Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Большая родина

Каждый уважающий себя «еврейский турист» просто обязан включить в свой «маршрутный лист» бывший штетл Товстэ (сейчас одноименный п.г.т., Залищицкий р-н Тернопольской обл.). Посещение этого красивого и уютного местечка никого не оставит равнодушным, а последующий фотоотчет с поездки гарантированно вызовет белую зависть у всех друзей и знакомых.

 

С Товстым напрямую связано два диаметрально противоположных персонажа еврейской истории. В частности, здесь в 1734 г. поселился основатель хасидизма Исраэль бен Элизер. Считается, что именно здесь он получил свое второе имя Баал Шем Тов (Бешт) и стал известен как цадик и целитель. На местном еврейском кладбище до сих пор сохранилась могила матери праведного Бешта. В Товстом Баал Шем Тов жил до самого переезда в Меджибож.

 

Вот как рассказывают об этом хасидские предания:

 

Начало открытия миру

Потом он [Исраэль бен Элизер] поселился в святой общине Тлуста, где тоже был меламедом, и не мог собирать миньян у себя дома, но принимал у себя людей и молился с ними. Одевался он в тузлик, и пальцы ног торчали у него из дыр в обувке, ибо он был очень беден. Он имел обыкновение погружаться в микве даже в месяце тевете, и пот выступал у него каплями величиной с горошину. Затем начали приходить к нему некоторые люди, и не хотел принимать их. Один раз привели к нему помешанного или помешанную, а он отказался впустить. Ночью было ему сказано, что ему исполнилось 36 лет. С утра стал он подсчитывать и нашел, что так оно и есть. Принял помешанного, и излечил его, и оставил занятие меламеда, и взял моего тестя, благословенной памяти, к себе софером, и стали приезжать к нему люди из разных мест.

(Шивхей а-Бешт, 23)

 

Могила матери Бешта

 

С Товстым возможно тесно связан и другой исторический персонаж — Богдан Хмельницкий. По некоторым данным в местечке находилось родовое имение его отца Михайла Хмельницкого. Последний якобы был не только Чигиринским подстаростой, но и старостой Товстенским и Язловецким. Местны краеведы утверждают, что именно в Товстом родился и сам знаменитый гетман (как минимум был зачат). Впрочем, связь Михайла Хмельницкого с Товстым многие историки довольно обоснованно ставят под сомнение.

 

Рынок в Товстом. Начало ХХ века

 

В самом Товстом ничего такого «толстого» нет. Своим довольно странным топонимом поселок обязан галицкому боярину Вячеславу Товстому, некогда служившему королю Роману Мстиславовичу. Заметим, что это не единственный такой топоним на Тернопольщине. В соседнем Гусятинском р-не, недалеко от Сатанова, тоже есть свое Товстэ. Угадайте с одного раза, кто был его владельцем в древности?

 

Оригинальное имя местечка гармонично дополняется не менее забавным названием протекающей через него речушки — Тупа. На некоторых старых картах этот гидроним обозначен еще более колоритно - «Dupa». По-польски это означает то же, то и «тухес» на идиш. Чтобы избежать кривотолков сразу же заметим, что «задница» здесь ни причем. Изначально речушка называлась Дуба. Здесь уж точно нет ничего эдакого. Напомним, что в Украине «дуб» не только дерево, но и выдолбленная из цельного ствола лодка. Логично же, - речка, обсаженная дубами, по которой плавают «дубы» - Дуба.

 

Первое письменное упоминание о Товстом датируется 1414 г. Следующее упоминание относится к 10 августа 1427 г. Это грамота Великого князя Литовского, Руського и Жематийского Витовта Великого, которой он дарует своему вассалу дидычу Бучацькому ряд населенных пунктов на Днестре, в том числе и Товстэ, в волости Черленый городок.

 

В 1434 г. Западное Подолье попадает под контроль Польши. Тогда же поселение переходит в собственность Яна с Псар и Мыколая с Дедилова. Поляки тут же переименовывают Товстэ на Тлустэ. Собственно, - это то же самое, только на польском языке. Впоследствии с приходом «совітів» в русскоязычном варианте поселок стали обзывать Толстым. Сегодня «Тлусте» называется только местная железнодорожная станция. Далее, во избежание путаницы, мы будем употреблять исключительно современный топоним - «Товстэ».

 

Один из четырех фортов, что входили в оборонительную систему местечка (середина XVII в.). В период межвоенной Польши здесь организовали кинотеатр, действовавший до недавнего времени, сейчас здесь «Дом народного творчества»

 

Согласно сохранившимся историческим документам еврейская община в Товстом-Тлустом появилась только в начале ХVIII века. Последнее хорошо объясняет, почему Исраэль бен Элизер выбрал для начала своей проповеднической деятельности именно это местечко. Давно устоявшаяся община, скорее всего, отторгла бы молодого, никому неизвестного пришлого раввина.

Можно смело предположить, что в 1734 г., на момент откровения праведного Бешта еврейское население Товстого едва ли превышало сотню людей. Скорее всего эта цифра была даже гораздо меньше. Косвенно это подтверждается тем, что спустя три десятилетия, в 1764 г. в местечке насчитывалось всего 355 евреев. И это учитывая традиционную многодетность!

 

Бывшая ратуша

 

Учитывая выгодное расположение Товстого, как раз на оживленном торговом пути, еврейская община в местечке существовала и в XVII веке, но сведений об этом не сохранилось.

В 1772 г. в результате Первого раздела Речи Посполитой Галиция отошла к Австрии. Событие, по большому счету, почти никак не отразилось на жизни галицких евреев вообще и «товстянских» в частности. Разве что жить стало чуточку хуже — на существующие до того противоречия наложились политические метания Вены, пытавшейся сохранить «лоскутную империю» Габсбургов. Напомним, на тот момент это было самое многонациональное образование в Европе. В итоге все кончилось революцией 1848-1849 гг. В результате император Фердинанд І отрекся от престола, а его место занял незабвенный Франц-Иосиф, правивший до 1918 г. Он проводил либеральные реформы и довольно взвешенную национальную политику. Именно на период правления Франца-Иосифа приходится «Золотой век» галицких евреев, в том числе товстянских, что хорошо прослеживается на численности общины. Так по состоянию на 1880 г. в Товстом уже насчитывалось 2 тыс. 225 евреев — 68% населения всего местечка (украинцев — 697 (21%) поляков 363 (11%)). К 1890 г. эта цифра выросла до 2 т. 407 евреев. Здесь динамика роста значительно уменьшилась за счет активной эмиграции в Америку. Последняя постоянно росла, что привело к даже к уменьшению еврейского населения. Согласно данным за 1900 г. количество евреев в Товстом составило 2 тыс. 213 людей - 59% от всего населения.

 

Особняк 1930 г. постройки.

 

Самое большое количество евреев в Толстом проживало в 1930 г. - 2 тыс. 600 людей. К Второй мировой войны за счет эмиграции в США и миграции в более крупные города Польши число евреев в Товстом сократилось более чем наполовину и по состоянию на 1939 г. составило 1 тыс. 196 людей.

 

Панорама Товстого со стороны еврейского кладбища

 

Предвестником страшного ХХ века для евреев Товстого-Тлустого стала Первая мировая война. Для многих изучение, до того малоизвестного на Галичине, русского языка началось со слова «погром».

Следует напомнить, что после революции 1905 г. антисемитизм в России стал едва ли не одним из столпов государственной идеологии. В частности в октябре 1905 г. под эгидой императора был создан «Союз русского народа», они же «черносотенцы (царь Николай II и наследник престола цесаревич Алексей были его почетными членами).

Печатным органом черносотенцев стала газета «Русское знамя», прославившаяся тем, что запустила в мир провокационное измышление известное как «Протоколы мудрецов сиона». Основная деятельность «Союза» русского народа» была сосредоточена на территории нынешней Украины и была направлена на главных, по версии черносотенцов, врагов русского народа - «жидов» и «мазепинцев»

Именно «Союз русского народа» был причастен к организации погромов в Ростове-на Дону, Одессе и других городах Украины. Собственно на волне погромов октября 1905 г. «Союз русского народа» и возник. Тогда черносотенцы убили более 800 евреев, это не считая тех, кто вскоре скончался от ран и увечий.

 

С началом войны Россию, как и другие страны, участвовавшие в мировой бойне, накрыла волна ура-патриотизма. Здесь опять досталось евреям, которых царская пропаганда выставляла в качестве шпионов австрийского генштаба и просто пособников врага. Естественно, что захват русскими войсками очередного галицкого города или местечка сопровождался грабежами и погромами.

Жители Товстого, зная эту печальную традицию, готовиться к приходу русской армии начали загодя. Евреи, кто побогаче, бежали чуть ли не в Вену, кто не смог эвакуироваться - прятали самое ценное в места поукромнее. Христиане, помечали свои дома крестами, чтобы захватчики не попутали их дома с еврейскими.

 

Михаил Романов (весь в белом) с офицерами «Дикой Дивизии». Зима 1914 г.

 

Зимой 1914 г в Товстом побывал брат царя - Великий Князь Михаил Романов, командовавший «Дикой дивизией», набранной из кавказских горцев. Правда офицеры там были русские. «Дико-дивизионщики» на фронте прославились звериной жестокостью в отношении пленных, а в тылу - еврейскими погромами и издевательствами над мирным населением захваченных территорий.

Под русской оккупацией было несладко всем. Но особенно досталось евреям. Сначала с еврейской общины «содрали» приличную контрибуцию (это не считая банальных грабежей), а после принудительно выгоняли на самые грязные и тяжелые работы. Но евреи не были бы евреями, если бы вскоре не повернули всё себе на пользу.

 

С началом войны в Российской империи ввели строгий сухой закон. В действующей армии он свирепствовал вдвойне. Вскоре евреи Товстого организовали бесперебойную поставку алкоголя всем страждущим россиянам. Нелегальным бутлегерством промышляло едва ли не все население местечка.

На протяжении войны местечко несколько раз переходило из рук в руки, со всеми вытекающими эксцессами. Но Первая мировая, как оказалось, была только прелюдией к ужасам Второй мировой.

 

В сентябре 1939 на улицах Товстого опять зазвучала русская речь. В город вошла Красная армия, а за ней - Советская власть. Уже в первые месяцы советизации были репрессированы все более-менее богатые люди, чиновники польской администрации, активисты польских, украинских и сионистских партий и организаций. Репрессировали даже членов абсолютно просоветской Компартии Западной Украины, ячейка которой нелегально действовала в Товстом с 1929 г.

 

Вскоре пришла напасть похуже большевиков. 8 июля 1941 г. в Товстэ вошли немцы. Только небольшой части евреев удалось уйти на восток с отступающими частями РККА.

Оккупанты создали в Товстом гетто, куда согнали евреев с соседних Залещиков, Городенки, Четкова и других населенных пунктов поменьше. В августе 1941 г. немцы создали в Товстом возглавляемый доктором Аберманом юденрат и еврейскую полицию, которой было поручено следить за тем, чтобы евреи выполняли все требования и указания оккупантов. Лояльность не помогла предателям. Впоследствии их уничтожили вместе со всеми.

 

Идентификационная карточка врача Баруха Милса, Товстэ-Тлустэ. Фото jewishgen.org

 

Весной-летом 1941 г. большая часть еврейского населения была отправлена в трудовые лагеря в сельской местности под Товстым. Женщин в основном задействовали на выращивании требующего большого количества тяжелого ручного кок-сагиза — технического растения похожего на одуванчик, с молочка которого добывали каучук и табака. Мужчин использовали на лесоповале, в каменоломнях и строительстве дорог.

 

Планомерное уничтожение евреев Товстого начали с августа 1942 г. когда три сотни людей были отправлены в Белжецкий лагерь уничтожения. 5 октября из гетто в лагеря смерти вывезли еще тысячу людей и около двухсот расстреляли на месте. Зимой 1942-1943 гг в скученном гетто вспыхнула эпидемия тифа. Учитывая истощенность жителей и практически полное отсутствие лекарств смертность была страшной.

 

Разрушенное гетто. Видно также территорию кладбища на которой хорошо прослеживаются братские могилы расстрелянных. Аэрофотография сделанная немецким самолетом-разведчиком. Май 1944 г. Фото tovste.info

 

Полная ликвидация гетто началась ранним утром 27 мая 1943 г. когда эсэсовцы и помогающие им полицаи (как украинские, так еврейские из юденрата) согнали узников гетто на центральную площадь, где приказали оставить все ценности, а после обыска повели на еврейское кладбище — расстреливать. Рассказывают, что обреченные шли к месту казни под плач скрипки — это играл местный музыкант Ступп. Стрельба на кладбище стихла только около 9-ти вечера. Всего в тот день казнили до 3-х тысяч людей. Спустя 10 дней, 6 июня нацисты провели повторную зачистку гетто (ранее многие успели спрятаться в схронах и тайниках) и расстреляли оставшихся.

 

Братские могилы. Аэрофотосьемка 1944 г. Фото tovste.info

 

Памятник на могиле расстрелянных узников гетто

 

Оккупацию удалось пережить всего около двум сотням евреев. Большая часть из них смогла уцелеть в небольших сельских трудовых лагерях, часть спрятали местные украинцы и поляки, часть укрылись в густых приднестровских лесах где присоединились к отрядам УПА. Большинство из направленных на сельхозработы евреев спас немец Пауль Фридрих — чиновник немецкой оккупационной администрации, управлявший сельскохозяйственными имениями.

 

Расстрелянные памятники...

 

Не смотря на очень жесткий режим оккупации (не сопоставимый, например, с порядками во Франции) многие жители Товстого открыто выступили против преследования евреев нацистами. Громче всех звучал голос священника храма Архистратига Михаила о. Антона Навольского (1894 – 1965). Это был человек с удивительной биографией. В молодости он готовился стать ветеринаром. Но обучение прервала Первая мировая. После окончания старшинских курсов воевал унтер-офицером в армии цисаря. Потом, во время украино-польской войны воевал в армии ЗУНР. Был ранен, попал в плен и до 1922 г. находился в концентрационном лагере. После постоянно преследовался польской полицией, как участник боев против поляков. Во время войны он пришел к Богу и в 1930 г. принял сан и стал настоятелем прихода в с. Товстэ. Именно его стараниями был достроен очень красивый храм Архистратига Михаила по проекту Яна Сас-Зубжицького, известного архитектора, выходца из Товстого. На достройку храма скидывались всем миром. Подсобили и местные евреи. В частности, древесину для крыши и куполов пожертвовал местные еврейский купец Герш Шпицер.

 

Храм Архистратига Михаила. Здесь звучали горячие проповеди в поддержку евреев. Настоятель храма о. Антон Навольский лично спас 5 еврейских детей.

 

В период междувластия, когда 7 июля 1941 г. части РККА уже ушли с Товстого, а немцы еще не пришли, люмпена из соседних сел решили устроить в местечке погром с грабежами. Об этом стало известно отцу Навольскому. Как позже вспоминал Берл Глик, житель местечка переживший оккупацию, священник тут же собрал мужчин-прихожан и расставил на дорогах, ведущих в город, чтобы не допустить погромщиков в Товстэ. Весь тот злополучный день священник ходил местечком поддерживая соседей евреев, и пресекая на корню малейшие попытки погромов.

 

В годы нацистской оккупации о. Антон открыто призывал паству к братской любви и помощи бесправным евреям, открыто заявляя, что выдавать евреев оккупантам — большой грех. В частности, 12 июля 1941-го, во время торжественной службы на праздник Апостолов Петра и Павла, отец Навольский в своей проповеди обратился к собравшимся с такими словами: «Если хотите в действительности независимой Украины, должны добывать ее в борьбе собственной кровью, а не кровью евреев, как учат вас немцы!»

После священник неоднократно предупреждал, что если кто запачкает свои руки кровью беззащитных, то такому нельзя вообще посещать храм.

Рискуя жизнью отец Навольский лично укрывал пять еврейских детей. Еще шесть семей он укрыл у надежных людей и помогал потом продуктами и одеждой.

 

В 1993 г., после обнародования свидетельств Ульки Соммер - пережившей благодаря отцу Антону Холокост, священника посмертно признали Праведником Народов Мира.

 

Костел Св. Анны (звонницу со шпилем уничтожили коммунисты). Здесь тоже звучали проповеди на защиту евреев.

 

Католический ксендз Станислав Шкодзинский также выступил на защиту евреев. В своих проповедях он неоднократно призывал поляков Товстого не пятнать руки еврейской кровью и запрещал даже пальцем касаться имущества соседей.

Так что, если будете в Товстом, обязательно посетите величественный храм Архистратига Михаила и прочитайте короткую поминальную молитву о Праведнике Антоне Навольском. И к костелу подойдите, помянуть ксендза Шкодзинского.

 

К сожалению, зайти в синагогу, где молился праведный Бешт, не получится. Ее уничтожили нацисты. Зато стоит прогуляться улочками Товстого. Здесь есть на что посмотреть. Правда «типично-штетловской» застройки здесь почти не сохранилось — почти всё было разрушено во время ликвидации гетто, когда оккупанты искали тайники с прячущимися там узниками гетто.

 

Одно из немногих сохранившихся «местечковых» зданий.

 

Из еврейских памятников истории лучше всего сохранилось старое еврейское кладбище с довольно своеобразными по оформлению памятниками. Здесь описывать ничего не будем. Лучше посмотреть фотографии.

 

 

На еврейском кладбище, буквально в полутора десятке метров от братской могилы расстрелянных нацистами евреев возвышается курган с установленным на нем ...крестом. Это тоже братская могила. Здесь похоронены воины УПА. Вот такое неожиданное соседство....

 

Могила воинов УПА

 

Побывав в Товстом обязательно, просто обязательно, нужно посетить соседний Червоногород (15 минут на автомобиле). Не ищите его на карте. Это город, которого нет. Искать же нужно село Нырков. На его окраине он и находится. От бывшего города на сегодня сохранились только руины замка. Наверное, самые романтические из существующих в Украине. Рядом с замком гремит своими струями очень красивый Джуринский водопад — самый высокий равнинный водопад нашей страны. К евреям они отношения не имеют (хотя если покопаться, то можно найти), но быть в Толстом и не заехать к Червоногороду — непростительно!

 

Червоногородский замок

 

Джуринский водопад

 

 

Автор фото и текста: Дмитрий Полюхович

Источник: http://ujew.com.ua
  • 20-02-2017, 21:05
  • Просмотров: 4420
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

ВНИМАНИЕ! ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВЛЯТЬ СВОИ КОММЕНТАРИИ.

Пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы, просто войдите в систему, введя свое имя пользователя и пароль .

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список