Колонка обозревателя - Политика - Центральный Еврейский Ресурс. Сайт русскоязычных евреев всего мира. Еврейские новости. Еврейские фамилии.
* на нашем сайте фамилии евреев выделяются синим цветом


.


«Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса»

Раввин синагоги на Поклонной горе Александр Фейгин о каббале и Иегуде Берге:

Современные школы еврейской мистики базируются на книге талмудического мудреца раби Шимона Бар-Йохая «Зохар». В XX веке к этой книге был написан важный, но спорный комментарий раби Иегудой Ашлагом. От этого корня отделились все направления псевдокаббалы, начиная от Берга и кончая Лайтманом.

Почему каббала так популярна среди бизнесменов? Для людей, занимающихся бизнесом, характерно желание четко обозначить цели и идти к ним наиболее прямым путем. Понятно, что если человек обладает такими приоритетами, и если такой человек еще и верит в Б-га, то самый естественный ход мысли – как бы избежать разных сложностей с религиями, прямо «взять бога за бороду» и получить от него все, что требуется. Во всех традиционных религиях таким прямым путем к Б-гу (который еще никого к Б-гу не привел, но, по крайней мере, претендует на знание коротких путей) является мистика. Самой старой из существующей мистических традиций (если исключить экзотику дальнего Востока, Китая и Индии) является иудаизм. Поэтому для человека, который сказал: я хочу быстро достичь успеха или закрепить свой успех, естественно обратиться к каббале. Заранее должен всех расстроить – то, что они изучают, это не каббала. Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса, хотя как попутный эффект такое может наблюдаться.

Причина моего скептицизма в использовании каббалы как бизнес-средства – в том, что если люди ищут коротких и легких путей, то у них вообще нет шансов встретиться с подлинной каббалой. То, с чем они сталкиваются, – это разные бренды, спроектированные изначально для такого рода покупателей, которые являются мышеловками. Тут действует старый принцип всех мистических традиций – «кто знает – не говорит, кто говорит – не знает». И Берг, и Лайтман отличаются редкостным невежеством, обоих не читают люди, обладающие религиозным образованием. Поэтому оба преуспели в другой среде – Лайтман в основном среди не-евреев, а Берг – среди селебритиз. Надо сказать, что я их беру вместе, хотя они представляют собой разные школы. Что их объединяет, так это то, что оба ориентированы на «лоха».

Каббала – тайная традиция, ее не вываливают на страницы популярных изданий. Еще одна проблема в том, что они выводят каббалу из ее контекста; каббала – часть иудаизма, она говорит на ее языке. Любой перевод предназначен только для слабого отражения смысла оригинала. Сакральные тексты могут быть использованы в полной мере лишь на языке оригинала. Но у Берга и Лайтмана практически нет людей, способных читать оригиналы, и оба автора становятся посредниками между ними и книгами. Иудаизму институт посредника чужд, у нас даже нет духовенства – человек напрямую общается с Б-гом и с текстом.

Кроме того, любая религия говорит не только языком сакральных текстов, но и образом жизни. Входной ценз – это ведение традиционного еврейского образа жизни. Как Берг, так и Лайтман не требуют этого от своих учеников, и в этом есть еще один признак шарлатанства. Дело в том, что цель Берга – не передача тайных знаний, а увеличение количества адептов и создание у них ощущения, что они быстрым путем дойдут до нужной кнопочки. Каббала в том варианте, что они преподают, создает ложное ощущение власти, и это тоже весьма импонирует людям бизнеса – в частности, шоу-бизнеса. Итак, каббала по Бергу – это очень просто и легко, это льстит самолюбию, это приобщение к тайной древней традиции, и кроме того – нет ограничений.

 Филипп Чапковский, slon.ru
19-11-2009
9 - Михаил
22-11-2009 22:15
Согласен с Олегом в части страха за разрушения монополии на иудаизм. Вернее, монополии на получение денег от тех же бизнесменов, которые часто появляются у раввинов не ради соблюдения, а для "покупки" индульгенции за свои грехи и "покупки" эффективности своего бизнеса. Каждый выбирает свой путь, кто соблюдением и таким вхождением в Каббалу, кто в форме попытки познакомиться с таинственным учением. Никто не в праве диктовать ЛЮБОМУ человеку право на его выбор.
8 - Irina from
22-11-2009 06:10
Ставить Лайтмана на одну строку с Бергом, не правильно. Да, они учились у одного учителя РАБАША (сын Бааль А Сулам). Но пошли они разными дорогами. Посмотрите, какой любовью пропитаны (безплатные) уроки Лайтмана: www.kab.tv/rus Они переводятся на 35 языков: www.kabbalah.info Он учит только по книгам Бааль А Сулама, РАБАША и АРИ. Да он учит всех, как заповедовал РАБАШ, как старался это сделать Бааль А Сулам. Но "праведные евреи" в Израиле запретили когда-то это делать Бааль А Суламу, а сейчас они же "праведные евреи" пытаются помешать его продолжателю Лайтману. Может уже время выполнять этим "евреям" свою роль в этом мире-быть светом для других народов, а не строить "гетто" в синагогах.
7 - Шальной
21-11-2009 23:24
Авроом: да никто тут, в принципе, особо не волнуется. Лайтман - абсолютно неверующий еврей-атеист и к иудаизму он не имеет ни малейшего отношения (разве я пытаюсь доказать обратное?). При этом он живет, как вы сами выразились, по своей еврейской традиции. Ну а насчет того, что каббалисты спекулируют на иудаизме... Не знаю... Откуда вы вообще это взяли и каким образом они это делают?
6 - Авроом
21-11-2009 21:59
Для Олега и шального: зачем так волноваться. Никто же не запрещает вам заниматься кабаллой и учиться у кого угодно. Раввин просто чётко поясняет то, что и так всем понятно - то что эти люди преподают не имеет отношения к иудаизму. Есть евреи - христиане, муусульмане, каббалисты, неверующие, атеисты, а есть евреи живущие по своей еврейской традиции. Но буддисты и атеисты и другие не рассказывают всем - что они иудеи, а каббалисты спекулируют на иудаизме. Так какой вы ждёте реакции от иудеев? :-)
5 - Шальной
21-11-2009 21:07
Олег, я с Вами полностью согласен. Действительно, у Берга и у Лайтмана совершенно разный подход к изучению Каббалы. Первый зарабатывает на ней неплохие бабки, а второй серьезно занимается ее распространением. Да, действительно - за Лайтманом идут очень много неевреев - НУ И ЧТО?! Похоже у Фейгина Александра типичный иудонацистский подход. "Что их объединяет, так это то, что оба ориентированы на 'лоха'. " А сам этот Фейгин, интересно, на кого ориентирован? Совершенно бредовая статейка - лучше сами зайдите на сайт Михал Семеныча и почитайте. Лайтман и успехи в бизнесе? Смешно! Г-н Фейгин, ну зачем так нагло врать и клеветать?
4 - Олег
21-11-2009 19:22
Хамская и наглая стаья. Смешиваются две совершенно не равноценные фигуры Лайтман и Берг. Если второй действительно сделал Каббалу чистым пиаром и бизнесом, первый вполне искренен. То что за Лайтманом идут только нееврее - наглое вранье. Среди его последователей много евреев, многие из них стараются соблюдать. Сам Лайтман - несомненно умный и образованный человек и не только в иудаизме, но и обычных науках. То, что за Лайтманом не идет болшинство Досов - ясно у них свои лидеры, оторым не нужны конкуренты Причина написания этой статьи - зависть к бабкам этих людей. "Бескорыстные" досы, которые продают мезузы за несусветные бабки борятся с конкурентами за бабло.
3 - dimetra_k
20-11-2009 18:51
Не предназначена для повышения эффективности бизнеса?.. Какого? Если рассматривать "Каббалу для лохов", то она сама по себе является бизнесом, и направлена на повышение собственной эффективности. В частности, повышению эффективности этого бизнеса способствуют фразы типа "хотя как попутный эффект такое может наблюдаться". Посредникам вполне достаточно, что уважаемый раввин сказал такое. Посредники тут же это раскрутят, и увеличат эффективность своего бизнеса... По всему выходит, что ПРЕДНАЗНАЧЕНА.
2 - S
20-11-2009 18:37
Абсолютно согласна с автором. Но Я бы сказала автор полткорректен. Эти люди заслуживают более жесткую критику. Это Люди, которые продают духовность
1 - Sofia
20-11-2009 10:13
"Заранее должен всех расстроить - то, что они изучают, это не каббала. Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса, хотя как попутный эффект такое может наблюдаться". Думаю, что здесь основополагающим являеся вот этот "попутный эффект", повысил эффективность бизнеса-и свободен.
1  
Ваше мнение:
Имя: (обязательно)

Сегодня на сайте

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за отзывы, оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте.
Информационный и финансовый спонсор ИД "Провинция" Copyright (c) 2000
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям,и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт www.sem40.ru

Для просмотра статистики используйте счетчик Mail.RU
Яндекс цитирования