Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

ГРАФ КАЛИОСТРО

Мы продолжаем виртуальное путешествие бывшими еврейскими штетлами Подолья. Сегодня заглянем в экс-местечко, а ныне обычное селе Кузьмин (Городоцкий р-н Хмельницкой обл.).

 

Кузьмин почти неизвестен широкой туристической общественности. Заезжие ротозеи здесь скорее исключение, чем правило. При этом ни один из случайно забредших сюда немногочисленных туристов еще ни разу не пожалел о затраченных на экскурсию времени и усилиях. Одни восторги. Здесь есть на что посмотреть - начиная от чудесной природы с удивительными пейзажами, заканчивая многочисленными (как для села) достопримечательностями.

 

Местные пейзажи

 

 

Кузьмин (в девичестве - Сапежин) – достаточно древнее поселение, хотя в письменных источниках впервые упоминается только с 1494 г. Изначальное название села прямо указывает, что некогда оно принадлежало знаменитым литовским магнатам Сапегам. Топоним Кузьмин, заметим, тоже "сапежного" происхождение и связан с Казимиром (Кузьмой) Сапегой. Позже местечко принадлежало Гербуртам, Стадницким, Грабянкам и Залесским.

 

Валы средневекового городища. Внизу - Смотрич

 

Поселение здесь появилось намного раньше "письменного" XV века и существовало, как минимум, уже в IX-X веках. Уж больно местность эта удобная во всех отношениях. Главное же - здесь некогда проходил оживленный торговый путь, связывавший Киевщину и солеварни Коломыи. Уже в Х веке эту стратегически важную трассу оседлало городище "Камлай", валы которого сохранились до наших дней. Оно просуществовало до XIII века и было разрушено во время нашествия Батыя. Впрочем, постарались здесь не монголы, а "свои", - орда прошла намного севернее, а укрепление пало во время междоусобных "разборок" между князьям.

 

Местечко возникло у дороги, что связывала Киевщину и Галичину. Она существует и поныне. В народе ее зовут «Австрийской»

 

Городищем, возвышающемся на окраине Кузьмина, стоит полюбоваться. Несколько линий мощных валов впечатляют. Особенно нижняя их часть, подходящая едва ли не к самому Смотричу. Да и сам он здесь очень живописен – речушка, протекающая среди первозданного леса, никого не оставит равнодушным.

 

Забавный факт - урочище с городищем называется "Камлай", а соседнее - "Хандюк". Существует целый пласт местных легенд, повествующих о злобных турецких ханах (sic!) - братьях Хан-Лае и Хан-Дюке. Как и положено в былинах, братья зверствовали «не по-детски», угнетали селян и требовали себе на потеху юных девственниц, коих потом жестоко убивали. Самое забавное вовсе не то, что у турок такая должность, как "хан" отсутствовала напрочь. Как удалось выяснить автору и "Хан-Лай" и "Хан-Дюк", на самом деле были обычными местными селянами. В частности, в инвентарной описи имения в селе Остапковцы (к этому имению относился и Кузьмин) от 1811 г. читаем: "В имении есть две водяные мукомельницы, одна из коих находится в аренде крестьянина Павла Камлая"...

 

Здесь стояла мельница «Хана-Лая» и «Хана-Дюка»

 

Следы этой мельницы и сегодня просматриваются рядом с валами городища. "Хан-Дюк" тоже ни к туркам, ни татарам отношения не имел, а был он обычным Кандюком, то есть сыном Кандида (было ранее такое, забытое ныне имя). Кандюк арендовал мельницу после Павла Камлая...

 

Мацевот первой половины XVIII века

 

Что касается евреев, то они появились в Кузьмине только в начале XVIII века, скорее всего сразу же после того, как в 1699 г. Османская империя возвратила Подолье Речи Посполитой. Каких-либо письменных документов по этому поводу найти не удалось. Но есть свидетельства посущественнее. В частности, самое древнее из надгробий, обнаруженных на местном кладбище, датируется 1731 г. Показательно, что этот памятник стоит на могиле Енты, дочери раввина Цви-Мордехая. Как следует из эпитафии, он был не простым равом, а главой бет-дина - раввинского суда. Сам суд на то время находился в соседнем Сатанове (около 15 км западнее). Судя по всему, Енту отдали замуж в Кузьмин. Сложно поверить, что такой уважаемый человек, как глава бед-дина отдал бы свою дочь за простака. Последнее ярко свидетельствует, что по состоянию на 1731 г. в Кузьмине уже существовала возглавляемая очень уважаемыми людьми сложившаяся община.

 

В 1760 г. король Речи Посполитой Август III даровал Кузьмину статус местечка, что способствовало его дальнейшему развитию. На руку кузьминчанам сыграл и 2-й раздел Речи Посполитой. Тогда большая часть Подолья отошла Российской империи, а по соседнему с Кузьмином Збручу пролегла граница. В итоге местечко стало важным центром приграничной торговли и, чего греха таить, - контрабанды. По упомянутой выше дороге из Австрии и обратно потянулись обозы с различными товарами. Эта дорога и поныне называется "австрийской".

 

Рассказывая о Кузьмине конца XVIII века нельзя не упомянуть владельца местечка Тадея Грабянку - самого знаменитого из европейских масонов и мистиков своего времени. Долгое время даже считалось, что знаменитый граф Калиостро и Тадей Грабянка - одно и тоже лицо. Только после того, как в 1789 Калиостро арестовала инквизиция, выяснилось, что его настоящее имя Джузеппе Бальсамо, а не Грабянка, как многие думали.

 

Тадей Грабянка, «Кино-Калиостро» и Джузеппе Бальсамо

 

Упомянутое заблуждение нашло свое отражение в культовой кинокомедии Марка Захарова "Формула любви". Исторический консультант, подбиравший типаж для главного героя, тогда воспользовался старинной книгой, где портрет Грабянки был подписан как "Граф Калиостро". Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить портреты Грабянки, Калиостро-Бальсамо с "Кино-Калиостро" в исполнении Нодара Мгалоблишвили. Кстати, настоящий граф Калиостро тоже побывал в Кузьмине, но проездом, когда гостил у своего друга и покровителя Тадея Грабянки в соседних Остапковцах. Это село находится всего в 3-х километрах севернее Кузьмина. Кстати, в Авиньоне Грабянка создал ложу "Новый Израиль" и там же принял титул "Короля Нового Израиля". Позже эта ложа была преобразована в «Общество авиньонских иллюминатов»

 

Лесная дорога межу Кузьмином и Остапковцами. Сразу видно, что здесь ездили знаменитые колдуны

 

Но вернемся от масонов к обычным евреям. По состоянию на 1847 г. еврейская община Кузьмина составляла 550 человек. По переписи 1897 г. в Кузьмине насчитали 2940 жителей, из которых треть - 890 человек - евреи. По переписи 1923 г. - община сократилась до 569 человек. Это было связано, не только с неизбежными миграциями и высокой смертностью, вызванной Первой мировой и Гражданскими войнами. В первую очередь здесь проявились последствия "закрытия" границы. Это поставило крест, как на приграничной торговле, так и контрабанде, ранее дававшим заработок значительной части жителей местечка. Естественно это вызвало отток населения.

 

Мельница, XIX век.

 

К началу ХХ века в Кузьмине действовали винокуренный и кирпичный заводы, две большие мельницы (одна даже с гидроэлектростанцией). Кроме того, были зарегистрированы 71 ремесленник (последние преимущественно евреи). Это были кузнецы, кожевники, сапожники, портные, шорники, пекари и кондитеры.

 

Основная же часть населения Кузьмина была задействована в сельском хозяйстве. Большинство окрестных земель принадлежали помещикам Залесским - 1770 десятин (1 дес = 1,09 га). Для сравнения - всем селянам местечка принадлежало 703 десятины. Помещики заниматься хозяйством не желали и сдавали земли в аренду евреям - некоему Парчевскому и Зусю, а с 1910 по 1917 арендатором был Курш.

 

В середине XIX века Кузьмин становится волостным центром, а позже районным. в 1929 г. Кузьминский район ликвидировали, а само местечко переходит к Сатановскому, а позже Городоцкому районам.

 

В 1920-х годах в Кузьмине создается отдельная еврейская школа с преподаванием на идиш, но в начале 1930-х, в рамках кампании по ликвидации еврейских образовательных и культурных заведений ее закрывают. Учеников тогда перевели в общую школу, а здание отдали под местный дом культуры.

 

Про довоенную жизнь местечка сохранились свидетельства Антонины Атаманюк 1933 г. рождения, успевшей в 1940-1941 гг. поучиться с еврейскими детьми в одной школе. Приведем запись ее воспоминаний, сделанную местными краеведами и сохранившуюся в Кузьминской библиотеке. Текст приводим без изменений:

 

Синагога

 

В 1940 році Аполлінарія пішла в перший клас, де навчалася з єврейськими дівчатами, і з ними відвідувала синагогу. Там був перший поверх, дуже красива кахельна підлога, на другий поверх потрібно було підноситись сходами, які були дуже красиві, зроблені із дерева. Стіни побілені біленьким вапном.

На першому поверсі молились чоловіки, надівали на себе на голову по плечі Тфілін, кланялись низенько до самої землі. Жінки молились на другому поверсі. В стіні була ніша (дзюра) там розташована еванглія (ТОРА). ТОРА на вигляд була, як рулон матерії, вони витягували розвивали і молились до неї.

В євреїв були свої магазини, кіоски там торгував Шейнер, Ганна Максімова. В млині працював Фоїм, він був панський млин, ним керували євреї. Мельником працював Ткач Яків. Євреї були хороші люди, вони допомагали нашим людям вижити, платили їм зарплату грішми. Моя родина вижила завдяки євреям. Самі пекли хліб і продавали його.

В Кузьмині був дуже великий базар. В 1941 році під час війни в с. Кузьмин прийшли німці 7 липня. Насамперед вони почали знищувати євреїв. Погрузили на машини і вивезли у Ярмолинці. Залишилося дві єврейки. Моя бабуня з мамою заховали їх в яму де зберігалася картопля, давали їм їсти те, що і самі їли. а вночі їх бабуня відвела в ліс і вони пішли.

Одна єврейка Фримка шила дітям вбрання.

Закінчилася війна синагога залишилася, голова сільпо Вайскоп Яків, Вайнтруб – ветлікар жили у нашому селі. В синагозі був магазин: продавали переоцінені речі. Вайскоп задумав зробити пекарню і построїв печі, але невдовзі він захворів i залишив місце роботи і тоді ці печі розвалили.

 

Упомянутая синагога сохранилась и поныне. Правда заброшенное здание традиционно превратили в свалку. Заметим не потому, что это синагога, а потому что заброшенное. "Божницу" построили где-то в первой половине XIX века (точная дата неизвестна). Что интересно ее архитектура несет черты старых синагог оборонного типа. Правда стены уже обычной толщины, а не "крепостной", как в том же Сатанове или Гусятине.

 

Источник. За березами видно синагогу

 

Криничка

 

Справа от синагоги, в каких-то двух десятках метров от ее стен, бьют два мощных источника. Самый большой образует живописное озерцо, радость местных уток и гусей. Его берега обложены камнями. Когда-то здесь была миква Второй источник, окруженный кольцом из известняковых блоков, используют в качестве обычного колодца.

 

Здесь была миква

 

Возле источников ранее действовало "прало" - специально обустроенное место, где кузьминские женщины (еврейки и христианки) стирали белье. От "прала" сохранился большой плоский камень на котором и происходил процесс стирки.

 

Прало” и круглый «пральный» камень

 

Но вернемся к воспоминаниям Антонины Атаманюк. Учитывая совсем юный возраст на момент событий, некоторые ее воспоминания несколько неточны. В частности относительно времени уничтожения евреев местечка.

 

На самом деле, это произошло не сразу с началом оккупации, а спустя год - осенью 1942 г. Вот как об этом вспоминала кузьминчанка Евгения Вайсберг (Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: Сб. док. - Т. 1. - Кн. 1. - М., 1995. - С. 91.):

 

"... в конце 1942 года все местечковое население перевезли к Городок, где мы работали под конвоем немецкой жандармерии. В октябре 1942 года, проснувшись, мы услышали, что нас окружили шуцманы и приказали выходить, затем погрузили на подводы и повезли в Ярмолинцы, где был маленький барак, а в него загнали 3000 человек. От всего страха, жажды, голода и переутомления невинные мученики кончали жизнь самоубийством, а также друг друга убивали, члены одной семьи, например: председатель Гелер убил свою дочь, жену, затем сам себя. С казармы выискивали па расстрел данных жителей, заставляли живыми ложиться в могилы, затем расстреливали их, а детей зарывали живыми.

 

Зал в казармы, где нацисты содержали евреев перед казнью

 

Некоторым удавалось убегать от такой смерти, и они кончали жизнь самоубийством как, например, Фогельман и его жена Сара выбежав с казармы не пошли к могиле, а ударились об гору и убились, а также и моя сестра Рива Вайсберг 25 лет, выбежав с казармы, залезла на двухэтажный дом (здесь ошибка, речь о трехэтажном здании - авт), воскликнула лозунг: "Да здравствует товарищ Сталин", а сама бросилась вниз и убилась, мать в то время расстреляли, а мне удалось спастись, так как я убежала"

 

Подробнее об истории Ярмолинецкого гетто и об упомянутой выше страшной казарме читайте в репортаже "Экскурсия в ад Ярмолинецкого гетто".

 

Часть евреев, успевших эвакуироваться на Восток, после войны вернулась в Кузьмин, но это уже были считанные десятки. Начиная с 1970-х количество еврейского населения начало сокращаться, преимущественно за счет миграции в крупные города, а позже и эмиграции в Израиль. Последний кузьминский еврей, как утверждают местные жители, умер в начале 1990-х.

 

Этот еврейский дом до сих пор используют под магазин

 

Центральная часть села и сегодня имеет типичный "местечковый" облик. Она состоит из обширной Рыночной площади, застроенной по периметру классическими еврейскими домиками - хоть сегодня кино по произведениям Шалом-Алейхема на этой натуре снимай. Правда, многие из них давно стоят заброшенными и постепенно разрушаются. Для торговых целей они уже не нужны, а как "садыба" - бесполезны, так как рядом нет земельного участка ни под огород, ни под хозяйственные постройки.

 

А этот уже заброшен...

 

Напоминает об ушедшей в вечность общине и заброшенное кладбище. Экскурсия к нему интересна и преисполнена экстрима. Интересна по причине, что здесь сохранилось немало очень красивых и интересных мацевот XVIII века, вот только продираться придется сквозь непроходимые заросли.

 

Надгробия второй половины XVIII века поражают тончайшей резьбой

 

 

Территория еврейского кладбища

 

Сразу заметим, что специально ради одного Кузьмина ехать всё же, не стоит, а вот совместить экскурсию с поездкой в не единожды упомянутый в публикациях на нашем сайте Сатанов - это да, это просто необходимо.

 

Автор текста и фото: Дмитрий Полюхович

Источник: http://ujew.com.ua
  • 10-04-2017, 16:44
  • Просмотров: 2052
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

ВНИМАНИЕ! ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВЛЯТЬ СВОИ КОММЕНТАРИИ.

Пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы, просто войдите в систему, введя свое имя пользователя и пароль .

Эксклюзивные подарки от Йосефа Роджеро


  • Sterling Silver Biblical Chess Set
  • Sterling silver clock
  • Sterling Silver Bird
Перейти к подаркам


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)
  • 10 октября Моше Немировский Россия

смотреть полный список