Русские иудеи » Центральный Еврейский Ресурс SEM40
Авторизация с помощью:









Все новости

Россия

Версия для печати


 Русские иудеи


В 650 километрах от Москвы, в Таловском районе Воронежской области, находится крупнейшая в стране община субботников — этнических русских, решивших в начале XIX века соблюдать «ветхозаветные» заповеди.

 

С течением времени их вера все больше сближалась с классической еврейской религией. Теперь «русские иудеи» живут в поселке Высокий, куда они съехались в 1922 году из окрестных сел.

 

На протяжении всех лет существования СССР они смогли сохранить свою веру и свои обычаи. Даже в 30-е годы председателю поселка удалось договориться, чтобы люди выходили на работу не в субботу, а в воскресенье. Тем не менее, до недавних пор в поселке не было своей синагоги. Она появилась только месяц назад. 

 
В соответствии с иудейской религией, евреем считается либо человек, рожденный еврейкой, либо принявший еврейскую веру и обязавшийся соблюдать заповеди Торы во всех деталях. Что и пытаются делать жители Высокого.


За жизнью поселка, где каждый второй исповедует иудейскую веру, понаблюдал фотокорреспондент «Ленты.ру» Павел Бедняков.

 

 

Еще при советской власти, в 1922 году, сюда переехали и организовали коммуну субботники из нескольких соседних деревень.


На фото: Раввин Соломон Аврасин.

По словам раввина Соломона Аврасина, советская власть ничуть не мешала жителям соблюдать свои обычаи. «В 30-е годы, конечно, были проблемы, но не такие большие, как, скажем, в городах. Известно, что председатель договаривался о том, чтобы не работать в субботу, а работать вместо этого в воскресенье. Это дало людям возможность соблюдать свои традиции так, как они этого хотели».

 

 

Десятилетиями община жила без синагоги. Молитвы проводились в частных домах. Это не противоречит еврейскому закону. Иудейская общественная молитва может проходить в любом месте, где собрался миньян — кворум из 10 совершеннолетних мужчин.

 


Однако, этим летом в Высоком появилась собственная синагога.

 

 

С тех пор общественная молитва в ней проводится достаточно регулярно. Каждую субботу тут проходит традиционная трапеза с халами и кошерным вином. «Все, как говорит традиция», — уточняет раввин.

 


Раньше молитвы произносились на русском. Теперь в общину привезли сборники молитв с параллельным текстом на иврите и русской транслитерацией.

 


Тут же, в синагоге, проходят различные занятия. Замужние еврейские женщины обязаны покрывать голову.

 

 

В настоящий момент в поселке живут около тысячи человек. Большая их часть считает, что они исповедуют иудейскую религию. «Мы — иудеи», — объясняют они, слово «субботники» им не нравится. Однако, некоторые законы иудейской религии жители поселка по тем или иным причинам не исполняют.

 



Например, в поселке нет «миквы» — специального бассейна, в который окунаются для очищения от ритуальной нечистоты. Без него жизнь иудейской общины практически невозможна. Чтобы сделать обрезание новорожденному мальчику, надо ехать в Воронеж или Петербург.

 


 

Раввин Соломон Аврасин пытается помочь высочанам стать полноценной еврейской общиной. Он живет на две страны: половину времени проводит в Высоком, а половину — в Израиле, где работает в организации «Шавэй Исраэль», которая помогает еврейским общинам по всему миру.

 

 

Помощь нужна и общине Высокого — так как существует она только на пожертвования.

 


Мезуза на входе в синагогу.

 

 


Есть в поселке и собственное сельское кладбище.

 

 

Почти на каждом надгробии тут можно найти «Звезду Давида».

 

 

Сельское кладбище

 

 

Многие жители Высокого уехали в Израиль. Сейчас там проживают около пятисот высочан. Уехавшие продавали свои дома, поэтому на их место приезжали другие люди. «Так и получилось, что Высокий стал лишь наполовину еврейским», — отмечает раввин Аврасин.

 

«Спустя некоторое время Израиль закрыл репатриацию высочан по своим соображениям. Статус высочан вызывал сомнение, поскольку неизвестно было точно, когда и каким образом приняли иудейскую веру. Понятно, что это было давно и никаких документов об этом не осталось», — рассказывает раввин.

Боролась с поселком и советская власть. «В 1950-60-е годы чиновники предприняли ряд шагов, чтобы “разбавить” население: специально были построены здесь двух- и трехэтажные дома и были заселены "чуждым элементом"», — говорит раввин Соломон Аврасин.

 

 

 

Большая часть молодежи покидает Высокий по окончании школы.

 

Организация «Шавэй Исраэль» пытается лоббировать интересы высочан в Кнессете, чтобы местным жителям вернули право на репатриацию наравне с другими евреями. «Речь не идет о больших количествах высочан, около 200-300 человек», — уточняет раввин.

 

По словам местных жителей, никаких конфликтов на религиозной почве в поселке нет.


«Те, кто приехали сюда, изначально понимали, что они переезжают в поселок, у которого есть свои традиции. И даже если они сами эти традиции не соблюдают, то они не мешают остальным это делать», — подчеркивает раввин.

 

 

 

Ближайшая к Высокому еврейская община находится в Воронеже.

 

«Жизнь людей, которые выбрали себе именно такую традицию, которую они получили от своих предков, не очень проста. Люди привыкли не афишировать и стараться поменьше об этом распространяться», — замечает раввин.

 

 

Свиток Торы общине подарил Российский еврейский конгресс. Решетки на окнах синагоги — необходимая мера безопасности при хранении свитка.


Источник: Lenta.ru | Оцените статью:

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Если Вы не видите или для Вас слишком сложный код, нажмите на картинку еще раз.