Все новости

Вчера, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Еврейская Украина

Версия для печати

 10 фактов о евреях Луцка

Волынская еврейская община — одна из самых старых в Украине, но, к нашему удивлению, ее представители не так знамениты, как одесские, киевские или даже черниговские. Но тем не менее Луцку и его окрестностям есть что рассказать в новой главе проекта «Еврейская Украина: 10 фактов о...».

1. Еврейские кварталы

 

Евреи Луцка в XIX веке

 

По официальным данным, первые евреи появились в Луцке только в XIV веке, но некоторые сведения дают основания предположить, что евреи проживали на Волыни еще с XII века. Что касается самого Луцка, известно, что изначально иудеи заселяли юго-запад города, а со временем в Луцке образовалось три больших еврейских квартала — Жыдивщына, Вулька, Мокрый Луг (район богатых евреев).

Деятельность евреев в Луцке в те времена была вполне стандартной: они торговали и занимались ремеслами — варили пиво, работали в цехах и были их владельцами. Но главным занятием представителей иудейской общины в этом городе было управление финансами. Американский писатель Герман Розенталь отмечал, что многие луцкие евреи были сборщиками налогов, и среди евреев города было немало богачей: Шамах Данилевич, Ребинко Левеевич, Михайло Езофович (главный сборщик податей в городе в 1509 году) и многие другие.

В средние века местные евреи имели особые привилегии. Так, в 1551 году евреев освободили от подушной подати «серебщины», а через некоторое время король Сигизмунд II Август разрешил им не платить подати на все товары, кроме воска и соли. Но после перехода этих земель под власть Российской империи в конце XVIII века иудейская община получила серьезный экономический удар. В 1804 году евреям запретили держать шинки, сдавать в аренду помещения в селах, торговать недвижимостью и заниматься банковским делом.

2. Самая старая синагога

 

 

 

Синагоги в Луцке строились довольно активно и были в основном деревянными — в 1506 году великий князь литовский Сигизмунд упоминает синагогу в письме луцкому старосте Федору Янушевичу. С ростом еврейской общины появилась необходимость возвести большую каменную синагогу (5 мая 1626 король Сигизмунд III разрешил строительство), но реализация этого проекта не обошлась без сложностей — монахи луцкого доминиканского ордена, чей монастырь с костелом был расположен в соседнем латинском квартале города, были против строительства. Они опасались, что синагога может получиться выше костела, а в те времена это было запрещено.

Несмотря на все это, строительство началось — иудейская община отстояла свое право в суде. Около синагоги была также возведена оборонительная башня, чтобы евреи вместе с другими жителями города смогли защищать его в случае нападения. Квадратное здание в лаконичном ренессансном стиле простояло более трех веков. В годы Второй мировой войны оно серьезно пострадало, а в течение последующих 20 лет разрушение только продолжилось. В конце 70-х здание было восстановлено и в нем был расположен спортивный клуб — да и сейчас здание занято спортивным обществом «Динамо».

Но память о синагоге в ее первозданном виде хранится и по сей день — в Центре еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме находится электронная 3D-модель экстерьера и интерьера синагоги. А в музее еврейской диаспоры Бет-Атфуцот в Тель-авивском университете находится макет синагоги в том виде, в котором она существовала до второй половины XIX века.

3. Галахический авторитет

 

 

 

Давид бен Шмуэль ха-Леви (1586–1667) родился в Владимир-Волынском, но большую часть взрослой жизни прожил за его пределами. Он был способным ребенком, прошел обучение под руководством своего старшего брата и посвятил себя духовной деятельности. Ашкеназский раввин и галахист Давид бен Шмуэль открыл иешиву, работал в разных городах, а в 1654 году стал главным раввином Львова.

Он написал основательный труд «Турей захав» (который был частями издан с 1646 по 1766), по сути, являлся сборником комментариев к кодексу Шулхан арух. Давид бен Шмуэль спорил со своим главным оппонентом в галахических вопросах Шабтаем бен Меиром ха-Кохеном — в 1683 году Ва‘ад четырех земель посчитал, что мнение Давида бен Шмуэля было более авторитетным, но спустя некоторое время маятник качнулся в пользу его оппонента.

Несмотря на все эти споры и несогласия, важность и серьезность трудов Давида бен Шмуэля сложно переоценить — они существенно повлияли на практические решения галахических вопросов.

4. Археолог-караим

 

 

 

Бок о бок с традиционной еврейской общиной в Луцке проживало немало караимов, связанных с иудейской религией, но имевших свое религиозное направление. Одним из самых крупных представителей этой общины был Авраам Самуилович (Самойлович) Фиркович (1787–1874), который был караимским священнослужителем, писателем и археологом.

Фиркович был достаточно жестко настроен в конфликте евреев и караимов — его первый печатный труд «Маса у-Мрива» («Испытания и споры», 1838), посвященный спорам с евреями-раввинистами и караимскому учению, из-за своей резкости вызвал критику даже у караимского духовенства. В те же годы он начинает заниматься сбором древних рукописей и артефактов, которые подтверждали бы древние корни караимов.

Среди прочего, путешествуя по Крыму, он составил огромную коллекцию книг, рукописей и надгробных надписей и доказал, что караимы жили здесь еще до нашей эры. Собрав ценнейшую информацию, в 1872 году Фиркович выпустил книгу под заглавием «Авне-Зиккарон», описав крымские находки.

Авраам Фиркович выступал за то, чтобы добиться для караимов у правительства отмены ограничений, наложенных на евреев — ведь раз караимы жили в Крыму еще до распятия Иисуса Христа, они не имеют к этим событиям отношения и наказание нести не должны. Если при жизни Фирковича его находки сомнений не вызывали, то после его смерти он подвергся большой критике — было доказано, что имена и даты в некоторый найденных им рукописях были подделаны (впрочем, нет доказательства, что фальсификациями занимался именно Фиркович, а не предыдущие владельцы документов).

5. Она стреляла в Ленина

 

 

 

Ярая анархистка-революционерка Фанни Каплан попала в историю благодаря тому, что стреляла в вождя пролетарской революции. Но неудачно.

Фейга Хаимовна Ройтблат родилась в 1890 году в семье учителя на Волыни — точного места рождения она и сама не знала. В 15 лет Каплан примкнула к революционному движению и участвовала в подготовке терактов — в 1906 году Фанни уже готовила покушение на киевского генерал-губернатора Сухомлинова, но взрывчатое устройство сработало еще в номере гостиницы, ее ранило (из-за этого она потеряла зрение, которое частично вернулось после операции только через несколько лет), и скрыться от погони она не сумела. Из-за несовершеннолетнего возраста наказание Фанни смягчили — смертную казнь заменили на каторгу, а после Февральской революции амнестировали.

После каторги Фанни жила в Москве — в доме на Большой Садовой, в квартире номер 5 (через несколько лет именно в этом доме «обоснуется» Воланд — Булгаков поселил его со свитой в квартиру номер 50). Подправив зрение в харьковской клинике по совету Дмитрия Ульянова, младшего брата Ленина, она переехала в Севастополь, лечила там глаза и вела курсы по подготовке работников земств.

Легендарный выстрел прогремел 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Москве — там проходил митинг рабочих, на котором выступал Ленин. После митинга он вышел во двор, где Фанни и ранила его из своего пистолета — полуслепая женщина сделала несколько выстрелов, но ни один из них не стал смертельным. Зато для самой Фанни все закончилось самым печальным образом.

Каплан настаивала на том, что эта попытка убийства Ленина — предложение социалистов-революционеров, которое она восприняла как свой долг. На допросах она не скрывала, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции и новую власть не поддерживала.

Без суда и адвокатов ей определили устный приговор. 3 сентября 1918 года в 16:00 во дворе авто-боевого отряда имени ВЦИК ее цинично застрелили, будто бездомную кошку. Приказ отдал Свердлов, исполнил бывший матрос, а тогда уже комендант Кремля Мальков, а наблюдал за расправой пролетарский поэт Демьян Бедный. После расстрела под шум заведенных автомобилей труп 28-летней женщины затолкали в бочку из-под смолы, хорошенько облили ее бензином и сожгли у стен Кремля.

6. 70% населения

С 1920 по 1939 году Луцк был под властью Польши. В 1921 году в городе проживало 14 800 евреев (70% от всего населения — судя по всему, больше, чем когда бы то ни было за всю историю города), в 1931 году — 17 366 (48,5%), в 1939 году — 19 000 (46%).

Евреи владели основными доходными заведениями — магазинами, отелями и мастерскими, а также выделяли средства на постройку крупных зданий в городе. Наибольшие сооружения в Луцке (и, разумеется, не только еврейские, но даже христианские) строили богатейшие еврейские семьи — Кронштейны, Гликлихи, Сороки, Лернеры, Давы и многие другие.

7. Вещдок по делу Кеннеди

 

В еврейской семье в Ковеле родился Авраам Запрудер (1905–1970), семья которого эмигрировала в США в 1920 году. Они устроились в Бруклине, через некоторое время юный Авраам пошел работать закройщиком в Нью-Йорке, а в 1941 году уже со своей женой и детьми переехал в Даллас.

Он шил спортивную одежду, чуть позже стал соучредителем компании Jennifer Juniors, Inc, и, скорее всего, так и не стал бы известен широкой общественности, если бы не его любительская кинокамера. Офис компании Запрудера находился в здании «Дал-Текс Билдинг» № 501 по улице Элм-стрит — через улицу от склада школьных учебников, из которого 22 ноября 1963 года в Джона Кеннеди стрелял Ли Харви Освальд. Незадолго до того момента Запрудер вышел на Дили-плаза с камерой, чтобы запечатлеть для личного архива проезд президента США по Элм-стрит, но случайно заснял его убийство.

Его пленка с этим коротким — в 26 секунд — случайным репортажем стала важнейшим вещественным доказательством по делу Кеннеди. Полиция оставила Запрудеру оригинал пленки, но сняла с него копии, а через несколько дней журнал Life выкупил оригинал за 150 000 долларов — первую выплату по этой сделке Запрудер перечислил вдове и детям погибшего вместе с Кеннеди полицейского. Запрудер настоял, чтобы кадр 313, на котором видно, как раскалывается голова президента, не был опубликован.

В 2007 году в США выпустили фильм под названием «Кадр 313» о судьбе Запрудера и том самом самом знаковом дне в его жизни.

8. Закон Директора

 

 

 

Будущий знаменитый экономист Аарон Директор (1901–2004) родился в богатой еврейской семье в волынском селе Старый Чарторийск и эмигрировал в США в 1918 году.

Аарон и его семья осели в Портленде, где он и учился, делая большие успехи — вместе со своим другом, в будущем известным художником Марком Ротко, он учился в Йельском университете. В 30-х годах Аарон переезжает в Чикаго и в годы войны работает в Военном министерстве и Министерстве торговли США.

Аарон Директор стал представителем Чигакской школы и преподавал в Чикагском университете, как и муж его сестры Розы, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман (тоже эмигрант из земель, которые сегодня входят в Украину). В 1958 году Аарон Директор основал «Журнал права и экономики» (Journal of Law & Economics) и в течение длительного времени был его редактором.

Аарон Директор сформулировал экономическую гипотезу («Закон Директора»), по которой следует, что в демократическом обществе правительство стремится проводить политику перераспределения доходов от относительно богатых и бедных к группам со средним доходом. Из этого следует, что политикам следует действовать на благо граждан со средними доходами.

9. Восстание в гетто

 

Шмуэль Шило

 

За несколько месяца до знаменитого восстания в Варшавском гетто в 1943 году случился бунт и в еврейском гетто города Луцка. Он был трудовым и размещался в гимназии имени Гликлиха, представителя одной из самых богатых династий этих краев. Около 500 евреев-ремесленников, которые работали в этом лагере, постепенно запасались кое-каким оружием (парой автоматов и винтовок, топорами и ножами), чтобы напасть на охранников, когда представится случай. По-настоящему удобного момента так и не наступило — участники сопротивления в гетто были вынуждены спасать свои жизни, так и не успев как следует вооружиться.

12 декабря 1942 года нацисты приступили к уничтожению евреев, и стало понятно, что ждать больше нет смысла — жители гетто должны были защищаться, как могли. Несколько атак отлично вооруженных нацистов, в руках которых была бронетехника, были отражены, но в итоге практически все евреи этого гетто были уничтожены. Среди чудом выживших был и будущий израильский актер Шмуэль Шило (1929–2011), который сохранил воспоминания о том ужасном дне:

«… Когда всех людей охватило отчаяние, встал жестянщик Моше, и своим охрипшим голосом объявил: "Тамут нафши им плиштим! (знаменитая фраза танахического Самсона, суть которой: Погибну со своими врагами). Евреи, не пойдем как овцы на убой! Хватайте топоры, ножи, и всё, что попадется под руку, и погибнем с честью! Каждый, кто попытается спрятаться и не поддержит восстание – будет убит!".

Мужество, сокрытое в глубинах душ, вырвалось наружу. Всех охватила радость обреченных. На столах появились продукты, которые хранили на "черный день", и началась последняя трапеза. Бутылки водки передавались по кругу. Опьянение перед боем зажгло сердца, и евреи, которые лишь час назад ходили со склоненными головами, теперь стояли гордые и готовые к страшной схватке. Только в одном углу сбились в кучку евреи, облаченные в "талиты", и произносили молитву…

Были сооружены заграждения возле дверей, каждый получил рабочие орудия и бутылки с кислотой. Столы разобрали, и ножки от них использовались как дубины. Внутреннюю стену разрушили, соорудив из каменных блоков баррикады…

Рассвет предвещал начало страшного дня...»

10. Хранитель рукописи Cклодовской-Кюри

Рувим Кулишер (1828–1896) родился в Дубно и стал известным медиком и публицистом. Он был отличным специалистом, но прославился не столько своими работами (которые однозначно достойны внимания), сколько дружбой со знаменитым хирургом Николаем Пироговым (тоже родом из Украины) и учителем Владиславом Склодовским, отцом Марии Склодовской-Кюри. Последний и передал Рувиму Кулишеру на хранение рукопись книги своей гениальной дочери.

Сам Кулишер тоже писал и печатался — его произведения, среди прочего, появлялись в «Восходе», Еврейской библиотеке, Биржевых ведомостях и даже в «Archiv fur Anatomie und Physiologie».



Источник:http://jewishnews.com.ua | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария