Авторизация с помощью:





Авторизация с помощью:


Все новости

14-10-2018, 21:05
Наука и жизнь

Версия для печати


 Еврейское счастье




Похоже, что термин «еврейское счастье»  из иронического выражения может превратиться в очередной инновационный продукт. По крайней мере, по числу теоретиков на тему счастья – что это такое, как его достигнуть, в чем оно измеряется и чем отличается от чувства глубокого удовлетворения и законной гордости – Израиль явно вышел на лидирующие позиции.
Израильтяне  Даниэль Канеман и Амос Тверски даже получили Нобелевскую премию по экономике за исследования, определенным образом связанные с этой темой. А индекс счастья, разработанный Канеманом, стал  регулярно измеряться и входит в число важнейших показателей развития стран мира.
Профессор Хаим Шапира из тель-авивского университета недавно выпустил книгу  «Счастье и другие незначительные вещи», ставшую мировым бестселлером. Психолог Таль Бен-Шахар читает учебные курсы в Гарварде на тему счастья и основал «Институт благополучия».
Да и по вышеуказанному рейтингу счастья Израиль занимает почетное 11-е место. В десятку, понятно, входят скандинавские  и другие удачно расположенные страны, вроде Австралии и Канады.
Так что же такое счастье и как его добиться? Профессор Канеман говорит, что он пришел к изучению счастья  косвенным путем. Вместе с коллегами он проводил исследования, в которых пытался понять связь между тем, что мы переживаем в реальном времени, то есть, жизнью, которую мы  проживаем, и теми  переживаниями, которые мы запоминаем и потом  рассказываем  другим о нашей жизни.
Исследовательские и поведенческие модели, полученные в результате этих исследований, оказали значительное влияние на экономические науки, вынудив их изменить свои представления, которые ранее были основаны на фундаментальном предположении о рациональном поведении.
Понимание Канемана породило поле для создание новой поведенческой экономики: поле, которое стремится оценить влияние иррационального, импульсивного человеческого поведения.
«Мы живем и переживаем много моментов, но большинство из них не сохранилось, — сказал Канеман. — Они потеряны навсегда. Наша память собирает определенные части того, что с нами произошло, и превращает их в историю. Мы принимаем большинство наших решений на основе истории, рассказанной нашей памятью.
Исследования Канемана привели к уточнению того, какие факторы влияют на счастье, и можно ли  соответствующим образом изменить экономические и политические  условия, чтобы повысить уровень счастья.
Оказывается, есть существенные различия между повествованием, которое мы помним и рассказываем, и чувствами повседневного счастья, которые мы испытываем в то время — до такой степени, что Канеман считает, что общий термин «счастье» слишком расплывчат и не может применяется к обоим состояниям.
«Чувство удовлетворение жизнью в значительной степени связано с социальными критериями — достижением целей, получением  ожидаемого, — пояснил он. — Это основано на сравнении с другими людьми.»
Другой миф, разрушенный Канеманом связан с тем, что уровень счастья зависит от  дохода. «В отношении денег удовлетворенность жизнью возрастает в прямой зависимости от их количества.  Напротив, счастье зависит от денег только тогда, когда их не хватает на удовлетворение базовых потребностей.  Но после достижения определенного уровня дохода счастье, как я его определяю, не увеличивается с ростом богатством».


Так что же все-таки влияет на счастье?
Как выясняется, счастье в большой мере  связано с наследственным фактором — генетическим  настроем на оптимизм. Но есть и внешние факторы.
«В той степени, в которой внешние факторы влияют на этот аспект счастья, — продолжает Канеман, — они связаны исключительно с людьми: мы счастливы в компании людей, которые нам нравятся, особенно, с  друзьями, — больше, чем с партнерами. В определенные моменты дети также могут делать нас счастливыми» .
Хотя еврейские мудрецы издавна занимались темой счастья, в современной жизни их опередили обладатели еще более древней традиции – буддизма. В королевстве Бутан в 1972 г. индекс счастья стал главным показателем развития страны – по аналогии с валовым национальном продуктом его назвали валовое национальное счастье и отказались в его пользу от измерения ВНП. Любопытно, что до 2002 г. Бутан очень верно определял и главный источник несчастья: вплоть до этого времени там было запрещено телевидение.
Как признает Канеман, он предложил  совместить измерение счастья в реальном времени с подходом этой тибетской  страны, и отсюда родился известный на сегодня показатель глобального  счастья, который замеряется институтом Гэллапа. С известной долей иронии можно было бы сказать, что он скрестил иудаизм с буддизмом.
Из исследований Канемана отчасти выросла и позитивная психология, представителем которой как раз и является Бен- Шахар. Но Канеман с этой линией не согласен. «Мне кажется, что они пытаются убедить людей быть счастливыми, не внося никаких изменений в их положение», — скептически сказал Канеман.
В то же время Канеман признал, что во многом согласен с Далай-ламой, который уделяет большое внимание изменению внутреннего духовного состояния человека, что и делает его счастливым.
Кризис западной философии успеха и традиционного религиозного мировоззрения наметился еще в начале 20 века, с началом «Заката Европы». Уже тогда немцы попытались найти духовный выход из кризиса. Это сделал немецкий исследователь д- р Рудольф Штайнер, основатель антропософии, которому удалось органично соединить некоторые черты восточного и западного мировоззрений.
В то время его взгляды  не были восприняты и разразилась катастрофа. На сегодня такие плоды антропософии, как вальдорфское образование и антропософская медицина,  широко используются во всем мире, в частности в Финляндии,  одном из лидеров рейтинга счастья.
К буддистской традиции и, в частности, к медитации,  как одному из наиболее эффективных,  если можно так выразиться, способов достижения счастья обращены взоры и небезразличной нам России, которая, кстати, находится в рейтинге счастья на одном из последних мест . В частности, на днях вышел роман властителя дум российской интеллигенции Виктора Пелевина «Таинственный вид на гору Фудзи» , рассказывающий как три олигарха, достигшие по Канеману пределов счастья, решили освоить духовное богатство путем медитации и что из этого вышло.
Как бы то ни было, если датское счастье «хюгге» стало модным коммерческим продутом,  что мешает Израилю перехватить пальму первенства и выйти в лидеры по продажам «еврейского счастья». Правда сначала надо его найти.
Владимир Поляк, «Детали»
На фото: лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман. Фото: Fred Prouser, Reuters



Источник: http://detaly.co.il | Оцените статью: +1

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария

Наш архив

<--KADAM--> <--/KADAM-->