Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Поволжская Одесса. Репортаж sem40

На первый взгляд, Рыбинск - город сплошных загадок. Рядовой райцентр Ярославской области, по количеству жителей (223 тысячи) не уступающий многим областным городам, Рыбинск - единственный город Поволжья, где наблюдаются настоящие белые ночи. Впрочем, неудивительно - он самый северный из городов на великой русской реке. Посмотрите на карту: до Рыбинска Волга упрямо течет на северо-восток, а потом, словно передумав, резко разворачивается и направляет воды свои на юго-запад, к Каспию. Хотя никакие возвышенности не огибает! Отсюда до ближайшего моря - сотни километров и в то же время - сотни метров. Просто оно тут свое - внутриматериковое, пресноводное. Но самое настоящее, уходящее за горизонт. Рыбинск - родовое гнездо 'советских дворян' Михалковых, родина поэта Льва Ошанина. Но это еще и поволжская Одесса, город приморский, город 'еврейский'... Не верите? А между тем первые евреи-портные поселились в Рыбинске уже в 1809 году! Уже через тридцать лет в городе жили сотни еврейских семей - знаменитые на всю Россию купцы, судовладельцы, актеры. До революции евреи составляли вторую по численности этническую группу в Рыбинске, уступая лишь русским.
Шестиконечная звезда над Волгой
В краеведческом музее смотрю через стекло на старенький пароходный путеводитель, датированный 1843 годом. На обложке - флаг судовладельца: большое трехцветное знамя России с... шестиконечной звездой посередине. В соседнем зале еще один раритет: вырезанный из драгоценных пород дерева пароходик в стеклянном футляре на мраморной подставке. Согласно выгравированной надписи - подарок сослуживцев управляющему Первого Цепного пароходства Илье Осиповичу Авербаху к 25-летию основанной в 1863 году компании.

Еврейские судьбы. Илья Авербах - историческая личность всероссийского масштаба. Не просто богатый судовладелец и купец первой гильдии, но и потомственный почетный гражданин города Рыбинска, председатель рыбинского банка, а с 1881 года - городской еврейской общины. Говорят, когда купечество ссорилось с городским головой - мирились только через Авербаха, настолько высоким был его авторитет. Внук Ильи Осиповича - Александр Авербах (1896-1966) - основал целую династию деятелей культуры. Он, актер Большого драматического театра в Петербурге, стал отцом кинорежиссера Ильи Авербаха (1934-1986), названного в честь знаменитого прадедушки.

Шестиконечная звезда над Волгой во времена Хазарского каганата - дело понятное. Но как евреям удалось столь прочно обосноваться на великой реке в 19 веке, с его строгими законами о черте оседлости? "Ничего удивительного! - говорит Леонид Берковский, председатель рыбинского еврейского общества "Лехаим". - На еврейских купцов первой и второй гильдии закон о черте оседлости не распространялся. Так же, как и на специалистов по редким в России ремеслам, отставных кантонистов - еврейских рекрутов, отслуживших в армии. И они, и их потомки имели право жить где угодно. Вот и выбрали Рыбинск! - А почему именно Рыбинск? - Тогда это был богатый, процветающий город! Один из лучших и красивейших в Поволжье. Один из крупнейших городов России!

Экономика. В Рыбинске заканчивался судоходный путь по 'большой Волге' - выше по течению река изобиловала мелями и была недоступна для пароходов. И здесь же начинался долгий водный путь по Мариинской системе в Ладожское озеро, к портам Санкт-Петербурга, вторая в России железнодорожная ветка к незамерзающим портам Прибалтики. Поволжский хлеб грузили с больших кораблей и барж в железнодорожные вагоны и на маленькие суденышки. Не отходя от причала, купцы совершали многочисленные сделки по купле-продаже. Рядом с причалом построили и хлебную биржу - по размаху вторую в мире после Чикагской. Там заключались миллионные сделки, значительная часть сумм оседала в городе. Сегодняшний Рыбинск - город пролетарский. Гидростанция, моторный, кабельный, судостроительный заводы, мукомольная промышленность, завод полиграфического оборудования. Но следы былого величия по-прежнему заметны на каждом шагу.

Если переехать реку по красивому арочному мосту и посмотреть на исторический центр со стороны роскошного песчаного пляжа - просто Санкт-Петербург в миниатюре! Тут своя 'петропавловка' со шпилем, и свой 'исакий', и даже чем-то напоминающее Зимний дворец здание биржи - шедевр русского модерна. А еще - целые кварталы особняков в стиле классицизма, большие витрины магазинов и кафе в помещениях старых купеческих лавок, огромные крытые рынки, тянущиеся на сотни метров хлебные склады. Жаль, но в советские времена сгорело дореволюционное здание театра - неприлично роскошное для уездного 'городишки', на 1500 зрительских мест, с ложами и бельэтажем! Чего-чего, а жить с размахом купцы царской России умели! В Рыбинске - все, как в столицах! Разве что лишь чуть пониже и пожиже.

История. В 1816 году провизор Лев Федорович Глейзер основал в Рыбинске первую аптеку в самом центре города, напротив Спасского собора. Эта аптека до недавнего времени так и называлась 'еврейской', а потомки Глейзера и сейчас живут в городе. По данным же 1835 года, в Рыбинске лишь евреев-кантонистов насчитывалось более сотни. В 16 томе Еврейской энциклопедии издательства "Брокгауз и Эфрон" под редакцией барона Гинзбурга упоминается, что в 1907 году в Ярославской губернии лишь в Рыбинске и Ярославле были еврейские молельные дома. В энциклопедии есть статья об Илье Авербахе, а также и еще об одном уважаемом уроженце Рыбинска, Исааке Юльевиче Марконе, известном востоковеде и общественном деятеле. В 1916 году в городе была построена новая двухэтажная синагога из красного кирпича -красивое здание в стиле романско-готической эклектики. Рядом с ней - ритуальная баня-мицва и еврейская богадельня (дом престарелых).

Размах еврейской жизни
Поволжские евреи, в отличие от живущих в черте оседлости, были демократичны и раскрепощены. Рассказывают, например, как однажды в театре подгулявший хамоватый купец уселся в первый ряд и вытянул ноги к сцене, загородив всем проход. Это видели дамы и кавалеры - образованные, европеизированные купцы новой формации. Никто не знал, чего делать. И тут вперед выступил скромный зубной врач Зильсбергер: -А ну, уберите ноги! -Пошел вон, жидовская морда. Ответом была пощечина. И напускную спесь с купца тут же как ветром сдуло - он понял, что может доиграться и до дуэли. А стреляться он был не охотник - ноги убрал. В дореволюционном Рыбинске еврейская жизнь била ключом. Лучшее тому свидетельство - сохранившаяся театральная афиша 1916 года. Тогда для благотворительного спектакля евреи сняли городской театр. Первая мировая война наводнила город беженцами из западных областей, оккупированных немцами. Потеряв кров и имущество, евреи по-настоящему бедствовали: считалось, что человеку с образованием, прежде имевшему положение в обществе, везло, если удавалось наняться хотя бы в домашнюю прислугу. Тогда богатые евреи хлебосольного Рыбинска решили помочь собратьям - организовали Общество пособия бедным евреям, благотворительный концерт. "Вы только посмотрите, - восклицает Берковский, - они сняли тот самый городской театр! Говорят, что в зал на 1500 мест набилось четыре с половиной тысячи зрителей! Как они там только поместились? А что играли - 0033cc>Бруха, Саца, Энгель, молитву 'Эйли, Эйли'! Кресла стоили по 4 рубля 80 копеек, ложи до 15 рублей! Это в те годы, когда корова три рубля стоила!"

Еврейские судьбы. В числе тех самых беженцев оказались Исаак Давыдович и Елизавета Борисовна Райкины - жители Риги, родители юмориста Аркадия Райкина. С 1916 по 1922 год маленький Аркадий жил в городе на Волге, начал здесь учиться в школе и первый раз вышел на сцену в самодеятельном спектакле. Потом семья переехала в Петроград, но и будучи уже известным и знаменитым, Райкин не забывал города, где зажглась его звезда, часто приезжал в Рыбинск на гастроли.

Однако уже тогда евреи не только приезжали на берега Волги, но и навсегда покидали их. Еврейская эмиграция в Америку и Эрец-Исраэль началась не в советские времена - в 19 веке. Многим уроженцам Рыбинска удалось на новой родине прославиться на весь мир.

Еврейские судьбы. В семье рыбинского мещанина Хаима Шенкера было 8 детей. В 1890 году все они, за исключением старшего сына Израиля, эмигрировали в США. Там братья Джозеф и Николас вначале занимались продажей газет, аптечным бизнесом. Но в 1919 году занялись новым, перспективным делом - кинематографией. Дело пошло: со временем Джозеф стал президентом компании 'Юнайтед Артистс', основанной Чарли Чаплиным, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбэнксом, в 1935 году основал фирму 'ХХ век - Фокс'. Николас в 1927 году основал компанию 'Метро-Голдвин-Майер'. В 50-е годы за заслуги перед Голливудом братья были награждены "Оскаром". В сегодняшнем Рыбинске не осталось следов пребывания отцов-основателей американской кинематографии. Деревянный дом, где они родились, снесли в начале 60-х по плану реконструкции, но теперь на его месте пустырь. Неравнодушные к истории жители города мечтают об установке на этом месте памятного знака.

Евреи жили не только в Рыбинске, но и в городах и деревнях вокруг него. Два года назад в жаркое засушливое лето Рыбинское море обмелело. На месте затопленной Мологи проступил остров, куда в поисках раритетов устремились местные краеведы: ведь 130 тысяч жителей Мологского края депортировали из родных мест, где делали лучшие сорта вологодского масла, внезапно. 294 человека так и не успели выехать, и погибли в холодной пучине. А тем, кому "повезло", разрешили взять с собой самый минимум дорогих сердцу вещей. В числе прочего был найден старинный медный утюг с красивой деревянной ручкой и... шестиконечной еврейской звездой.

Еврейские судьбы. В 1888 году в Мологе родился Исроэл Бейлин (Ирвинг Берлин), известный поэт-песенник, автор "неофициального гимна" США "Б-же, благослови Америку", музыки к фильмам "Джазовый певец", "На улице" и др. Берлин был удостоен Золотой медали Конгресса США, ордена Почетного Легиона Франции. В Поволжье Берлин прожил до 1902 года, после чего эмигрировал с родителями. Умер в США в 1989 году в возрасте 101 года.

Красное колесо
Революция поломала судьбы процветавших жителей Рыбинска: купцов, промышленников, биржевых маклеров. И русских, и евреев. В лучшем случае они были вынуждены переквалифицироваться в скромных совслужащих. В худшем - подпали оказались в смертоносной тени еще одного уроженца города на Волге.

Еврейские судьбы. В метрической книге рыбинской синагоги имеется запись от 7 ноября 1891 года: в семье ювелира Гирша Фиклевича Иегуды (Ягоды) родился сын Генах (Генрих). Будущий председатель ОГПУ, нарком НКВД, куратор страшного ГУЛАГа. Первый в тройке кровавых сталинских палачей: Ягода, Ежов, Берия. Сегодня рыбинское еврейство называет Ягоду 'черной дырой' в своей истории. Даже на суде в 1938 году этот преступник заявил своим бывшим же соратникам: 'Очень жалею, что когда я мог это сделать, вас всех не расстрелял'.

В те годы, когда Генрих Ягода занимал высокие посты, было принято решение о возведении руками подведомственных ему заключенных Рыбинской ГЭС и создании огромного Рыбинского водохранилища - рукотворного моря, поглотившего уездный город Мологу, 6 древних монастырей, 50 храмов и 800 деревень.
Природная катастрофа
Рыбинское море подняло уровень Волги и сделало возможной навигацию далеко вверх по течению - до Твери, до канала Москва-Волга. Рыбинская ГЭС обеспечила город электроэнергией. Но отрицательных последствий преобразования природы оказалось на порядок больше. Ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли, в том числе - 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, травы которых по качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га лесов. Сельскому хозяйству области был нанесен смертельный удар: ведь основными районами маслоделия Ярославской губернии были Мологский и Пошехонский уезды. Изменился климат: каждый год на поверхности моря формируется огромная льдина площадью более 4,5 тысячи кв. км и толщиной до 1 м, охлаждающая и так-то не самые теплые края на 1-2 градуса. Весна стала 'запаздывать' на 2-3 недели. Между тем народная мудрость гласит: весенний день год кормит. И без того сырой климат стал еще более влажным. Самое страшное: Рыбинское море поглотило десятки тысяч жизней своих подневольных строителей - заключенных, осужденных по 58-й статье. Все берега вокруг плотины - огромное, поросшее сорняками кладбище без крестов и без памятников. Его гнетущую негативную ауру может почувствовать не только экстрасенс, но и каждый путешественник.

Еврейские судьбы. В числе осужденных по 58-й статье и пострадавших от рук приспешников Ягоды оказались многие рыбинские евреи: актер и режиссер Григорий Хавис, художник Яков Вайнтрауб, погибший в лагере администратор рыбинского театра Бенцион Левит.

Это кладбище всеми забытых и всеми оскверняемых: на человеческих костях, например, построен большой стадион 'Юность'. Играющие в футбол детишки постоянно натыкаются то на человеческие ребра, то на черепа. Столь варварское отношение к человеческой жизни и смерти, человеческой памяти, со временем аукнулось в 'никем не замеченном' и никем из горожан не остановленном погроме еврейского кладбища в 2002 году.

История. Осенью 2002 года на старом еврейском кладбище Рыбинска антисемиты устроили погром: большинство гранитных памятников было повалено, разрисовано свастиками и расписано пошлыми словами. Устояла лишь огромная стела на могиле купца Авербаха и: скромные памятники из оцинкованного железа. Возможно, могилы бедных евреев не тронули по 'классовым' соображениям. По настоянию еврейской общины города было возбуждено уголовное дело, но недавно его закрыли; никого из погромщиков так и не нашли. Впрочем, до этого кладбище оскверняли вполне официально. В 1956 году на нем запретили делать новые захоронения. Его окружили новой дорогой, из-за насыпи которой земля стала заболачиваться. Часть территории, как до того - кладбище заключенных - сровняли с землей и построили там котельную. С другой стороны возвели дешевую пивнушку. Осталось всего 26 идентифицированных могил. Синюшные алкоголики собирались каждый день, ставили пивные кружки на еще не поваленные монументы, мочились на могилы. Но два месяца назад этот, с позволения сказать, паб, прекратил существование - внезапно сгорел. Рыбинские евреи поговаривают, что тут никак не обошлось без вмешательства Б-га.

В 1936 году была закрыта Рыбинская синагога. Одиннадцать свитков Торы бесследно пропали - скорее всего, бодрые комсомольцы-активисты борьбы с 'опиумом для народа' сожгли их вместе с русскими иконами. Молельный зал осквернили, изуродовали балками. В переделанном в двухэтажное здании разместилась детская спортшкола - она там и по сей день.

Еврейские (?) судьбы. В те годы видным комсомольским активистом был некто Юрий Андропов (1914-1983), обучавшийся в рыбинском техникуме водного транспорта. Именно из Рыбинска он был назначен вначале секретарем, а потом и первым секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ. В Рыбинске началась карьера будущего руководителя советского государства - возможно, единственного 'галахического' еврея из числа правителей России за всю ее историю. Была ли мать Андропова еврейкой? Сегодня это установить трудно, так как долгие годы возглавляя КГБ, Андропов тщательно подчистил архивы. При этом Юрий Владимирович, когда заходила речь о национальном вопросе, часто говорил собеседникам: 'Все мы - советские люди', намекая и на свой 'хромающий' пятый пункт. А когда стал генсеком - фактически свел к нулю эмиграцию евреев из СССР.

Исход и остаток
В брежневско-андроповские времена в СССР подчеркивать свое еврейство было неудобно. Действовали негласные запреты на работу по ряду специальностей, ограничивался прием в вузы, в партию, без чего трудно было сделать карьеру. Рыбинским евреям Побережскому и Карлику удалось стать директорами моторного завода лишь вопреки 'официальной линии партии'.

Еврейские судьбы. В те же годы Рыбинский историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником руководил Илья Борисович Рабинович (род.1922), сейчас живущий в Ярославле. Участник Великой Отечественной войны, штурма Рейхстага, профессиональный военный, полковник в отставке. Взявшись за новое для себя дело на ниве культуры, Рабинович проявил себя настолько ярко, что его помнят в Рыбинске до сих пор, а его портрет висит при входе в музей на самом видном месте. Обосновавшийся в большом и красивом здании биржи 'музей райцентра' по своим коллекциям и уникальным экспонатам и сегодня не только не уступает, но даже превосходит краеведческие собрания ряда областных городов.

Но большинство рыбинских евреев были вынуждены скрывать свою национальность, вступать в смешанные браки, брать фамилии русских мужей и жен. Тем не менее еврейская жизнь в Рыбинске не умирала даже в самую мрачную эпоху начала 50-х! -Видите эту коробочку для хранения щепоти Святой Земли? - Берковский показывает красивую вещицу из белого мрамора. - Поговаривают, что ее сделал сам Писаревский - наш известнейший скульптор! И даже не побоялся вытесать на ней 1948-й год - год образования государства Израиль!

Еврейские судьбы. Писаревский Лев Моисеевич (1906-1974). Родился в Рыбинске, воевал на фронтах Великой Отечественной. Став членом Союза советских художников, украсил родной город бюстом рыбинца адмирала Ушакова и также простого русского бурлака, создававшего тяжким трудом те самые 'хлебные' миллионы. Завещал в дар Рыбинску 67 своих скульптур.

В городе до сих пор помнят Мусю Абрамовну Шацкую - негласного лидера рыбинского еврейства в советские годы. Она всегда всех обзванивала накануне религиозных праздников, объясняла, как их надо справлять согласно иудейским традициям. Перед Песахом ездила в Москву, где правдами и неправдами добывала кошерную мацу и раздавала каждому рыбинскому еврею по кусочку. Теперь проблем с мацой нет. Мы сидим у Берковского на кухне в его скромной квартирке в пятиэтажке. Мацы - целая коробка, хотя на дворе уже лето. Берем, сколько хотим, отламываем, макаем в плавленый сыр и варенье, запиваем чаем. Но на душе - грустно. - Как это стало можно - почти все уехали. Уехало больше, чем осталось: сегодня в Рыбинске всего 243 'галахических' еврея и около сотни 'негалахических' - то есть, евреев только по отцу. Однако и их, скорее всего, поглотит ассимиляция - чисто еврейских семей, где и муж, и жена - евреи, в городе всего пять. Самым молодым из супругов по 50 лет. По-настоящему верующий иудей, соблюдающий все религиозные традиции, в городе всего один - Лев Ефимович Машинский, - грустно резюмирует Берковский. - История показывает, что чаще всего процессы ассимиляции необратимы. А ведь еще совсем недавно было несколько тысяч - все уехали, в основном - в Израиль. -А сегодня эмиграция продолжается? -Да, хотя волна уже сошла. В прошлом году, например, уехало пять человек, а... вернулось обратно - десять! Не все люди, воспитанные в нашем обществе, там прижились. -Зато еврейская жизнь в Рыбинске не умрет! -Я верю в это. И все для этого делаю! Берковскому сегодня 76 лет. Приняв от Муси Абрамовны эстафету руководителя общины, теперь уже официально зарегистрированной как 'Лехаим', Леонид Хаимович взвалил на свои плечи тяжкий воз. Телефон в его квартире не умолкает ни днем ни ночью. Постоянно приходят люди - иногда помочь, но гораздо чаще - чего-нибудь попросить. Ведь большинство оставшихся - пожилые, малообеспеченные. Однако Берковский не унывает - его энергичности и напору позавидует любой юноша. -У нас все есть: и помощь бедным и нуждающимся, и воскресная школа для детей, и праздники на природе справляем, и митинги против террора проводим, и детские спектакли на тему еврейской истории ставим, и свадьбы играем, и раввины к нам в гости приезжают. Недавно даже еврейский спортклуб открыли. Чего еще? Музей? Да, вот и свой еврейский музей теперь есть! Музей функционирует прямо в квартире Берковского. Экспонаты разложены на полках, в шкафах и даже на кровати, где спит Леонид Хаимович. Некоторые раритеты принесли уехавшие в Израиль рыбинские евреи - ту самую коробочку Писаревского, старинные книги, альбомы с иллюстрациями. На одной из полок хранится еврейский сборник молитв на новый год, изданный в Польше еще в 19-м веке. Это подарок Аркадия Шацкого. А его мать за два года до отъезда в Израиль подарила Леониду Берковскому картину "Еврейский погром". В музее более тысячи книг по еврейской истории, культуре, национальной кухне. Одна из самых ценных - Тора, подаренная рыбинскому еврейству премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном. Леонид Хаймович дважды лично встречался с премьер-министром Израиля. Общине 'Лехаим' с помощью благотворителей удалось издать несколько брошюр по истории рыбинского еврейства. На прощание Берковский подарил мне самую красивую из них - цветную 22-страничную книжечку 'Евреи в культурной жизни Рыбинска', напечатанную на плотной глянцевой бумаге. Об издании настоящей, полноценной книги пока говорить не приходится, хотя она уже написана. -Эту воистину титаническую работу провел рыбинский историк Владимир Иванович Рябой, хотя и сам он - не еврей, - говорит Берковский. - Раскапывал интересные факты, свидетельства, имена. Это он, к примеру, установил, что Рыбинск - родина братьев Шенк. Но чтобы издать его книгу нужны большие деньги, тысяч восемь долларов, не меньше. Кто бы нам помог в этом многотрудном деле? Может быть, откликнутся богатые выходцы из Рыбинска, ныне проживающие в США, Израиле и других странах? Сергей Петрунин Фото автора

  • 10-06-2004, 13:15
  • Просмотров: 3038
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список