Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наша история

Версия для печати


 Хирбет Кейафа ( часть третья )


В ходе раскопок в Хирбет Кейафе были обнаружены остатки построек, здание площадью в тысячу квадратных метров, которое находилось на самой высокой точке города, чтобы удобней было контролировать город и рассылать в случае опасности сигнальные огни (костры).

По периметру комплекса находились мастерские и склады, обнаружены свидетельства металлообработки, а также глиняные сосуды и обломки алебастровой утвари, привезённой из Египта. 

В северной части города находилась постройка по-видимому высотой 15 метров, а в ширину 6 метров. Здание, по-видимому, использовали как склад сельскохозяйственных податей, поступавших от местных сельских работников, так как найдены сотни кувшинов, ручки, которых отмечены отпечатками одного или двух пальцев.

Ручки от кувшинов с вмятинами. В Хирбет Кейафе обнаружено около 520 штук таких ручек.

Уже спустя двести лет только в Иудее, продолжают традицию штампа на ручки и разработают универсальный царский штамп "лемелех" (принадлежит царю).

Иудейский штамп "ле-мелех" (принадлежит царю).

 

В Шаараиме найдены египетские скарабеи и амулеты, выполненные в эпоху Нового Царства (1200 г. до н.э.) за 200 лет до того, как они оказались в Хирбет Кейафе. Может эти предметы, евреи вывезли из Египта во время бегства?

Египетский скарабей 13-12 вв. до н. э., из Шаараима.

В Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, по которым возможно определить их возраст. Всякий живой организм находится в процессе непрерывного обмена органики, поэтому соотношение изотопов в живом организме должно примерно соответствовать текущему природному фону. После гибели организма, такой процесс останавливается, и углерод-14 начинает убывать. Процесс этот случайный, подчиняющийся статистике, например,  в одном грамме углерода, полученного из свежесрубленного дерева происходит в среднем 15.3 распада за минуту. За 5730 лет половина атомов распадется. Таким образом, проанализировав соотношение изотопов углерода в образце органики, можно сделать выводы о примерной дате, когда живой организм погиб.

Результат радиоуглеродного анализа косточек оливок из Хирбет Кейафы, показал, что речь идёт о времени не позднее 980 года до н. э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудейское присутствие было около сорока лет с 1020 по 980 год до н. э., после чего жители бежали.

Абсолютное датирование Хирбет Кейафы основано на четырех обгоревших оливковых косточках, исследованных в Оксфордском университете (OxfordUniversity). Результаты двух первых образцов были отправлены нам 6 октября 2008 года, а двух оставшихся - 7 ноября 2008 года.

• OxA-19425 Qeiyafa5 - 2851±31 
• OxA-19426 Qeiyafa6 - 2837±29 
• OxA-19588 Qeiyafa7 - 2799±31 
• OxA-19589 Qeiyafa1 - 2883±29

Среднее по этим четырем измерениям, как показано у Кристофера Бронка Рамси (ChristopherBronkRamsey) из Оксфордского университета, - 2844±15. После калибровки датирование соответствует 1026-975 г. г. до н.э. (59.6%) или 1051-969 г. г. до н.э. (77.8%). Поскольку Хирбет Кейафа является городищем Железного века II A, мы остановились на датировании после 1000 г. до н.э., т.е. 1000-975 г. г. до н.э. (59.6%) или 1000-969 г. г. до н.э. (77.8%). Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000-965 г. г. до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965-930 г. г. до н.э.).

Откалиброванный график радиометрической датировки четырех образцов из Хирбет Кейафы.
 

 

В Шаараиме не найдены кости некошерных животных, хотя в филистимском Гате (родине Голиафа) обнаружены кости не только свиней (20% от общего количества костей), но и собак.

Во время раскопок случайно был обнаружен глиняный черепок трапециевидной формы (15х16.5 см.), облепленный землёй. После того, как находку отмыли, проявились плохо различимые буквы. 

Надпись на керамике (обожжённой глине) называют греческим словом "остракон", текст наносили чернилами или выцарапывали.

Глиняные черепки служили для записей, расчётов, квитанций, писем. 
Однако, находка остракона, особенно столь древнего, как из Хирбет Кейафа, - крайне значительное событие. Надпись была исследована самым тщательным образом: на остраконе имеются ровные линии, отделяющие строчки одна от другой, форма букв очень древняя, напоминающее ханаанское письмо позднебронзового периода, никак не позднее 10-9 вв. до н. э.

Израильские исследователи столкнулись с проблемой – надпись плохо сохранилась. Требовалась дополнительная проверка в лабораториях США.

Лучшие бостонские и гарвардские эксперты проверяли надпись самыми современными методами, включая технологии, применяемые в космической съемке. Было выявлено около 70 букв, расположенных в пяти строчках.

Надпись выполнена прото-ханаанским письмом, изобретённым в 18 в. до н. э. в Ханаане. Протоханаанское письмо не было определённо строгим. Писали и справа налево и слева направо и даже использовали эти два направления в одном тексте, например, если первую сточку писали справа налево, то вторую могли и слева направо. Критерий определения направления строчек один – смысл слов. В процессе расшифровки надписи использовали шесть вариантов прочтения, постепенно отбрасывая версии, не имеющие смысла. Первые строчки начинаются с более широкой части остракона, текст движется слева направо (как в европейских языках). И только по этому принципу стало возможным прочитать слова, имеющие смысл: "бог" (эль), "раб" (эвед), "суд" (шафат), "вдова" (альмана) "руководить" (бааль), "царь" (мелех) и самое главное библейское, ивритское словосочетание "аль таас(е)" (не делай), глагол "лаасот" (делать) не встречается ни в ханаанском, ни финикийском языках, но является одним из самых распространённых слов на иврите. Исследователи пришли к выводу, что речь идёт о самом древнем тексте на иврите.

Фотографии, рисунки надписи и разъяснения о направлении строчек палеографа Хаггая Мисгава, были переданы трём лучшим специалистам по древним письменам – Аде Ярдени, Шмуэль Ахитову и Аарону Демскому. Кроме этого, эксперты получили допуск с остракону, хранящемуся в сейфе в Еврейском Университете. 

К сожалению, текст полностью не сохранился, в нём немало лакун (пропусков, пробелов), поэтому следует быть крайне осторожным в расшифровке, не увлекаясь фантазиями. Например, профессор Хайфского университета Гершон Галиль, специалист по ивриту и Священному писанию, заполнил во второй строке пропуски букв, и появилось стройное предложение: "Твори суд (прояви милосердие) рабе и вдове, твори суд пришельцу". Речь идёт о социальной защите слабых слоев населения. Сравните: "Он творит суд сироте и вдове и любит пришельца" (Втор. 10:18), "Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову" (Ис. 1:17). Вполне возможно, Гершон Галиль верно заполнил лакуны и его версия вполне логична, но он мог принять желаемое за действительное, так как уж слишком много пробелов.

Мы же можем попытаться восстановить текст четвертой строки: "ашам венакам веабед мелех" - за преступление (последует) расплата и погибнет царь". Сравните "веабед мелех меАза" - "погибнет царь из Азы" (Зах. 9:5). Тогда текст становится похож на пророческий.

Однако, к сожалению, не представляется возможным точно восстановить смысл текста,  избежав спекуляций.

Версии ведущих экспертов: 

Хаггай Мисгав:
Не делай.. рабу, суди (справедливо) вдову (?)… Бог.. И руководи … Преступление (?) Расплата… Царь (Гата?)… Пришелец или изгнание (?)

Шмуэль Ахитов:
Не делай! И рабу… Преступление (?) Расплата … Царь … Пришлец или изгнание (?)

Ада Ярдени:
Не делай! И раба суди (?) и вдову (?) суди пришельца (?) руководи (?) Царь… Расплата (или, имя Некамибдамелех) (?) Заклятье(?) Изгнание (?)

 

Знаменитый остракон, найденный в Хирбет Кайафе.

 

В Хирбет Кейафе в 2012 году были найдены обломки древней керамики. Понадобилось три года, чтобы восстановить сосуд, на котором чётко проявилась надпись сожержавшее имя "Ишбааль сын Беды".  Ранее имя Ишбааль было известно из Танаха (Библия).  Ишбаал был вторым царем Израиля, сыном царя Саула и соперником Давида (1 Пар. 8:33; во 2 Цар. 2-4 это имя звучит иначе – Иевосфей). Второе имя надписи – Беда – неизвестно из библейских или иных источников.

Надпись нанесли перед обжигом на глиняный сосуд (пифос), возраст которого 3 000 лет. В журнале Bulletin of the American Schools of Oriental Research (BASOR) исследователи Йосеф Гарфинкель, Митка Голуб, Хаггай Мисгав и Саар Ганор опубликовали свое исследование надписи.

Радиометрическая датировка слоя, в котором была открыта надпись, указывает на время с 1020 по 980 годы до н. э. 

 

В Шаараиме раскопали три большие священные комнаты. Они на 30–40 лет предшествуют храму Соломона. На данный момент, это первые материальные свидетельства древнего иудейского культа. В священной комнате был обнаружен умывальник со сливом для жидкости соединённый с дренажным каналом.

В городе были установлены стеллы (мацевот - памятные столбы). Одна стелла найдена в южных городских воротах с левой стороны. В Писании говорится о высотах, находящихся именно слева от входящего в городские ворота. Это библейское свидетельство подтверждается в Шаараиме: "разрушил высотыпред воротами,- ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот" (4-Цар. 23:8). Стела (мацева) - это не высота (бама), но культовое сооружение именно с левой стороны ворот не случайное совпадение. Также вполне возможно, что речь в Писании всё-таки шла о стелах.

 В Хирбет Кейафе также была найдена бама для совершения священных ритуалов. Высоты впоследствии в VII в. до н. э. разрушил иудейский царь Йошиаhу (Иосия), яростно боровшийся с элементами языческих культов (4 – Цар. 22).

Перед входом в священную комнату во дворе находился каменный водный резервуар (возможно, праобраз более поздних микв). Для того, чтобы пройти в священное место, следовало умыть ноги или все тело.

 

Священная комната

Священная комната с умывальником и сливом для жидкости.

Остатки стола для приношений (?) рядом со стелой (мацева).

Стела, найденная в южных городских воротах с левой стороны.

Бама (священная высота).

Каменный резервуар для воды.

В Шаараиме были найдены предметы иудейского культа. Например, базальтовый переносной алтарь с изображением стилизованных пальмовых листьев и имитацией входа в Храм.

В священной комнате археологи обнаружили керамический кубок. Сосуд, по-видимому, служил для смешивания двух жидкостей. Возможно, форма сосуда в виде двух женских грудей (символ плодородия) не случайна. Один такой кубок был найден в Тель-Кире (север Израиля), а другой в Иордании. Точное предназначение сосудов неизвестно. Можно предположить, что речь идёт о каком-то обряде, например, свадебном, где требуется отпить из одного кубка.

Базальтовый переносной алтарь.

Двойной кубок.


Источник:http://www.yudovin.co.il | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария



Наш архив