Все новости





































































































































22.09.2017 14:49
Ёлкин и евреи


















21.09.2017 18:02
ИШАЙЯ ГИССЕР




































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Иудейский царь Хизкияhу и его буллы

http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer7/Vorobjeva6.jpgВ декабре 2015 года Еврейский Университет Иерусалима (The Hebrew University of Jerusalem) обнародовал данные об удивительной находке древней буллы (оттиск печати) принадлежащей знаменитому иудейскому царю Хизкияhу (752-698 до н. э.).

Имя Хизкияhу  חזקיהו означает на иврите «моя крепость - Бог»; в Септуагинте Εζεκίας; по-ассирийски - Chazakijau.
Писание рассказывает о нём как о самом благочестивом иудейском царе:
«В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского».
Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (II Мелахим; 4-Цар. 18:1-5).
Царь Хизкияhу внедрял единый культ с центральным местом для поклонения Иерусалимом. Он очистил Иудею от «бамот» (высоты, холмы на которых поклонялись Богу), разбил «мацевот» (памятные столбы), уничтожил «ашеры» (священные деревья». Не пощадил даже священный артефакт «Нехуштан» медного змея, которого сделал сам пророк Моше (Моисей), так как народ Израиля почитал его за божество.
Вероятно, под влиянием пророка Исайи Хизкияhу произвел важную, масштабную религиозную реформу в истории Израиля.
Иудейский царь самым тщательным образом готовился к войне против единственной профессиональной армии ассирийского царя Санхериба:
 
«Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся]. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского»  (2 Пар. 32:2-8).
 
Во время раскопок Еврейского квартала Иерусалима, была обнаружена укрепленная стена более шести метров толщиной для защиты западного холма города. Эта защитная стена, по всей видимости, построена во время чрезвычайного положения: западный холм был уже густо заселен, и частные дома, стоящие на пути строящихся городских укреплений, пришлось снести. По-видимому, именно это строительство стены упоминается в Библии, когда Исаия обвиняет Хизкияhу за то, что тот «разрушает дома, чтобы укрепить стену» (Исайя 22:10).
Важнейшим действием царя было обеспечение города тайными поставками воды в случае осады. Единственный непересыхающий источник в Иерусалиме - Гихон - был расположен на дне долины Кидрон, за пределами городской стены и только пробив туннель в скале, можно было получить доступ к источнику из укрепленного города. Инженеры Хизкияhу блестяще справились с заданием.
У нас есть описание современников этого выдающегося инженерного сооружения, высеченного на стенах самого туннеля. Памятные надписи на иврите (Силоамская надпись) рассказывают, как в скальной породе был вырублен этот очень длинный туннель, ведущий от Гихонского источника к защищенному водоему внутри городских стен.
Длиной в полкилометра, шириной и высотой достаточной, чтобы мог пройти человек, он был вырублен с такой точностью, что разница между уровнями воды в источнике и бассейне составляет всего около 30 см. Древний текст, увековечивший поистине инженерное чудо сумел передать драматический момент строительства:

 

 

[Закончен] туннель. И так была история пробития его. Когда ещё [каменоломы ударяли] киркой, каждый навстречу товарищу своему, и когда ещё (оставалось) три локтя про[бить, слыш]ен (стал) голос одного, воскли[цаю]щего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина (или трещина) в скале (идущая) справа [и налево.] И в день пробития его (туннеля) ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка к [ки]рке. И пошли воды от источника к водоёму двест[и и] тысяча (1200) локтей. И с[т]о локтей была высота скалы над головами каменолом[ов].

Библия свидетельствует о чрезвычайной важности этого проекта, который подтвержден археологическими фактами: «Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских». (II Мелахим; 4 Царств 20:20).

Разумные действия царя Хизкияhу по подготовке к войне с мировой империей, самым сильным и опасным противником того времени, возымели успех, хотя в него мало кто верил и сомнения закрались даже в душу царя.  

Ассирийские военачальники осадили Иерусалим, издеваясь над жителями, высмеивая веру Езекии:
«И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: "спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского". Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: "Господь спасет нас". Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?» (II Мелахим; 4 Цар. 18:28-35)
Хизкияhу был глубоко потрясен, но пророк Исайя ободрил его божественным пророчеством:
«И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: "не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего». (II Мелахим; 4 Царств 19:6-7, 32-34)
Согласно библейскому сообщению чудесное избавление последовало той же ночью:
«И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него». (II Мелахим; 4 Цар. 19:35-37).

Однако, ассирийские анналы того времени дают иную другую картину последствий войны Ассирии против Иудеи. Надпись сделана на шестигранной призме, датированной 691 годом до н. э.; хранится в Британском музее. Текст написан слегка ритмизированной прозой на нововавилонском диалекте аккадского языка, но изобилует ассиризмами.

 

 

«А (в отношении) Хазакияу Яудея, который не покорился игу моему, осадил я сорок шесть его городов, города-крепости и маленькие города вокруг них, которым нет числа. (Посредством) осадных валов, и мощью осады, нападением пеших воинов,(через) подкопы и разломы в стене, и взбираясь по осадным валам захватил их.
150200 человек, малого и большого, мужчин и женщин, коней, мулов, ослов, верблюдов, крупного и мелкого скота без числа, вывел я из городов, а их города предал на опустошение.
А его запер как птицу в клетке, внутри Урсалима, города царствования его и окружил город и выход города сделал мерзостью. Города его, которые разграбил, вырвал из земли его, отдал их в подарок царю Ашдода, для Пади царя Экрона,и Цельбааля царя Азы,уменьшил его землю. Прежнюю дань, дары возложил на него. И самого Хазакияу ошеломило великолепие царства моего и он послал за мной в Ниневию, город царства моего. «Урев» и избранное подразделение его, которое привёл в Урсалим-город царства его, для защиты его, послал 30 талантов золота, 800 талантов серебра, лучшую краску для ресниц, огромные каменные блоки, кровати из слоновой кости, шкуру слона, бивни, дерево уши, буковое дерево, и всякие драгоценности, льняные одежды, пурпур, багряницу, медные орудия, железо, бронзу, олово, колесницы, латы, коршунов, броню, железные мечи, пояс, луки и стрелы, дочерей своих и наложниц своих, музыкантов и певиц. И посланника отправил ко мне (договорится) о выплате дани, и продолжении полного подчинения (мне)».

Вполне вероятно, что Санхериб бахвалится и преувеличивает реальное положение дел. Вряд ли он бы успокоился данью и не наказал строптивого царя в пример остальным. Нам известно о захвате других иудейских городов и резне, учинённой защитникам Азеки, Лахиша.

Ассирийский рельеф захвата Лахиша раскрывает течение событий одним кадром. Он показывает жестокую битву у городских стен,  ассирийские осадные насыпи, по которым они выдвинули свои тяжело вооруженные тараны под стены крепости. Защитники города отчаянно отбивались, пытаясь помешать таранам приблизиться к стенам. Они бросали факелы, пытаясь поджечь боевые машины, а ассирийцы поливали тараны водой, лахишцы поднимали крепкими цепями ударные бревна (кстати, звенья от одной такой цепи найдены в ходе археологических раскопок Лахиша). Ассирийские лучники, стоя за таранами, засыпали стены стрелами, а иудейские воины отстреливались. Но вся подготовка города к обороне, а также героическая борьба, была тщетна. Осажденных вывели из города, а пленных воинов насадили на копья. Из города вынесли добычу, в том числе и священные сосуды для религиозных обрядов. Все это время Санхериб с невозмутимым величием сидел на троне перед своим царским шатром рядом с ассирийским лагерем, наблюдая, как мимо него проводят пленников и проносят добычу.

 

 

Удивительно, что знаменитый древнегреческий историк Геродот (около 484 г до н. э. - около 425 г до н. э.) косвенно повторяет именно библейскую версию событий. Вполне возможно, нападение полевых мышей на лагерь ассирийце вызвало мор, о котором повествует Писание:
«После Ани­си­са цар­ство­вал жрец Гефе­ста по име­ни Сетос. Этот царь без­рас­суд­но пре­не­бре­гал кастой еги­пет­ских вои­нов, как буд­то вовсе не нуж­да­ясь в них. Он даже оби­жал их и отнял у них зем­ли, пожа­ло­ван­ные преж­ни­ми царя­ми (каж­до­му по 12 отборных участ­ков). После это­го пошел вой­ной на Еги­пет с силь­ным вой­ском Сана­ха­риб, царь ара­бов и асси­рий­цев. И вот еги­пет­ские вои­ны отка­за­лись высту­пить в поход. А царь-жрец, дове­ден­ный до отча­я­ния, всту­пил в свя­ти­ли­ще и стал с рыда­нья­ми горь­ко жало­вать­ся на свою тяж­кую участь перед куми­ром боже­ства. Когда царь так рыдал, напал на него сон и во сне пред­стал ему бог и, обод­ряя его, ска­зал: «Пусть царь, ниче­го не боясь, идет на араб­ское вой­ско; он, бог, сам при­шлет ему помощь». Обод­рен­ный этим сно­ви­де­ни­ем, царь взял с собой егип­тян, гото­вых сле­до­вать за ним, и раз­бил стан в Пелу­сии (там ведь находят­ся «воро­та» Егип­та). Впро­чем, никто из вои­нов не пошел с царем, но толь­ко мелоч­ные тор­гов­цы, ремес­лен­ни­ки и раз­ный сброд с рын­ка. Когда они при­бы­ли в Пелу­сий, то ночью на вра­же­ский стан напа­ли стаи поле­вых мышей и изгрыз­ли их кол­ча­ны, луки и руко­ят­ки щитов, так что на сле­ду­ю­щий день вра­гам при­шлось без­оруж­ны­ми бежать и мно­же­ство вра­гов пало. И поныне еще в хра­ме Гефеста сто­ит камен­ная ста­туя это­го царя. Он дер­жит в руках мышь, и над­пись на ста­туе гла­сит: «Взи­рай на меня и имей страх божий!» (История. Книга II Евтерпа 141-157).

В еврейской Аггаде Хизкияhу предстает как праведник, посвятивший себя изучению Торы (Санх. 94б, Песнь Р. 4:8). Благодаря его усилиям знание Закона стало столь распространено, что «невозможно было найти ни одного невежды от Дана до Беер-Шевы» (Санх. 94б). Когда Хизкияhу умер, на его гроб положили свиток Торы со словами: «Этот человек исполнил все, что написано в этом свитке» (БК 17а). 

Итак, в городе Давида, во время просеивания древнего мусора, который иерусалимские арабы сбрасывали между зданиями в северной части древнего Иерусалима,в 2009 году был найден овальный оттиск печати 8.6 на 9.7 мм, сделанный на мягкой глине (булла) 12 мм. на 13 мм.

 

Первоначально, эксперты совершили ошибку, неправильно прочитав надпись на булле и решив, что написано: Хизкияhу [сын] Малкия.
К счастью, повторная проверка 2015 года исправила досадную оплошность.
Надпись выполнена на палео-иврите, алфавите времён Первого Храма и судя по характерной специфике шрифта относится к началу седьмого века до н. э. На булле имеются некоторые повреждения, и поэтому трудно разобрать некоторые буквы, слова разделены маленькой, но вполне различимой точкой, которая является обычной практикой для того времени.
Принимая во внимание все эти факты, можно предложить следующую транскрипцию (частично или полностью поврежденные буквы обозначив красным цветом):

לחזקיהו.אחז.מלך.יהדה

Принадлежит Хизкияhу (сыну) Ахаза, царю Иудеи

Ивритское слово 'сын' (בן) пропущено. Подобное нередко встречается и на других печатях, размер которых не позволяет вместить описание всех данных о владельце.
Реконструкция вполне надёжно отождествляет имя и титул хозяина печати, так как существует полное совпадение с библейским сообщением о Хизкиhу, сыне Ахаза, царе Иудеи.  
Лицевая сторона буллы является штампом личной печати, включающий надпись и иконографию.
На обратной стороне отчетливо видны следы от двух веревочек, скреплявших некий документ, папирус, который, естественно не дошёл до наших дней.
В центре буллы находится крылатый солнечный диск, испускающий шесть лучей, имеющий осеняющие крылья. Изображения крылатого солнечного диска в древности были широко распространены на всём Ближнем Востоке. Это известный мотив в египетской, ассирийской, персидской иконографии. В Ассирии и Персии, солнечный диск часто дополняется изображением бога Ассура (Ассирия), и Ахурамазды (Персия).

 

Однако, на печати Хизкияhу отсутствует изображение божества.  Вполне вероятно изображение крылатого диска на печати иудейского царя свидетельствует об египетском влиянии, тем более с правой стороны буллы вполне различим древнеегипетский символ жизни Анх. Езекия согласно библейскому сообщению надеялся на помощь Египта, что говорит о союзе между двумя странами и влиянии «старшего брата»:
«Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него»  (Мелахим II; 4 Цар. 18:21).
 
Скорей всего, крылатый солнечный диск и анх, которые встречаются на иудейских печатях имели иное значение чем в Египте, и являлись символами защиты Бога Израиля. Показателен пример из книги пророка Малахи:
«И засияет вам, боящимся имени Моего, солнце спасения, и исцеления – в крыльях его (בכנפיה)…» (Малахи 3:20).
 
Вполне возможно, царь Хизкияhу после своего чудесного исцеления повелел изготовить буллы с этими символами защиты и жизни:
«Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень» (Мелахим II; 4 Цар. 20:4-5).
Существуют и другие буллы Хизкияhу, появившиеся в конце 1980 и начале 1990 годов, подлинность которых подвергалась сомнению, так как имеют неизвестный источник происхождения, а торговцы древностями, как правило, не выдают своих поставщиков. Однако, сейчас следует пересмотреть официальный взгляд на эти находки, так как они практически идентичны булле Хизкияhу, найденной в 2009 году в ходе официальных раскопок. Сходство по всем параметрам: конфигурации булл, специфическому утолщению букв, идентичным надписями и иконографии.
 

 

Значение археологических находок трудно переоценить, так как они подтверждают библейские и ассирийские сообщения о существовании иудейского царя Хизкияhу, жившего в седьмом веке до н. э.

Источник: http://www.yudovin.co.il
  • 29-12-2016, 22:26
  • Просмотров: 944
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список