Авторизация с помощью:





Авторизация с помощью:


Все новости

14-10-2018, 21:05
Экономика и религия

Версия для печати


 10 ключевых правил купли-продажи из свода еврейских законов


Кицур Шульхан Арух – главный документ ашкеназских евреев, который регулирует абсолютно все аспекты еврейской жизни с 1864 года. Приведем подборку законов, которые касаются основы любого бизнеса – купли и продажи.
1. Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже. И всякий обманывающий товарища при купле-продаже, неважно, продавал ли он и обманул покупателя или покупал и обманул продавца, нарушил запрет из Торы, сформулированный в следующем стихе: «И когда вы будете продавать товар ближнему вашему, или покупать у ближнего вашего — пусть не обманывает никто брата своего». И первый вопрос, который задают человеку на Страшном Суде, таков: «Честно ли ты торговал?»
2. Как запрещено обманывать при купле-продаже, так запрещено обманывать и при аренде, подряде и обмене денег.
3. Лавочнику разрешается одаривать детей семечками и орешками, чтобы приучить их приходить за покупками именно к нему; и также ему разрешается продавать свой товар дешевле рыночной цены, чтобы привлечь покупателей; и другие торгующие не имеют права запрещать ему это.
4. Тот, кто недоливает или недовешивает товарищу, или нееврею, нарушает запрет из Торы, сформулированный в стихе: «Не совершайте преступления, обмеривая и обвешивая…». И наказание за неправильные меры и гири очень тяжело, поскольку обмеривающий и обвешивающий не сможет полностью раскаяться в своем преступлении: ведь он не знает, у кого и сколько именно он украл (а для того, чтобы раскаяться, он должен вернуть украденное — перев.). И даже если он отдаст все наворованные деньги на общественные нужды, все равно это не будет полным и правильным раскаянием.
5. Нужно отмеривать и отвешивать щедро, кладя чуть больше полной меры, как сказано: «Эйфа полная и истинная пусть будет у тебя». Зачем сказано: «…и истинная»? Тора хотела сказать: «Отдели немного от своего и дай ему».
6. Если человек долго искал какую-то вещь, чтобы купить ее или взять в аренду, будь то недвижимость или движимое имущество, у нееврея или у еврея, и уже договорился с ним о цене, но не успел окончательно договориться с хозяином о продаже или аренде, как пришел другой еврей и перекупил эту вещь или арендовал ее для себя — этот другой называется злодеем. Но если они еще не договорились о цене, то есть продавец хочет продать за одну цену, а покупатель хочет купить за другую, меньшую — кто-то третий имеет право перекупить эту вещь.
7. Если покупатель дал продавцу за товар хотя бы небольшой задаток, или поставил на товаре свой знак так, что продавец это видел, или если продавец сказал ему: «Пометь эту вещь, она твоя!» — даже если формального перехода вещи во владение покупателя при этом не произошло, тем не менее тот, кто после этого откажется от сделки, будь то продавец или покупатель, поступает не по-еврейски и должен принять на себя проклятие: «Тот, Кто взыскал…», то есть в раввинском суде его проклинают, говоря: «Тот, Кто взыскал с поколения потопа, поколения Вавилонской башни, с жителей Содома и Гоморры и с Египтян, которые все утонули в море, — Он взыщет с того, кто не держит слова».


8. И подобает человеку держать свое слово, даже если он не дал еще денег за вещь, не пометил ее своим знаком и не перевел ее формально в свое владение — если продавец и покупатель уже договорились о цене, ни одному из них не следует отказываться от сделки на оговоренных условиях. А тот, кто отказывается от сделки, продавец или покупатель — называется «человеком, не достойным доверия», и мудрецы им недовольны. Ибо подобает еврею держать свое слово, как сказано в Писании: «Лучшие в Израиле не совершат неподобающего и не станут говорить лжи».
9. И также, если человек пообещал своему товарищу дать ему некий небольшой подарок, так что товарищ его был уверен, что наверняка его получит — если он передумал и не дал ему этого подарка, он называется «человеком, не достойным доверия». Но если он пообещал и не дал очень большой подарок — он не называется «человеком, не достойным доверия», поскольку ведь и товарищ его не был до конца уверен, что получит такой большой подарок. Но даже и в этом случае в тот момент, когда он обещает сделать ему подарок, он должен быть твердо уверен, что так и сделает, а не рассчитывать на то, что сможет потом передумать, поскольку говорить одно, имея в виду другое, запрещено Торой.
То, что мы сказали (о разнице между маленьким и большим подарком — перев.) относится только к богатому. Но если он пообещал дать подарок бедному, будь этот подарок маленьким или большим, по закону он не может передумать, поскольку его обещание становится обетом (который Тора требует выполнять в любом случае — перев.). И даже если он только мысленно решил сделать такой подарок, он должен выполнить свое решение.
10. Если человек хочет продать дом или землю, и пришли два покупателя, каждый из которых говорит, что согласен заплатить назначенную цену, и ни у одного из них нет поля рядом с продаваемым: в этом случае, если один покупатель из жителей этого же города, а другой — из другого, житель этого города имеет преимущественное право покупки. Если оба они из этого города, но один из них — сосед продавца, он имеет преимущественное право покупки; однако если второй покупатель — близкий друг, а первый — сосед, не поддерживающий с продавцом никаких дружеских отношений, тогда близкий друг имеет преимущественное право покупки. Если один из покупателей — близкий друг продавца, а другой его родственник — преимущественное право имеет друг, ибо сказано: «Лучше сосед, но близкий, чем брат, но далекий». Но перед всеми остальными родственник имеет преимущественное право покупки, за исключением мудреца, знатока Торы, который имеет преимущество даже перед соседом и близким другом.
Если же у одного из покупателей есть поле, имеющее общую границу с продаваемым, этот покупатель имеет преимущественное право перед всеми остальными. И даже если это поле продано уже кому-то другому, тот, чье поле имеет с этим проданным полем общую границу, имеет право, возместив покупателю уплаченные им деньги, отобрать у него это поле. И даже если покупатель — знаток Торы, сосед или родственник продавца, а хозяин поля с общей границей — простой, неученый человек, никак не связанный к тому же с продавцом — все равно он имеет преимущественное право покупки и может прогнать с этого поля другого покупателя. И этот порядок преимущественных прав установлен мудрецами для исполнения требования Писания: «И делай справедливое и доброе в глазах Б-га».

рав Шломо Ганцфрид

Источник: https://ujew.com.ua | Оцените статью: +1

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария

Наш архив

<--KADAM--> <--/KADAM-->