Все новости


































































22.09.2017 14:49
Ёлкин и евреи


















21.09.2017 18:02
ИШАЙЯ ГИССЕР







































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Христианские сионисты и Израиль

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d5/FrederikIB.jpg/265px-FrederikIB.jpgКто такой Вильям Хеклер(Уильям Хехлер) которого умирая упоминал основоположник сионизма?
Вот короткая справка из Википедии

Вильям Хехлер был христианским сионистом,который внес огромный вклад в создание Государства Израиль.
Нам кажется интересной статья посвященная  вкладу христиан  в дело создания Еврейского Дома в Палестине

 


Государство Израиль как христианский проект
Манипулировать другими могут лишь те, кто видит место этих других в каком-то своём проекте. Причём место это должно хотя бы по видимости не противоречить интересам этих других, поскольку в таком случае они будут активно сопротивляться, а совпадать с этими интересами, чтобы они сами активно шли навстречу манипуляции и даже думали, будто действуют самостоятельно. Именно поэтому сегодня истинными субъектами истории, под чью дудку пляшут все остальные, являются носители философии призвания, то есть христиане. Своё собственное призвание они видят в помощи другим осуществить их призвание. Для христиан важно, чтобы, например, и другие религии также осуществили своё предназначение, ведь каждая из них зачем-то существует, зачем-то предусмотрена провидением. Вот почему они, вольно или невольно, вносят такой вклад в развитие языческих, буддийских и даже мусульманских общин. То же самое можно сказать и об иудеях. Все эти теоретики "еврейского заговора", воображающие, будто "евреи правят миром", упускают из виду одно обстоятельство: своим нынешним положением евреи обязаны христианам, последние 200-300 лет они находятся под определяющим влиянием христианской культуры и, главное, делают то, что запланировали христиане. Обоснованию этого тезиса и посвящен данный очерк.


1. Лиса и виноград Евреи и Палестина

В 135 году н.э. язычники-римляне подавили очередное восстание иудеев, уничтожили значительную их часть, запретили им селиться в Палестине и даже появляться в Иерусалиме, который был переименован в Элию Капитолину и превращён в римский город. На месте Храма было воздвигнуто святилище Юпитера; там, где некогда находилась Святая святых, была установлена конная статуя императора Адриана. "Земля обетованная" была заселена другими народами, а евреи оказались в рассеянии (галут). Почти сразу после этих событий, а может, и чуть раньше - после разрушения Храма в 70 году, в молитву Амида, которую иудеи читают трижды в день, была включена бенедикция киббуц галуйот - обращенная к Богу мольба о возвращении евреев в Палестину: «Собери нас вместе с четырёх концов земли в страну нашу». С этих пор киббуц галуйот (קִיבּוּץ גָּלֻיּוֹת; буквально "собирание изгнаний") стало сокровенной мечтой иудеев. Эта мечта, связанная и с восстановлением еврейского государства, настойчиво повторяется уже в Талмуде: «Велик киббуц галуйот, как день сотворения небес и земли» (Псах. 88а). Создатели Талмуда считали галут временным явлением, они видели главное зло галута в том, что евреи не сосредоточены в одном месте, а рассеяны среди народов, подобно «зёрнам, разбросанным во время веяния лопатой, и ни одно зерно не ложится рядом с другим» (Сфира, Бе-хуккотай 6). Страдание, причиняемое галутом, равно всем другим мукам вместе взятым (Сиф. Втор. 43); оно «подобно смерти и бездне» (Мид. Пс. 71:4). В изгнании Израиль нищий (там же 9:15), лишённый всякой гордости (Хаг. 56). Сама душа еврея поражена галутом, она становится «нечистой от мерзостей» (Песнь Р. 8:14). Шхина «стонет, как голубица», и Всевышний «рычит, как лев», сокрушаясь о разрушении Храма и об участи сынов Израиля (Бр. За). В соответствии с этим некоторые средневековые раввинские авторитеты, например Нахманид, провозглашали проживание в Палестине одним из важнейших предписаний еврейской религии. В начале 17 века Иехуда Лива бен Бецалель из Праги писал: «Состояние изгнания - это изменение и отклонение от порядка, ибо Всевышний поместил каждый народ на соответствующее ему место... Согласно естественному порядку, пригодное для евреев место - Эрец-Исраэль, где они должны жить как независимый народ».

Однажды уничтожив еврейское государство, римляне не имели никаких оснований менять своё решение. Однако победное шествие христианства заставило рассматривать иудаизм как карту в игре против "галилеян". Языческий император Юлиан Отступник решил использовать иудеев в своей борьбе против христианства. Он считал иудаизм одной из языческих религий и, дабы упрочить его положение, а также чтобы досадить христианам, опровергнув пророчество Иисуса относительно иерусалимского Храма (Лук.21:6; Мф.24:2), он в 363 году распорядился восстановить его, а евреев вернуть в Палестину. Однако планам этим не суждено было сбыться. Римские авторы сообщают о пожаре на руинах Храма и даже о землетрясении, которые случились сразу после начала восстановительных работ. Наконец, сам Юлиан погиб, и все работы были прекращены.

В 394 году Феодосий сделал христианство государственной религией Римской империи, и Палестина примерно на 250 лет оказалась под властью христиан. Уже через 44 года, в 438 году, благодаря деятельности императрицы Евдокии евреям было вновь разрешено проживать в Иерусалиме, отстроенном и значительно расширенном ею. Ещё через 10 лет некий критский иудей объявил себя Моисеем и обещал многочисленным евреям острова чудесным образом переправить их в Палестину. В назначенный день он приказал своим последователям броситься в море, где большинство из них и погибли.

Это была первая из известных нам попыток иудеев осуществить свою религиозную мечту. И она очень показательна. Все последующие 1400 лет ситуация с возвращением характеризовалась этим же настроением - безысходностью. Мы видим невозможность вернуться, даже если бы было желание, и нежелание вернуться, даже если бы была возможность. Единичные попытки воссоединиться неизбежно наталкивались на непреодолимое противодействие хозяев Палестины, в основном мусульман, а сам характер этих попыток и отношение к ним большинства евреев свидетельствовали о том, что они и не верят в их осуществимость.

В 614 году персы под предводительством Хосрова II заняли Палестину, что сопровождалось кровавой резней и разрушением христианских святынь; патриарх был уведён в плен. Евреи видели в персах избавителей, поддерживали их и сыграли в избиении христиан чуть ли не главную роль. За помощь при взятии города персы передали Иерусалим евреям, во главе которых стоял Нехемия бен Хушиэль. Византийцы вернули Палестину лишь 629 году. Но уже в 634 туда вторглись арабы. Халиф Омар велел построить на месте Храма мечеть.

Что сделали евреи, чтобы вернуть свою страну? Ортодоксальные ничего. В середине 8 века было поднято два сектантских восстания: в Сирии, под руководством некоего Серини, или Серенуса, и в Персии, под руководством Абу Исы ал-Исфахани. Оба они отвергали некоторые предписания раввинистического иудаизма, оба верили в скорое возрождение Изралия и оба погибли. Абу Иса в бою на севере Ирана, а сирийца, объявившего себя мессией, схватили и выдали евреям же для наказания.

Следующий эпизод относится уже к 10 веку. Примерно в то же время, когда мусульмане и евреи Палестины учинили совместные антихристианские погромы, разграбили и сожгли Церковь гроба Господня и другие святыни (во время погрома 966 года Иерусалимский патриарх был убит, а труп его сожжён), в Иерусалиме стали селиться участники движения Авелей Цион, "Скорбящие по Сиону". Это движение было основано примерно за 100 лет до того ещё одним сектантом, персидским караимом Даниэлем Ал-Кумиси, призывавшим евреев вернуться в Палестину и посвятить свою жизнь изучению Торы и оплакиванию разрушенного Храма. В 1096 году евреи и христиане города Салоники сообщают о появлении пророка Илии и о всевозможных знамениях и чудесах. Евреи, ожидавшие немедленного избавления, забросили свои повседневные дела и стали готовиться к возвращению в Палестину. В 1121 году караимский кохен Шломо объявил, что через два с половиной месяца все евреи соберутся в Иерусалиме, ибо он сам и есть тот человек, которого ожидает народ Израиля.

Только в период крестовых походов, когда в Европе христианские власти едва удерживают фанатичные толпы от уничтожения евреев, а Палестина то и дело переходит из рук в руки, впервые фиксируются попытки ортодоксальных иудеев заняться возвращением в Святую землю. Первой ласточкой стал знаменитый поэт и мыслитель из мусульманской Испании Иехуда ха-Леви. Однажды ему было видение, что избавление придет в 4890, то есть в 1130, году. Он сам отправился в Палестину, но умер в Александрии, так и не доехав. В 1209-1211 годах в Палестину прибыли 300 раввинов из Франции. В 1267 году там ненадолго поселился Моисей Нахманид, первый раввинский авторитет, провозгласивший заселение Палестины одним из важнейших предписаний иудаизма.

Затем мы наблюдаем перерыв вплоть до конца 15 века, когда встала на ноги европейская христианская цивилизация. В 1488 году Палестины достигает известный толкователь Мишны Овадия бен Аврахам Яре Бертиноро. Он становится духовным руководителем иерусалимского еврейства, объединяет общину, угнетаемую извне и раздираемую внутренними противоречиями, разрабатывает общинный регламент и берёт на себя обязанность сбора пожертвований в Италии. Это обеспечивает почву для поселения в Палестине еврейских изгнанников из Испании и Португалии на рубеже 15-16 веков. Тогда же появляются различные авантюристы, возбуждающие среди евреев мессианские чаяния. Наиболее яркими из них были Давид Реувени и Шломо Молхо. Они были приняты при дворах различных европейских государей, венецианский совет назначил комиссию для рассмотрения предложений Реувени, а на одном из приёмов он даже пообещал посланнику султана Феса, что евреи отнимут Палестину у мусульман. Кончилось это, однако, казнью обоих авантюристов.

Наконец, по крайней мере однажды была предпринята попытка воссоздать в Палестине еврейский политический центр: деятельность влиятельных португальских евреев Иосефа и Грации Наси (у обоих были и христианские имена: Жуан Мигес и Беатриса де Луна) по восстановлению и заселению Тверии в середине 16 века. Зимой 1564-65 года, когда было закончено восстановление разрушенных стен Тверии, Иосеф Наси обратился с письмом к еврейским общинам Италии, призывая их членов селиться в Тверии. Но противодействие местных арабов, а также придворные интриги помешали дальнейшей деятельности Наси в этом направлении.

В середине 17 века в Палестину отправляются беженцы с Украины. А в конце столетия разворачивает свою деятельность проповедник мессианского пробуждения Иехуда Хасид ха-Леви. По его инициативе из Германии и Австрии в Палестину отправились примерно 1,3 тысячи человек (крупнейшая алия ашкеназов), из которых около 500 человек умерли в пути. Иехуда Хасид прибыл в Иерусалим в 1700 году и спустя несколько дней внезапно скончался. После нескольких лет пребывания в стране между его последователями вспыхнули ссоры. Часть осталась в Палестине, некоторые вернулись в Европу. Новая волна появилась лишь в конце 18 века: хасиды и митнагеды из России и Польши.

Общая вялость попыток вернуться в Палестину и таким образом осуществить заповедь своей религии объясняется не только безнадёжностью этого предприятия в глазах большинства иудеев, но и их нежеланием его осуществлять. Вот почему первые выступления провозвестников сионизма были встречены подавляющим большинством евреев равнодушно или враждебно. На протяжении нескольких десятилетий их идейное влияние оставалось ничтожным, а практическая деятельность безрезультатной. Поселенческие общества, основанные Иехудой Алкалаем в 1851-52 годах, почти сразу прекратили своё существование. Сходная участь постигла Общество по заселению Палестины, созданное в 1860 году. Несмотря на участие в работе общества Цви Хирша Калишера, Элияху Гутмахера, Моисея Гесса и других видных поборников идеи возвращения к Сиону, оно не смогло решить ни одной практической задачи и в 1864 году распалось. Центральный комитет по заселению Палестины, основанный Калишером в Берлине в 1865 году, также не смог ни привлечь сколько-нибудь значительное количество сторонников, ни создать фонд, который финансировал бы переселение евреев в Палестину. 1-й Сионистский конгресс 1897 года планировался в Мюнхене, но из-за противодействия иудейской общины был перенесён в Базель. В 1912 году было основано ортодоксальное движение Агуддат Исраэль, считающиее сионизм губительным для еврейства, а в 1931 году из него вышла Наторей Карта - община, считающая функционирование государства Израиль богопротивным делом. Её участники отказываются получать израильские удостоверения личности, не признают израильские суды и бойкотируют выборы.


2. Воля христиан к созданию Израиля - идейная и практическая

Если до 16 века воссоединение евреев в Палестине было безнадёжной фантастикой и в него никто особенно не верил, в том числе среди самих евреев, то с этого времени надежда на него постепенно приобретает всё более реальный характер и в конечном итоге осуществляется. Что же произошло? А просто за дело взялись христиане, для которых преображение реальности, связанное с видимыми её изменениями, является важнейшим посылом их религии. Если христиане что задумали, то они действуют и добиваются результата.

Главным мотивом участия христиан в судьбе евреев и Палестины стал хилиазм (милленаризм) - идея, высказанная ещё в первые века христианства такими авторами, как Папий Иерапольский, Юстин Философ, Ириней Лионский, Тертуллиан и другие. Согласно этой идее, долг христианина приближать второе пришествие Христа и следующее за ним тысячелетнее мессианское царство, а одним из главных признаков наступления этого царства является воссоединение евреев на их библейской родине и их обращение в христианство. Всё это базируется на толковании ряда мест Нового Завета, особенно Отк.20:1-7 и Рим.11:26, а также на соответствующих ветхозаветных пророчествах, особенно Втор.30:3-5; Лев.14:2, 26:40-44, 27:13; Иер.33:7, 15-17; Иез.20:41-44; 37:21-22; Ис.43:5-9 и др., разделяемых и самими иудеями. В хилиазм верят не все христиане: католики после подавления ряда средневековых хилиастических движений в конечном итоге от него отказались, православные оставили вопрос открытым, а вот многие протестанты посчитали его безусловным руководством к действию.

Соответственно, уже в 16 веке получило распространение буквальное толкование Рим.11:26 («Итак, весь Израиль спасется...»), предполагающее обращение всех евреев в христианство. Первым об этом заговорил Теодор Беза, преемник Кальвина в Женеве. В 1589 году в Англии был сожжён Фрэнсис Кетт, веривший что Библия пророчествует о возвращении евреев в Палестину. Уже на следующий год с богословским обоснованием данной идеи выступил Эндрю Уиллет. В 17 веке эту работу продолжили Иоганн Кокцей, Пётр Серрарий, Гейсберт Воэций и Иоганн Хорнбек в Нидерландах, Томас Брайтмен, Джозеф Мид, Френсис Ли и Уильям Твисс в Англии, Иоганн Альстед в Германии, Жан де Лабади в Швейцарии, Пьер Жюрье и Исаак де ла Пейрер во Франции. Последний впервые высказал мысль, что воссоединение евреев в Палестине может пройти и без их обращения в христианство. А Жюрье заявил, что евреи не только вернутся в Иерусалим, но после принятия ими христианства вместе с мессией будут править миром.

Следует отметить, что большинство мыслителей этого толка были к тому же видными общественными деятелями, лидерами религиозных групп, дипломатами и проч. и зачастую располагали серьёзным организационным ресурсом. Очень быстро идеи приближения тысячелетнего Царствия Божьего путём способствования возрождению Израиля стали обретать реальные политические черты. В 1621 году Генри Финч, член палаты общин, заявил, что Господь благословит те народы, которые окажут поддержку евреям. Подобные взгляды стали особенно популярны во время Английской революции и накануне принятия указа, разрешавшего евреям вновь селиться в Англии (1655).

В 1733 году Исаак Ньютон истолковал библейскую книгу пророка Даниила в том смысле, что прочие нации должны помогать евреям вернуться на их землю. В этот же период развернуло свою деятельность "Движение за восстановление (Израиля)" во главе с однофамильцем знаменитого учёного Томасом Ньютоном, епископом бристольским. В этом сообществе состояло множество богословов, писателей и политиков. В 1799 году другой известный учёный и религиозный деятель Джозеф Пристли опубликовал книгу, в которой обратился к евреям касательно Палестины: "...земля ждёт обработки и готова принять вас, но она под властью турок. Эта власть должна пасть. Поэтому я усердно молюсь за её крах". Затем последовала книга Томаса Уизерби, предложившего Англии стать "новым Киром" - орудием Господа по возрождению евреев на их земле. В 1819 году появилась еще одна книга: Теэтет, "Призыв к христианам и евреям", в которой автор призвал обе стороны объединить усилия по восстановлению Израиля.

Тем временем французская правительственная газета «Монитор», май 1799 года, сообщила о манифесте императора Наполеона, обещавшем восстановить еврейское государство, его столицу Иерусалим и Иерусалимский Храм. Он со своей армией в этот момент находился как раз в Палестине. Наполеоновские планы, однако, были сорваны сопротивлением турецких войск, и французы, понеся большие потери, в том же году вернулись в Египет.

19 век ознаменовался окончательным оформлением христианского сионизма. У его идейных истоков стоит влиятельный богослов, англиканский священник Джон Нельсон Дарби, который дал развёрнутое богословское обоснование концепции существования особого плана Бога по отношению к иудеям. Сторонники Дарби в Англии и Ирландии создали в 1831 году независимую общину. В 1839 году Церковь Шотландии направила Эндрю Бонара и Роберта Мюррея Мчейна в Палестину рассмотреть условия жизни евреев на этой земле. За публикацией их доклада последовал "Меморандум к протестантским монархам Европы за восстановление евреев в Палестине". В августе 1840 года "Таймс" сообщила, что британское правительство рассматривает этот вопрос. За 2 года до этого, в 1838 году, 7-й лорд Шефтсбери, выдвинувший лозунг "Земля без народа - народу без земли", убедил лорда Пальмерстона, министра иностранных дел, учредить в Иерусалиме консульство. Сразу же после этого там же был учреждено англиканское епископство во главе Майклом Соломоном Александером. В 1845 году вышла книга британского полковника Джорджа Голера, в которой обрисовывались перспективы возрождения Палестины усилиями трудолюбивых евреев. В 1852 году он основал Ассоциацию развития еврейского поселенчества в Палестине. Парижский трактат 1856 года дал право евреям и христианам свободно селиться там. В 1877 году премьер Дизраэли опубликовал статью "Еврейский вопрос и Восточный вопрос", в которой заявил, что в течение 50 лет миллионный еврейский народ будет возрожден на земле Палестины под британским протекторатом. В 1876 году английская писательница Джордж Элиот, набожная христианка, выпустила роман «Даниэль Деронда», в котором отстаивала право евреев на собственное государство. Надо заметить, что за 8 лет до этого в романе "Испанский цыган" она выступала за создание государства цыган в Африке.

В 1879 году, имея на руках рекомендательные письма лордов Биконсфилда и Солсбери, в Палестину отправился Лоренс Олифант, английский писатель и путешественник, христианский мистик и член британского парламента. Представленный им план поселения евреев в Гиладе был одобрен турецким правительством, но отклонён султаном. Олифант, будучи распорядителем фонда лондонского муниципалитета, оказывал денежную помощь евреям-беженцам в Галиции, убеждал их в целесообразности переселения в Палестину и предпринял неудачную попытку повлиять на представителей Всемирного еврейского союза с целью присоединиться к этой деятельности, а не направлять еврейскую эмиграцию в США. В том же году Олифант возобновил переговоры с турецкими властями. Министр иностранных дел Саид-паша счёл этот план практически осуществимым и выразил желание совместить его с проектом строительства в Палестине железной дороги. Однако в связи с ухудшением англо-турецких отношений переговоры прекратились. В 1886 году Олифант поселился в Хайфе. Несмотря на погружённость в религиозный мистицизм, он продолжал оказывать практическую поддержку первым еврейским поселенцам в Палестине. Его секретарём и переводчиком был Нафтали Герц Имбер, автор государственного гимна Израиля.

Важнейшую роль в развитии не только христианского, но и еврейского сионизма сыграл Уильям Хехлер, англиканский священник немецкого происхождения. В 1897 году, после страшного разочарования от встречи с турецким султаном, Теодор Герцль стал сомневаться в будущем сионизма. Однако в этот момент Хехлер, прочитавший герцлевское "Еврейское государство" и искавший его по всему свету, нашёл лидера еврейских сионистов и воодушевил его на новые попытки. Он организовал встречу Герцля с кайзером. Герцль готовился к этой встрече несколько недель, собирая аргументы для германского монарха, однако с её началом он не успел произнести и слова, как присутствовавший там Хехлер открыл Библию и стал обсуждать с кайзером библейские пророчества относительно судьбы Израиля. Герцль был уверен, что и эта возможность упущена, однако к его крайнему удивлению кайзера убедили библейские аргументы, и он поддержал сионистский проект. Хехлер и в дальнейшем оказывал деятельную поддержку Герцлю, организовывая его встречи с представителями британского правительства; 30 лет своей жизни он потратил на осуществление сионистских идеалов.

В Соединённых Штатах христианский сионизм развивали последователи Дарби Чарльз Тейз Рассел, Уильям Блэкстоун и Сайрус Скофилд. Все они были выдающимися богословами, религиозными деятелями и влиятельными общественными лидерами. В 1891 году Блэкстоун составил петицию президенту Гаррисону с требованием поддержать идею еврейского государства в Палестине: так называемую "Записку Блэкстоуна", которую подписали 413 известных христианских и еврейских деятелей Америки, в том числе Морган, Рокфеллер и Чарльз Скрипнер. Через Госдеп США она была распространена в крупнейших мировых державах. Во время Первой мировой войны он направил новое обращение президенту Вильсону. Одновременно с этим Скофилд заложил основы теологии современного диспенсациализма. В 1900-х годах он создал доктрину, согласно которой возвращение евреев в Палестину и восстановление Храма на месте мусульманской святыни является своего рода рычагом, запускающим эсхатологический процесс. Другой американец Арно Клеменс Гебеляйн в своём периодическом издании "Наша надежда", выходившем в 1894-1945 годах, доказывал, что евреям не только надо вернуться в Палестину, но что они имеют безусловные права на эту землю. Он основал "Движение надежды Израиля", миссионерскую организацию, помогавшую евреям.

Помимо перечисленного, идеи возвращения евреев в Палестину в разное время и в различной форме высказывали влиятельные общественные деятели, такие как британский промышленник Эдвард Казалет, швейцарский ученый и писатель Абрам Франсуа Петавель, английский военный и полицейский деятель, археолог Чарльз Уоррен, итальянский философ и политик Бенедетто Мусолино, основатель Международного Красного Креста Жан Анри Дюнан и многие другие. Итогом всех этих усилий стала Декларация Бальфура.

Во время Первой мировой войны христианские сионисты увидели реальную возможность освободить Палестину из-под турецкой власти и на этой почве активно сотрудничали с еврейскими сионистами. Последние во главе с Хаимом Вейцманом заручились при помощи лорда Герберта Сэмюэла поддержкой сэра Марка Сайкса, одного из наиболее влиятельных советников британского правительства по делам Востока. Тот считал, что для Великобритании весьма важно утвердиться в Палестине и что сотрудничество с сионистами будет способствовать укреплению позиции Великобритании как участника англо-французского кондоминиума в Палестине, предусмотренного в соглашении Сайкс-Пико в мае 1916 года. Принятию положительного решения по палестинскому вопросу препятствовал антисионистски настроенный еврейский Объединенный комитет по иностранным делам, состоявший из представителей Борд оф депьютиз и Англо-еврейской ассоциации - двух представительных органов английского еврейства, пользовавшихся значительным влиянием. Несмотря на это 2 ноября 1917 года Декларация Бальфура была направлена на имя лорда Лайонеля Уолтера Ротшильда Артуром Джеймсом Бальфуром, британским министром иностранных дел. Она была опубликована спустя неделю. Декларация гласила: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране». 24 апреля 1920 года Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 года включена в текст мандата Великобритании на Палестину, утверждённого Лигой Наций.

С этого момента создание государства Израиль зависело только от решения Великобритании. Показательным примером отношения британцев к этой идее служит личность британского офицера Чарльза Орда Уингейта (1903-1944). Родители Уингейта были миссионерами; сам он был воспитан в духе глубокой религиозности и никогда не расставался с Библией. В 1936 году Уингейт был произведён в чин капитана и направлен на службу в подмандатную Палестину. Он сыграл решающую роль в подавлении арабского вооружённого сопротивления, в первую очередь в отражении атак арабов на нефтепровод Киркук-Хайфа; за эти заслуги был награждён орденом «За выдающуюся службу». Проникшись глубокой симпатией к сионизму, Уингейт установил тесные связи с руководством палестинских евреев и их военизированными организациями. По его инициативе и под его руководством были созданы так называемые Особые ночные роты, составленные преимущественно из бойцов Хаганы. Подготовка и действия этих отрядов основывались на специально разработанной Уингейтом "неконвенциональной" тактике. Горячая поддержка еврейского дела в Палестине снискала Уингейту признание, его стали называть Ха-иедид, "Друг". Личность Уингейта, его военное мышление оказали глубокое влияние на Хагану и Палмах, а через них на Армию обороны Израиля. Ряд выдающихся военачальников Израиля, в частности Моше Даян, вышли из рядов Особых ночных рот. Просионистская позиция, самостоятельность решений и пренебрежение к принятым в британской армии этическим нормам привели к тому, что в 1939 году Уингейт был откомандирован из Палестины. Тем не менее в дальнейшем он дослужился до генерал-майора.

Во время Второй мировой войны деятельность христианских сионистов продолжалась: действовал Христианский совет Палестины, знаменитые христианские сионисты, такие как Джон Холмс, Рейнхольд Нибур и Корри Тен Бум, рискуя собой, спасали евреев от нацистов, веруя при этом в эсхатологическое значение восстановления государства евреев в Палестине. Это случилось в 1947 году, и некоторые из них, как Корри Тен Бум, дожили до этого момента.
3. Влияние христианства на еврейский сионизм

Конечно же, одной лишь воли христиан к воссоединению евреев в Палестине и созданию здесь еврейского государства было бы недостаточно, если бы сами евреи не захотели этого. У них, разумеется, ещё со времён разрушения второго Храма была такая мечта, но реальной воли к её осуществлению евреи были лишены. В целом, они были не только довольно равнодушны к подобному предприятию, но, как показал последующий опыт сионизма, даже испытывали враждебность к нему и пытались противодействовать. Таким образом, одной из главных задач христианского сионизма стала пропаганда сионистских идей среди самих евреев и вообще воодушевление евреев на реализацию их же чаяний. Христиане должны были перевоспитать евреев, сделать их активными проводниками своих идей.

Сделать это было нелегко. Но под влиянием христианской среды даже самые косные иудеи стали преображаться. Христиане радикально изменили еврейское самосознание.Что говорить, если даже первую попытку систематического изложения еврейской истории послебиблейского периода предпринял именно христианин, а не иудей. Это сделал гугенотский пастор Жак Банаж. Его шеститомный труд «История евреев от Иисуса Христа и по наши дни, продолжение истории Иосифа Флавия», увидел свет в 1706-1711 годах в Роттердаме. Книга тотчас после появления была переиздана иезуитами. Лишь после этого за осмысление собственной истории взялись сами евреи. В 1743 году голландский еврей Менахем Амлендер публикует книгу "Шеерит Исраэль", "Оставшиеся у Израиля", написанную на основе работы Банажа.

В 18 веке среди евреев разворачивается движение Хаскалы, еврейского варианта Просвещения, целиком вторичного по отношению к европейскому и зависимого от него. Программа Хаскалы была впервые сформулирована в общих чертах Нафтали Герцем Вессели в его посланиях к австрийским евреям «Диврей шалом ве-эмет» («Слова мира и правды», 1782), опубликованных в поддержку изданного императором Иосифом II в начале того же года «Указа о терпимости». Провозгласив равенство всех жителей империи перед законом, Иосиф II разрешил евреям заниматься ремеслами, земледелием, свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих-христиан, предоставил свободу передвижения и право жить в имперских городах, открыл доступ в высшие учебные заведения. "Еврейская реформа" Иосифа II открыла целую серию шагов европейских правительств, ведших, прежде всего, к ассимиляции евреев, то есть ко всё более широкому внедрению элементов христианской культуры в еврейский стандарт воспитания личности. С этого времени мы видим всё больше, так сказать, христианизированных евреев, под которыми следует понимать не только и не столько евреев, принявших христианство, а таковых стало значительно больше, сколько евреев, ведущих себя подобно христианам, впитавших христианский дух деятельного преображения действительности.

Плоды христианского влияния на евреев взошли уже в 19 веке, когда появилась целая плеяда ассимилированных евреев и евреев-христиан, иные из которых стали частью европейской культуры и внесли свой вклад в развитие различных её аспектов, а иные составили костяк сионистского движения, распространившегося теперь уже не только на христиан, но и на самих иудеев. Наиболее значимые среди них фигуры - это Бенджамин Дизраэли, крещёный в 13-летнем возрасте и получивший христианское воспитание, Мордехай Мануэль Ноах, американский политик, журналист и драматург, Морис де Гирш, барон, придворный банкир баварского короля, Изак Адольф Кремье, один из первых евреев, учившихся в Императорском лицее в Париже, Альберт Эдвард Уильямсон Голдсмид, полковник британской армии, воспитанный как христианин, но уже взрослым вернувшийся к иудаизму, Герберт Сэмюэл, первый в истории иудей, ставший членом Британского правительства, и, наконец, выросший в ассимилированной семье Теодор Герцль, основатель еврейского политического сионизма.

Ноах еще в 1825 году предпринял попытку создать в США земледельческую колонию «Арарат», где, по его мысли, евреи из различных стран могли бы совместно готовиться к переселению в Палестину. Для этого, при содействии единомышленников-христиан, он приобрёл 2555 акров земли возле города Буффало, штат Нью-Йорк. После провала эксперимента он, практически не встречая поддержки, продолжал развивать свои идеи, предвосхитив (например, в двух речах, составивших брошюру «Размышление о возрождении евреев», 1845) ряд пунктов программы политического сионизма. Дизраэли достиг невероятных высот, став лордом и британским премьер-министром. Он всячески поддерживал сионистские движения, а в своём романе "Танкред, или Новый крестовый поход", 1847, обосновал важность возвращения в Палестину как с точки зрения христиан, так и с точки зрения иудеев. Кремье стал одним из основателей Всемирного еврейского союза (1860) и еврейского сельскохозяйстенного училища в Палестине. Де Гирш в 1895 году основал Еврейское колонизационное общество. Голдсмит стал одним из основателей движения палестинофилов Ховевей Цион в Великобритании, а также инициатором Лондонской конференции сионистов 1898 года, на которой он заявил, что еврейство стоит перед выбором: либо ассимиляция, либо сионизм. Сэмюэл, хотя и считал сионизм утопией, всё же, когда Великобритания в 1914 году объявила войну Турции, поставил перед премьером Ллойд Джорджем и министром иностранных дел Греем вопрос о создании еврейского государства в Палестине, причём оба выразили горячее сочувствие идее. В 20-е годы он был назначен верховным комиссаром Палестины, подмандатной Британии. Герцль в 1896 году опубликовал свою книгу "Еврейское государство", совершившую переворот в еврейском отношении к возвращению в Палестину. В том же году он получил аудиенцию у великого герцога Баденского, ставшего сторонником сионизма (хотя ему оказали в поддержке многие евреи, в том числе, например, Эдмон Ротшильд). Наконец, в 1897 году он стал инициатором сионистского движения, ставшего главной среди евреев движущей силой создания государства Израиль.

Надо отметить, что это государство не только своим политическим рождением, но и формированием своей экономики и культуры, своего лица обязано именно выходцам из христианских стран. "Сегодня можно ворчать по поводу того, что "власть в Израиле принадлежит тем, чьи дедушки приехали из-под Гданьска в тридцатом", но именно эти дедушки осушали болота, создавали первые школы, заводы, фермы, спортивные клубы и отряды самообороны против арабских бандитов. Не только они, разумеется, но их было большинство. После победы нацистов в Германии в Палестину приехали "самые ашкеназские", то есть немецкие, евреи: их называли "йеким" (множественное число от иски). 160 тысяч йеким были сильно не похожи на польских ашкеназов: они носили галстуки и жаловались на отсутствие культуры. И была в них ещё одна черта: независимо от образования и звании, они не чурались любой работы и старались выполнять её добросовестно. По Палестине ходил тогда анекдот: человек жалуется, что возле его дома по ночам ходит поезд. "Какой поезд? Нет никаких рельсов возле вашего дома!" - отвечают ему. В ходе проверки оказывается, что на ночной стройке работают йеким, передавая друг другу кирпичи, они говорят: "Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор. - Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор..." Но не только этот след оставили они в Палестине: прекратив жаловаться на отсутствие культуры, они приняли активное участие в создании симфонического оркестра, банков, юридической системы, хайфского Техниона".

Из всех многочисленных неевропейских еврейских общин ни одна не приняла никакого участия в создании Израиля. Лишь йеменские евреи, уже в середине 20 века, откликнулись на призыв к заселению Палестины, однако не сыграли никакой существенной роли в его развитии.

  • 15-08-2017, 06:31
  • Просмотров: 2344
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

ВНИМАНИЕ! ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВЛЯТЬ СВОИ КОММЕНТАРИИ.

Пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы, просто войдите в систему, введя свое имя пользователя и пароль .


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список