом по отцовской линии Авраамом Марксом, который придерживался взглядов ортодоксального иудаизма и оказал сильное влияние на мировоззрение маленькой Лилиан.

 

Фото: npg.org.uk

 

Необычный ребенок

Алисия Маркова в одном из своих интервью вспоминала, что в детстве сильно отличалась от сверстниц и была «гадким утенком». Короткая стрижка с челкой, неуклюжая походка, а вместо нарядного платьица — костюмчик и непривлекательные ботинки. Молчаливость и замкнутость дочери тревожили чутких родителей, и перед тем, как отдавать ребенка в школу, они решили показать ее врачу. Он не заметил существенных поводов для волнения, но все-таки посоветовал домашнее обучение.

Балет как лекарство

Оказалось, что у девочки было плоскостопие и слабо развитые колени, а для исправления этих особенностей в те времена использовались жесткие и порой болезненные методы. Миссис Маркс беспокоилась, что такое лечение сделает их дочь еще более стеснительной и закрытой. К счастью, лечащий врач предложил альтернативный вариант — отправить ребенка на занятия балетом для укрепления ног. Девочка, оказавшись в «Академии танца мисс Торн», не только значительно подправила свое здоровье, но и продемонстрировала ту грацию, легкость и естественность, которой от нее никто не ожидал.

 

Фото: npg.org.uk

 

В школе Серафимы Астафьевой

В десятилетнем возрасте Алисия исполнила три сольных танца в пантомиме про Дика Уиттингтона. Ее дебют был встречен оглушительными аплодисментами, и родители всерьез задумались о балетном будущем дочери. В то время в Лондоне работала балетная школа русской танцовщицы Серафимы Астафьевой, и миссис Маркс загорелась идеей отправить дочь к ней на обучение. Ходили слухи, что мать представила Алисию как «миниатюрную Павлову», чем очень возмутила Астафьеву. Но когда та увидела, как девочка танцует, она сразу же приняла ее в школу. Там Алисия Маркова познакомилась с Антоном Долиным — будущим артистом балета и хореографом. Маркова и Долин сотрудничали на протяжении всей жизни.

Бэби-балерина

Алисия росла в дружной и состоятельной семье, и родители всячески поддерживали девочку в ее балетном обучении. Но в 1924 году все изменилось — Артур Маркс тяжело переживал из-за проблем в бизнесе, что привело вначале к ухудшению здоровья, а затем и к смерти. Четырнадцатилетняя Алисия тяжело переживала утрату, но понимала, что финансовое благополучие семьи теперь лежит на ее плечах — больше позаботиться о матери и трех сестрах было некому.

На одном из уроков в школе Серафимы Астафьевой девочку заметил балетный импресарио Сергей Дягилев. Она стала первой бэби-балериной его балетной антрепризы «Русский балет Дягилева». В то время в Англии считали, что танцевать классический балет могут только русские балерины. «Кто будет платить, чтобы увидеть Элис Маркс?» — сказал однажды Дягилев, и предложил балерине стать Алисией Марковой. Она ответила согласием. Вместе с русским именем у нее появилась и русская гувернантка, сопровождающая девочку во время гастролей по всей Европе. Работа в балетной труппе Дягилева стала мощным фундаментом для дальнейшей карьеры. В 1926 году шестнадцатилетняя Алисия Маркова станцевала первую сольную партию в балете «Соловей» Джорджа Баланчина.

 

 

 

Лучший наставник

Сергей Дягилев очень трепетно относился к танцорам труппы. Однажды в Манчестере Маркова должна была танцевать в балете «Свадьба Авроры» со страусиными перьями на голове. Увидев костюм, Дягилев незамедлительно выдернул перья — слишком вульгарно они смотрелись. К вечеру для ее сценического платья были найдены перья райских птиц.

Начало работы хореографом

Смерть Сергея Дягилева в 1929 году принесла балерине огромное опустошение. «Русский балет Дягилева» распался, балерина вернулась в Лондон и оказалась в сложной финансовой ситуации. Денег было так мало, что она репетировала дома вместо того, чтобы тренироваться в зале. Предложение балетмейстера Фредерика Аштона о совместном сотрудничестве стало спасением, и уже в начале 1930-х годов для «Балета Сэдлерс-Уэллс» Алисия Маркова поставила Шопениану второй акт «Лебединого озера».

 

Фото: npg.org.uk

 

Королева лебедей

Постоянные гастроли «Русского балета Дягилева» в корне изменили отношение к этому виду искусства в Великобритании и способствовали становлению национального балета. Маркова смогла доказать, что классический балет могут танцевать не только русские балерины — она стала первой, кто исполнил партию королевы лебедей в Великобритании. В 1934 году Алисия Маркова и Антон Долин создали балетную труппу «Маркова-Долин балет», гастролирующую по всей Великобритании.

Разум и чувства

В 1937 году в жизни Алисии появилась любовь. Избранником 26-летней балерины стал 23-летний бизнесмен из состоятельной семьи Лидса Стенли Бартон. Их отношения развивались, но свадьбе помешала война и работа. Алисия Маркова очень хотела быть в Лондоне, рядом с любимым человеком и семьей, но условия контракта требовали ехать в США в составе «Балле Рюс де Монте-Карло», а отказ сулил судебные иски и финансовые потери. Долг возобладал над чувствами, ведь на ее содержании была вся семья.

Сложный выбор был сделан, и 29 сентября 1939 года Алисия Маркова отплыла на корабле из Англии в США. Стенли Бартон воевал в составе военно-воздушных сил Великобритании. Во время разлуки Маркова писала много писем своему избраннику, и ждала возвращения домой. Но вернуться она смогла только после окончания войны, а за это время Стенли Бартон познакомился с другой женщиной и женился на ней.

 

Фото: npg.org.uk

 

Потерянная любовь

Алисия Маркова никогда публично не обсуждала свою личную жизнь, но как-то в интервью все же упомянула о своей потерянной любви. Она любила одного человека, а он отвечал ей взаимность, но они так и не смогли пожениться. «Люди не должны ждать нас всю жизнь, не так ли? Вероятно, то, что я так никогда и не вышла замуж, была моя судьба», — говорила спустя много лет балерина. Она жаловалась, что в ее просторной квартире немного одиноко, а отсутствие брачных уз и близкого человека рядом — единственное сожаление в жизни.

Стенли Бартон сохранил все письма, которые были написаны Алисией Марковой, и вернул ей их, когда она возвратилась в Лондон. Некоторые источники утверждают, что Маркова сохранила хорошие отношения не только с ним, но даже с его женой Одри. Сейчас письма, написанные в конце 1930-х годов балериной ее возлюбленному, хранятся в одном из британских музеев. Алисия Маркова никогда не была обделена мужским вниманием и получала несколько раз предложения о замужестве от видных и интересных мужчин, но так и не вышла замуж, детей у нее тоже не было.

Творческий дуэт с Долиным

Алисия Маркова возобновила сотрудничество с хореографом в 1945 году. Они создали свой театр и стали гастролировать в Центральной Америке и на Филиппинах, а также способствовали созданию национального балета в Мексике. В 1949 году в Англии Маркова и Долин организовали «Лондон фестивал балле», примой которого Маркова оставалась до 1952 года. В 1955 году Алисия Маркова танцевала балет «Жизель» в дуэте с датским постановщиком и хореографом Эриком Бруном, который был моложе балерины на 20 лет — их выступление вызвало сенсационный успех. В 1958 году Алисия Маркова совершила поездку на фестиваль балета в Израиль и, по ее собственным словам, это для нее означало очень многое, ведь у нее были еврейские корни.

 

Фото: npg.org.uk

 

«Жизель и я»

В 50-летнем возрасте Алисия Маркова издала свою автобиографию «Жизель и я», а спустя три года покинула сцену. Она часто бывала на ток-шоу и радиопередачах, дружила со многими актерами (одним из ее близких друзей был Лоуренс Оливье), была лицом различных брендов. Она стала первой британской балериной, удостоенной почетного титула «примы-балерины ассолюта», а королева Елизавета II пожаловала ей титул Дамы.

Алисия Маркова была лиричной балериной, известной своими интерпретациями классических произведений, но также она была способна на сильные и взрывные эмоции. Жизель и Одетта были ее самыми выдающимися балетными партиями. Она умерла 2 декабря 1994 года в Бате, изменив историю национального английского балета и на протяжении последних лет жизни с большой нежностью вспоминала о своем наставнике Сергее Дягилеве, благодаря которому смогла достичь таких высот.


Источник:http://jewishnews.com.ua/ | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария



Наш архив