«Они обходят синагогу стороной» » Центральный Еврейский Ресурс SEM40
Авторизация с помощью:








Все новости

Традиции

Версия для печати


 «Они обходят синагогу стороной»


Во Франкфурте завершился фестиваль медленного чтения «Иерусалим на Рейне». В интервью Jewish.ru директор проекта «Эшколот» Семен Парижский рассказал, зачем вдумчиво читать еврейские тексты в местах их создания, почему молодые евреи обходят синагоги стороной и как помочь интеллектуалам массово полюбить иудаику.

Фестиваль медленного чтения от «Эшколота» – в этой фразе, я думаю, для большинства есть много неизвестных. Давайте раскрутим с конца – что это за проект такой, «Эшколот»?
– Культурно-образовательный. Стараемся впрыснуть еврейские идеи в общую культуру. Нам очень важно, чтобы еврейские книги, философия, музыка обсуждались. Причем не только и даже не столько в общинных центрах и синагогах, сколько в обычных библиотеках, галереях искусств, парках – да хоть в ночных клубах. Мы делаем в Москве и Петербурге по 4–8 событий в месяц – это лекции, концерты, кинопоказы, обсуждения, прогулки. Каждый раз все на новой площадке, которая выбирается под тему. Если лекция по архитектуре – это Стрелка или Гараж, в общем, там, где тусуется публика, связанная с архитектурой. Музыка – зал Чайковского. Идем туда, где находится наша целевая аудитория.

В основном это все-таки евреи?
– Обращение к определенной религиозной или национальной группе чаще всего вызывает отторжение. Если позиционировать события исключительно как внутриобщинные, то люди туда не пойдут. Причем сами евреи первыми и не пойдут. В Москве, например, многие евреи обходят стороной общинные центры и синагоги. У многих сложные отношения с собственным еврейством, многие до сих пор ищут себя, пытаются себя идентифицировать. На лекцию по еврейской музыке в зал Чайковского они придут, а на ту же самую лекцию в МЕОЦ – уже нет. Важно позиционировать еврейскую культуру как часть общей, а не как обращенную к одной узкой группе. Мы призываем изучать еврейскую литературу не потому, что она еврейская, а потому что она хорошая. То же с философией – это просто интересная и глубокая философия. Так что наша задача – высококлассно, с помощью редких специалистов показать, что еврейская культура многообразна, крута и более чем достойна, чтобы ею интересоваться. И конечно, мы делаем это для всех. И да, мы делаем это для того, чтобы этой культурой глубоко и осознанно заинтересовались сами евреи.

Как и давно ли появился «Эшколот»?
– Я филолог, гебраист, занимался и продолжаю заниматься академической наукой, исследованиями и преподаванием в Петербургском институте иудаики и Институте стран Азии и Африки. Средневековая поэзия и проза на иврите – мой профиль. И всю дорогу мне казалось, что академическая наука – особенно в области еврейских исследований – пребывает в такой башне из слоновой кости, и мало что выходит за пределы университетов. Хотелось, чтобы потрясающие идеи, которые приходят в голову исследователям, их находки, чтобы все это влияло на культуру, воздействовало на реальность, меняло ее. Немного марксистский тезис, да. И вот в конце 90-х – начале нулевых я начал создавать разные проекты, которые соединяли академическую науку и общее образование. Делал, например, академические лагеря для старшеклассников по иудаике – и стационарные, и на выезде, мини-экспедиции. Но хотелось более широкой и в том числе взрослой аудитории. И мы в итоге нацелились на особую аудиторию молодых и зрелых интеллектуалов, перешагнувших возраст молодежных движений и ставших в определенном смысле снобами, которые никогда не пойдут в общинный центр, у которых есть некоторые предубеждения против еврейских организаций. Четко вырисовалась задача – выйти из гетто, вынести еврейские идеи из академического гетто, из гетто религиозных организаций. Мы не хотим, чтобы молодые интеллектуалы приходили в синагогу или общинный центр. Наоборот, хотим прийти туда, где они проводят время сами.

Получается? Большой ли у вас охват?
– У нас онлайн-регистрация на наши события, все оставляют свой e-mail. В базе сейчас – больше 10 тысяч уникальных адресов. Примерно столько людей хотя бы раз побывали на наших мероприятиях. И на каждом событии всегда очень много новеньких, не меньше трети. Это логично, люди интересуются разными вещами. Кто-то на одно идет, кто-то на другое. Но мы все ждали – когда иссякнет поток новой публики. Ан нет, Москва в этом плане уникальный неисчерпаемый источник. Но все равно аудитория лекционного зала очень ограничена – максимум 100–150 человек. Мы долгое время сокрушались, что стараемся, договариваемся с классными профессорами со всего мира, они читают превосходные лекции, но всего для 100–150 человек. А потом в январе 2017 года мы запустили собственную онлайн-академию. И сразу же охват стал исчисляться десятками тысяч людей. У нас там и аудиолекции есть, и видео. Что интересно, аудиолекции тоже пользуются стабильным спросом. Люди слушают в дороге, в машине, занимаясь какими-то домашними делами.



Когда возник формат фестивалей? И что это за техника медленного чтения?
– Медленное чтение, или slow reading, – это так же, как, скажем, slow food. Просто позволяешь себе отбросить все техники скорочтения, не глотаешь страницы сотнями, а погружаешься глубоко, разбирая каждый абзац, каждую строку. Многие еврейские тексты по-другому читать и нельзя, как мне кажется. И очень важны обстоятельства создания каждого текста – эпоха, город. Вот почему мы стали создавать тематические блоки, каждый из которых был связан с отдельным городом. Сначала обошли то, что вокруг нас – Москва, Петербург, Одесса. В Петербурге мы, например, разбирали физическую форму книг, изучали рукописи, самиздат, печатную книгу, потому что там большое собрание редких еврейских книг. В Одессе по-новому вчитывались в Бабеля и Жаботинского. Потом замахнулись на Иерусалим, в декабре прошлого года провели фестиваль в Венеции.

Что читали в Венеции?
– Шекспира, его «Венецианского купца», идишскую поэзию эпохи Ренессанса, Бродского. И город, на фестивалях мы читаем город в рамках полевых семинаров. Обычно это выглядит так – группа из 40–60 участников, допустим, стоит на Набережной неисцелимых. Закат, и они все в наушниках, а там у них – стихи Бродского, зачитываемые лектором. Или исторические квесты устраиваем в ночи, или посещаем еврейские кварталы, кладбища, синагоги. Когда мы впервые просто посмотрели на карту Венеции, нас всех поразило, насколько она напоминает Талмуд – улочки прорезают городской «текст» так же, как пробелы отделяют основной текст от комментариев. Впрочем, такие «случайные» совпадения повсюду. Сейчас во Франкфурте, а точнее – в Майнце, Шпейере и Вормсе, в которых мы изучали историю важнейших общин средневековой Германии, тоже все мягко переплеталось друг с другом. Мы начали в синагоге в Вестэнде во Франкфурте. Она уцелела только благодаря своей встроенности в городское пространство – во времена погромов ее просто побоялись поджечь, дабы огонь не перекинулся на совсем рядом стоящие дома благочестивых бюргеров. А сразу после мы отправились в недавно отстроенную синагогу в Майнце, и архитектор, немецкий еврей Мануэль Герц, объяснял, насколько важно ему было встроить здание в привычную жизнь города и как он гордится, что дети гоняют вокруг синагоги на скейтах, а взрослые поедают здесь на лавочках сэндвичи в обеденный перерыв. А в самой синагоге золочеными буквами высечены отрывки из «Песни Песней». И буквально через час мы детально разбираем эти отрывки с литературоведом Петером Ш. Ленардтом. Так это, в общем, происходит.

Идеально. Хотелось бы, пожалуй, каждый новый текст в таком формате читать. Какие города будут следующие, какие темы?
– У нас есть большая очередь из мест, в которых мы хотели бы провести фестивали. Но организовать такой фестиваль – непросто. В первую очередь, из-за плотного графика преподавателей. Мы выбираем исследователей узких вопросов, они единичны, не взаимозаменяемы, у них курсы и лекции порой расписаны на несколько лет вперед. Собрать их вместе в одно время – сложно. И мы никогда не приезжаем в город дикарями, всегда ищем партнеров, договариваемся с местными общинами, культурными центрами. С Венецией нам крупно повезло – там работает культурный центр «Бейт Венеция», всемирно известный шекспировед Шауль Басси и востоковед Джузеппе Бальцано оказали нам там неоценимую помощь.

Все мероприятия у вас бесплатные, вы явно некоммерческая организация. Кто вас поддерживает?
– С 2017 года нас стал поддерживать фонд «Генезис». Сначала они поддерживали наши фестивали медленного чтения, потом помогли нам сделать и раскрутить онлайн-академию, а сейчас полностью спонсируют весь проект.

Источник: Jewish.ru | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Если Вы не видите или для Вас слишком сложный код, нажмите на картинку еще раз.

Наш архив