Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

"НЕВЕЗУЧАЯ" СИНАГОГА

Гусятинов в Украине сразу две штуки. Один – пгт. и райцентр Тернопольской области, другой - обычное село в соседней Хмельницкой. Это не топонимические тезки, а один и тот же населенный пункт, только некогда разделенный границей на "восточную" и "западную" части. В этом ключе Гусятины (оба) вполне могут набиваться в города-побратимы к Берлину.

 

«Западный» Гусятин со стороны «восточного». Внизу Збруч и пограничная колоннада.

 

А это «восточный» Гусятин (на холмах) со стороны «западного»

 

Гусятин без гусей

Топоним Гусятин ничего общего с водоплавающими пернатыми не имеет. В древних документах он именуется как Усятин или Всятин. Так что скорее всего здесь замешаны не гуси, а усы. Точнее некий господин с прозвищем Ус - то ли отец-основатель поселения, то ли один из его владельцев.

Первое письменное упоминание о Гусятине датируется 1431 г. Поселение упомянуто в контексте войны литовского князя Свидригайла с поляками.

 

Вдаваться в подробности средневековой и ренессансной истории не будем. Тем более, что она почти ничем не отличается от "биографии" большинства местечек Подолья. Из ключевых моментов отметим 1559 год, когда король Сигизмунд II Август даровал Гусятину статус города и Магдебургское право, а также разрешение проводить три ежегодные ярмарки и еженедельные торги по понедельникам. Исключение субботы из "базарных дней" косвенно указывает, что на тот момент в Гусятине уже была еврейская община. Подтверждает это и местная синагога, построенная на рубеже XVI-XVII вв (скорее даже в самом начале XVII в). Здание это довольно большое, возвести такое было по средствам только давно сложившейся, большой и богатой общине. Евреи в местечке скорее всего появились при Миколае Язловецком, шляхтиче и видном польском военачальнике, владевшим Гусятином с 1569 г. Первое же письменное упоминание об иудеях Гусятина датируется 1577 г.

 

Гусятины (оба) за рекой просматривается синагога, а за ней — дворец цадика. 1902 г.

 

В 1574 г. Гусятин переходит в собственность Марцина Калиновского (старшего) герба "Калинова", - первого в этом роду. Позже Калиновские станут одними из самых мощных магнатских семейств Речи Посполитой, влиятельностью уступающие разве что Потоцким. Как относился к евреям пан Марцин (старший) неизвестно, но его внук, тоже Марцин, - не очень. В частности, в 1623 г. восемнадцатилетний Марцин Калиновский (младший) и его мать Гальшка Калиновская выступили судьями на процессе над тремя братьями-арендаторами, обвиненными в намерении изуверски зарезать "христианских младенцев". Просьбы братьев вызвать в суд свидетелей, которые могли бы подтвердить их невиновность, "судьи" проигнорировали и отдали обвиняемых в руки палача. Понятно, что после изуверских пыток те сознались во всех мыслимых и немыслимых грехах после чего были приговорены к сожжению заживо. Справедливости ради уточним, что в описанных событиях "первую скрипку" сыграла мамаша, а не ее юный сын, ставший впоследствии коронным гетманом и показавшим себя достойным воином и политиком.

 

Руины гусятинского замка. Конец XIX в.

 

Валентин-Александр Калиновский, - папенька Марцина (младщего) в произволе и жестокости ничем не уступал своей супруге Гальшке. В историю он вошел тем, что "по беспределу" отжал у мелких шляхтичей Наливаек дом и участок земли в Гусятине. Самого же главу семейства слуги магната зверски замучили. Последнее дорого стоило, что Калиновским, что Гусятину.

 

Памятник уроженцу Гусятина атаману Северину Наливайку.

 

Сын убитого - знаменитый казацкий атаман Северин Наливайко, впоследствии жестоко отомстил за унижение семьи и за смерть отца. Где то в 1594 или 1595 году Наливайко вернулся в Гусятин во главе огромного войска, захватил и разрушил замок Валентина-Александра Калиновского, а заодно капитально разграбил город. Северин никогда не скрывал, что возглавил восстание исключительно ради того, чтобы наказать обидчиков.

Скорее всего после описанных выше событий и была построена оборонная гусятинская синагога. Архитектурно она почти полностью соответствует синагоге в соседнем Сатанове, разве что размерами несколько поменьше, да "архитектурных излишеств" больше.

 

Для молитвы и обороны

Гусятин был типичным приграничным местечком со всеми превратностями этого опасного статуса. Городу угрожали и воинственные волохи, и турки, и татары... Последние наведывались на Подолье с регулярностью пригородных электричек. Соответственно все большие каменные строения здесь возводились с прицелом на оборону. Гусятин XVII в. имел четыре основные фортификационных узла - замок, оборонные церковь Св. Онуфрия ( XVI в.), монастырь бернардитов с костелом Св. Антония (основан в 1610 г., сначала был деревянный, с 1645 - каменный) и синагогу.

 

Монастырский комплекс. Левее замурованных врат хорошо видно круглую пушечную бойницу. Во дворе, под стенами костела в 1941 г. нацисты расстреляли группу евреев (подробности ниже)

 

Костел Св. Антония, 1930-е г.

 

Все эти довольно внушительные укрепления годились исключительно против средней руки отрядов легкой татарской кавалерии, но более-менее солидной армии они противостоять не могли.

В 1653 г. во время польско-казацкой войны в Гусятине некоторое время стояло коронное войско во главе с королем Яном ІІ Казимиром. Под ударами повстанцем поляки отступили, и к стенам города подошло войско Богдана Хмельницкого вместе с союзными крымцами хана Ислам-Гирея ІІІ. Казаки и татары взяли город практически с лету, а хан некоторое время даже использовал местный замок в качестве резиденции.

 

Оборонная церковь Св. Онуфрия. XVI в. изуродованная недавней перестройкой

 

Военная Фортуна госпожа изменчивая. Вскоре гетману пришлось спешно покинуть Подолье и отойти под Белую Церковь. Гусятин вернулся под руку короля. Но уже в 1655 г. Богдан Хмельницький вместе с союзным войском московитов во главе с боярином Василием Бутурлиным опять появился под стенами города. Союзники взяли Гусятин в осаду и долго обстреливали из пушек. Какие повреждения получила синагога - неизвестно, а вот монастырь бернардитов с костелом осаждавшие раздолбали ядрами очень даже основательно.

Высокие стены и мощные оборонно-сакральные сооружения не защитили город и от янычар султана Мехмета IV. С 1672 по 1683 год в Гусятине хозяйничали турки, а Онуфриевская церковь вообще была превращена в мечеть. Как использовалась на протяжении "османского" период синагога (и использовалась ли вообще) история умалчивает. Уверенно можно сказать только одно - на турецкий период приходится начало возрождения местной еврейской общины, почти полностью уничтоженной во время Хмельниччины.

 

Синагога в Гусятине, фото конца XIX, первой половины ХХ в.в.

 

Османы к завоеваниям относились исключительно прагматически, обоснованно считая, что всё должно приносить прибыль. И не одноразовую, от грабежа, а постоянную. Турки прекрасно понимали, что от плодородного, но безлюдного Подолья пользы будет даже меньше, чем от пустынь Аравии. Османская администрация делала всё возможное, чтобы исправить плачевную демографическую ситуацию, сложившуюся в крае после Хмельниччины, последовавшей за ней пацификацией, а потом еще и польско-турецкой войной. На подвластных территориях турки ввели довольно прозрачную и необременительную система налогообложения да еще с "налоговыми каникулами" для всех беженцев (как христиан так иудеев) пожелавших вернуться на Подолье.

 

Эта политика, вскоре принесла свои плоды. Под властью султана еврейская община Гусятина окрепла настолько, что в 1692 году уже озаботилась проведением масштабного ремонта синагоги. А ремонтировать было что! Можно смело предположить, что здание получило существенные повреждения не только в 1655 г., во время осады города казаками, но и при захвате Гусятина турками в 1672 г. Позже, в 1683 г., когда поляки выбили отсюда янычар, синагоге, скорее всего, тоже "прилетело".

Спустя чуть более полувека после того, как османы ушли с Подолья, согласно переписи 1665 г. еврейская община Гусятина вместе с ближайшими селами уже насчитывала 1435 людей, из них в самом местечке - 1144.

 

Епископ против синагоги

Серединой XVIII века датируется любопытный "межконфессиональный" конфликт, где в главной роли фигурировала гусятинская синагога.

Выше рассказывалось о монастыре бернардитов, разрушенном огнем осадных пушек армии Хмельницкого-Бутурлина. Развалины после этого "украшали" местечко почти три четверти столетия - восстановить разрушенное удалось только в 1728 г. Часть давно пустовавшей монастырской территории (на тот момент там красовался никому не нужный пустырь) местная еврейская община приспособила под кладбище. Впоследствии это крайне не понравилась каменецкому епископу Вацлаву Сераковскому, возглавившему кафедру в 1739 г.

 

Сразу же после назначения епископ отправился осматривать свои владения. Заехал и в Гусятин, благо это рядом с Каменцем. Увиденное его возмутило. Сераковский потребовал убрать кладбище с монастырской земли и разобрать его ограду. Кроме того, он оштрафовал общину на 1000 злотых (в епископскую кассу, разумеется). Сумма, заметим, не такая уж неподъемная. В указанное время монета в 1 злотый содержала 3,36 гр. чистого серебра. Итого требовалось собрать всего 3 кг 360 гр. драгоценного металла. Для кагала - мелочь. Главная же проблема была в переносе кладбища.

 

Синагога, наши дни

 

Чтобы евреи быстрее думали епископа собственноручно опечатали двери синагоги. Есть версия, что Сераковскому также не понравилась близость синагоги к храму. Ее, мол, он тоже потребовал убрать с глаз долой. Но это уже легенды. Монастырь с костелом и синагога стоят на разных краях местечка и близкими соседями не являются.

Руководство кагала обратилось за помощью к тогдашнему дидычу (владельцу местечка) Францишеку Салезию Потоцкому. Тот отменил все требования залётного каменецкого гостя и собственноручно снял епископскую печать с дверей синагоги. После чего написал довольно резкое письмо Вацлаву Сераковскому, на тему неуместности использования своего устава в чужом монастыре. Епископ обиделся и накатал заявление на Францишека Потоцкого в суд. Люблинский суд встал на сторону епископа и потребовал выполнить предписания Сераковского, самому же Потоцкому пригрозили отлучением от Церкви.

Как пан Францишек потом разрулил ситуацию неизвестно, но кладбище осталось на своем месте.

 

И опять война...

Где-то около 1740 г. синагога сильно пострадала при пожаре. Ремонт тогда совместили с масштабной реконструкцией, которая завершилась в 1742 г. Тогда гусятинская синагога и приобрела нынешние мавритано-готические элементы в своем архитектурном облике.

 

Пограничный мост между Австро-Венгерской и Российчкой империями, фото до 1914 г.

 

Бывшая советская (раньше царская) погранзастава. Перед ней обелиск погибшим пограничникам. В некотором роде тоже еврейский памятник. На обелиске значится: «Память Павшим Т.Т. (товарищам – авт) Циссусу и Биркусу в борьбе с врагами советской власьти в 1923 г.» (орфография сохранена).

 

В 1772 г. после первого раздела Речи Посполитой по Збручу прошла государственная граница между Австрией и Российской империей. Она разделила до того единое местечко на две части. Западная стала административным центром уезда, а восточная - заурядным местечком Подольской губернии.

 

Наверное самая абсурдная достопримечательность Гусятина — помпезная приграничная колоннада, построенная «советами» прямо над Збручем. Она должна была демонстрировать величие и могущкство СССР.

 

Эта же колоннада в 1942 г. Просматривается надпись: «Комунізм змете усі кордони”

 

Рассказ о границе здесь был не просто так, а для того чтобы перейти к следующему этапу в истории местной синагоги в частности, да и евреев Гусятина вообще.

 

28 июля 1914 г. началась Первая мировая война (правда тогда никто еще не знал, что она "мировая", тем более - "первая"). Российская империя вступила в эту войну 1 августа. Уже 2 августа авангард 2-й казачьей сводной дивизии под командованием генерала-майора Александра Павлова перешел Збруч и почти без сопротивления захватил "австрийский" Гусятин - кроме пограничников и полиции вооруженных людей в местечке не было. Тем не менее русские жестоко обстреляли город с тяжелой артиллерии. Захватчики практически полностью уничтожили всю историческую часть местечка, значительно повредили монастырский комплекс с костелом Св. Антония Падуанского и разнесли в хлам резиденцию цадика Исраэля Фридмана (о нем ниже). Особенно досталось синагоге (см.фото), по которой целенаправленно велся прицельный огонь.

 

Расстрелянная русскими синагога

 

Костелу тоже досталось. На фото — пострадавшие от снарядов интерьеры.

 

Что с тактической, что стратегической точки зрения в уничтожении беззащитного местечка военного смысла не было. Это был исключительно акт запугивания и деморализации мирного населения Австро-Венгрии, - бойтесь, мол, - русские идут!

На этом военные неприятности гусятинских обывателей не закончились. Зимой 1914 г. в разрушенном русскими городе вспыхнула эпидемия тифа, собравшая богатый урожай смертей. В июне 1915 года, по распоряжению российского военного командования, около 200 еврейских семейств, как потенциальных "шпионов австрийского генштаба", выселили и депортировали вглубь империи.

 

Уничтоженное русскими местечко. Сентябрь 1914 г.

 

Гусятин оставался в центре военных действий фактически до 1920 г. В частности в 1917 г. местечко отбила австрийская армия, потом здесь шли бои между войсками поляков и ЗУНР.

Если по переписи 1897 г. в "восточном" Гусятине насчитывалось 1153 еврея, то по состоянию на 1923 г., здесь зарегистрировали лишь 546 "советских" евреев. В "западном" Гусятине на 1890 г. проживало 4197 евреев из 6060 жителей, но уже по переписи 1931 г. там насчитали всего лишь 388 евреев.

 

Гусятинская синагога на фоне разрушений 1914 г.

 

В середине 1920-х годов поврежденную русской артиллерией синагогу отстроили, но, как оказалось, на надолго. Наверное у нее на роду было написано страдать во время воен.

 

Рыночная площадь, 1920-е годы, хорошо видно следы военных разрушений

 

Один из уцелевших особняков

 

В годы Второй мировой войны при освобождении местечка от нацистов, синагога опять сильно пострадала от огня советской артиллерии. Правда этот обстрел был хоть логично обоснован - немцы здесь организовали мощный оборонительный узел. Снаряды практически полностью разрушили западную и северную пристройки, а также уничтожили своды главного зала. В результате обстрела также рухнула одна из стен.

 

В 1950-х годах усилиями известного киевского архитектора и реставратора Марионилы Моисеевны Говденко провели консервацию развалин. Вскоре, в 1963 году, Совет Министров УССР внес синагогу в реестр охраняемых государством памятников. В следующем, 1964 г. Совмин принял решение о восстановлении памятника. Восстановительные работы завершились только в 1974 г. и в здании прописался местный музей истории.

 

 

Музей действовал до 2002 г. И опять синагоге крупно не повезло. Во время восстановительных работ в проекте были допущены неточности в части проведения водостоков и возведении элементов кровли. В итоге крыша начала разрушаться, а здание стала заливать вода, что угрожало ценным экспонатам. Музей пришлось выселить. Надеялись, что временно, на период починки крыши. Но денег на ремонт так и не нашлось. Здание пустует и поныне, постепенно разрушаясь. На сегодня здесь прописался "штаб" местных алкоголиков и наркоманов, о чем ярко свидетельствуют пустые бутылки и использованные шприцы. Если ранее были проблемы исключительно с кровлей, то сегодня, после 15 лет запустения, синагога нуждается в капитальном ремонте. Надеемся, что эта публикация поможет в спасении древнего памятника с такой интересной и трагической историей.

 

 

Среди местных жителей популярна своя версия событий вокруг синагоги. Поговаривают, что в где-то в 2000 г. или около того, в Гусятин приехали какие-то хитрые евреи и зарегистрировали в поселке религиозную общину. После размахивая законом о возвращении верующим сакральных сооружений, прогнали служителей Клио на улицу. При этом посулили "золотые" горы, - мол, община восстановит аварийное здание в лучшем виде, всё реставрирует, и будут здесь люди молиться Б-гу. Но после того, как музейщики съехали, новые хозяева ничего делать не стали, лишь вскрыли какие-то тайники, ЧТО-ТО забрали и были таковы.

 

За время пребывания в Гусятине эту басню в разных вариантах автору поведали трижды. Причем количество и стоимость изъятого "ЧЕГО-ТО" росла в геометрической прогрессии и уже приближалась к сокровищам знаменитого Форта Нокс.

Глупость, конечно, но многие искренне верят и не задаются вопросом, почему это "ЧТО-ТО" не изъяли еще в 1950-1970-х годах, когда руины стояли без всякой охраны.

 

Гусятинские Хасиды и "блуждающие" мацевот

Уже со второй половины XVIII века среди гусятинских евреев начинает распространяться хасидизм. Неудивительно, учитывая что его основоположник р. Исраэль Баал-Шем-Тов начал свою проповедническую деятельность в соседнем местечке Тлуст, да и до Меджибожа от Гусятина рукой подать. Образовалось, даже особое направление гусятинских хасидов.

 

Гусятин, акварель Наполеона Орды. Ориентировочно 1881 или 1882 г. Хорошо видно Старую Синагогу, а также резиденцию цадика (справа). Между дворцом цадика и Старой Синагогой — двухэтажная Новая Синагога. Также видно остатки замковых стен.

 

Первым хасидским ребе из Гусятина стал Мордехай Шрага Фейвиш Фридман (1835-1894 гг). Он был младшим сыном знаменитого хасидского цадика Исраэля Фридмана из Ружина (1797-1850 гг). Сыновья этого цадика, впоследствии стали основателями сразу нескольких хасидских династий, в том числе и гусятинской.

Мордехай Шрага Фейвиш Фридман поселился в "подавстрийском" Гусятине 1865 где и основал свой двор. Двору уважаемого цадика должна была соответствовать и полагающаяся статусу резиденция. В 1870 г. Ребе выкупает у владельца местечка графа Агенора Голуховского старый замок.

Упомянутый Голуховский тоже личность весьма примечательная - он занимал пост наместника императора в Галиции, являясь в крае вторым человеком после цисаря Франца-Иосифа.

 

Памятник 10-летию Независимости. За елью (слева) просматривается дом под голубой крышей. Ранее на том месте стоял дворец цадиков.

 

По приказу Рабби Мордехая большая часть замка была разобрана. На месте старинного укрепления он построил дворец-резиденцию, внешним обликом несколько повторяющую резиденцию его отца в Садгоре. Заметим, что замок был разобран не полностью. Некоторые его фрагменты архитекторы гармонично включили в комплекс зданий резиденция. Часть замковых руин вообще оказалась нетронутой и сохранялась еще до конца 1940-х годов.

Кроме дворца самого Рабби построили новую синагогу, миквы, больницу и дом престарелых.

 

Дворец цадиков и р. Исраэль Фридман

 

После смерти Ребе Мордехая Шраги в 1894 году, Гусятинский "двор" возглавил его сын Исраэль Фридман (1857—1948), - самый выдающийся из представителей династии. При нем Гусятин стал одним из главных центров хасидизма того времени. Последнее позитивно сказалось как на духовном, так и экономическом развитии местной общины. Сам р. Исраель Фридман прославился как мудрец, целитель и пророк. Считалось, что его благословение сбывается, а его советы в области медицины - являются ключом к полному излечению.

 

С началом Первой мировой войны р. Исраэль Фридман эвакуировался в Вену и уже не возвращался в Гусятин. Да и возвращаться было некуда - резиденция, напомним, была полностью уничтожена русскими еще в сентябре 1914 г. Ее руины разобрали только в 1950 годах.

Накануне аншлюса Австрии и нацистской Германией цадик ненадолго перебрался в Польшу. Оттуда отправился на Землю Обетованной (там он поселился в Тель-Авиве). Уже в 1937 году р. Исраэль Фридман предчувствовал грядущую трагедию Холокоста, о чем прямо предупредил своих последователей, собравшихся провести своего Рабби на железнодорожном вокзале Львова: "Кто может продать – пусть продает и уезжает, кто продать не сможет, пусть оставляет все и бежит отсюда, с котомкой за плечами...".

 

Солдаты дивизии СС "Викинг" в Гусятине. Июль 1941 г.

 

Дивизия СС "Викинг" движется на восток. На переднем плане - комплекс советской погранзаставы, слева, на холме - синагога. Хорошо видно, что центральная часть местечка — сплошной пустырь. Гусятин так и не смог отстроиться после обстрела 1914 г.

 

6 июля 1941 г. в Гусятин вошли части дивизии СС "Викинг", начался период немецкой оккупации. Если хорошо знающие цену жизни и смерти фронтовые части немцев, даже эсэсовцы, предпочитали не пачкаться, то не нюхавшие пороха тыловики особой щепетильностью не отличались. Уже в июле-августе начались расстрелы. Как рассказала автору одна с местных старушек, в конце лета 1941 г. под стенами костела Св. Антония немцы расстреляли около десятка самых уважаемых местных евреев. "Расстрельное" место, со следами от пуль, аккурат на уровне головы, расположенное между двумя мощными контрфорсами, хорошо просматривается и сегодня. Первыми для казней это укромное место облюбовали еще "советы", пришедшие сюда в 1939 г. Сразу замечу, что об августовском расстреле найти каких либо других упоминаний автору не удалось.

 

Следы от пуль на месте расстрелов

 

В литературе, посвященной Холокосту, упоминается, что около 200 евреев с "восточного" и "западного" Гусятинов расстрели в последних числах июля 1941 г. Но где где это произошло и где могила - автору установить не удалось. Избежавших казни гусятинских евреев депортировали в соседнее село Копычинцы, где было организованно гетто. Выживших в гетто в 1943 г. вывезли в лагерь смерти Белжец, где и уничтожили.

 

Некоторым евреям удалось выжить благодаря соседям - украинцам и полякам. Например Андрей и Анастасия Серафины спасли подружку своей 15-летней дочери Сабину Бадиан. Рискуя жизнью они укрывали ее в своем доме, а потом сделали ей документы, как украинке и переправили в соседнее село. В спасении девочки принял участие и местный греко-католический священник, научивший Сабину христианским молитвам и правилам поведения в церкви. Девушка после войны оказалась в Канаде. Попытки выйти на контакт со спасителями не увенчались успехом. Как позже выяснилось, Семью Серафин по обвинению в связях с подпольем ОУН выслали в Сибирь.

 

В Гусятине оккупанты уничтожили не только живых, но и память о мертвых. Нацисты сровняли с землей местное еврейское кладбище. Обычно они этого не делали, но гусятинский киркут, так уж получилось, находился едва ли не в самом центре местечка, а не на отшибе, как обычно.

Остатки кладбища "доконали" уже в на рубеже 70-80-х годов прошлого века, когда возле поселка прокладывали газопровод Уренгой-Помары-Ужгород. Тогда в соседнем селе Сидорове построили одну из узловых компрессорных станций. Ответственную работу советским строителям не доверили, - задействовали рабочих с Венгрии. Для них венгерские же рабочие построили в Гусятине целый жилищный район со всей положенной инфраструктурой и даже дворцом культуры.

 

 

Территория кладбища пошла под застройку. Тогда же некоторые особенно рачительные хозяева растащили на стройматериалы надгробия-мацевот (мол, нечего добру пропадать). Впрочем, такое кощунство "хозяевам" ничего хорошего не принесло, и вскоре от мацевот начали по возможности избавляться. Сегодня на старинные надгробия можно наткнутся в самых неожиданных местах поселка. Например автор нашел несколько мацевот в кустах на дальней западной окраине Гусятина (а это как минимум 2 км от территории кладбища), а этой осенью один памятник XIX века нашелся рядом с костелом Св. Антония.

 

Это надгробие автор нашел в октябре 2016 г. возле костела

 

На самой же территории бывшего кладбища сегодня можно увидеть только символические надгробия-кенотафы р. Мордехая и его сына и преемника, р. Шалома Йосефа.

 

Автор: Дмитрий Полюхович

Все современные фотографии автора

Источник: http://ujew.com.ua
  • 14-01-2017, 20:28
  • Просмотров: 1225
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список