Авторизация с помощью:





Авторизация с помощью:



Все новости

Религия и жизнь

Версия для печати


 Сын и мачеха




Язык Торы, по меткому описанию немецкого филолога Эриха Ауэрбаха, всегда сопряжен с контекстом. За описываемыми событиями скрываются другие истории, и мы, исследуя каждое слово и букву библейского текста, находим и буквально расшифровываем эти детали.

Один из ярчайших примеров такого подхода присутствует в библейской главе «Хаей Сарра», которую иудеи всего мира читали на этой неделе. После смерти Сарры, как известно из Пятикнижия, Авраам снова женился. В Священном тексте его новая жена названа Ктура. Но больше о женщине с таким именем ничего не известно – это вообще её первое и единственное упоминание в Торе. Вроде остается только гадать, кем была эта женщина, почему Авраам женился именно на ней и какое отношение этот брак имеет к общему повествованию.


Однако мы находим в тексте несколько намёков, которые позволяют нам открыть свет на личность второй жены Авраама. Первый намёк содержится в описании кончины Авраама. «Он был похоронен своими сыновьями, Ицхаком и Ишмаэлем, в пещере Махпела». В этом описании бросается в глаза и удивляет присутствие Ишмаэля на похоронах отца. Ведь до того Ишмаэль упоминался в тексте в последний раз, когда Авраам по настоянию Сарры изгнал свою наложницу Агарь  вместе с  Ишмаэлем . И по логике повествования братья росли отдельно и не знали друг друга. Но на похоронах они неожиданно стоят рядом, и в тексте по этому поводу нет совершенно никаких пояснений.





Второй намёк содержится в описании женитьбы Ицхака. Согласно библейскому тексту, Ривка увидела Ицхака издалека, когда «он шел, возвращаясь из Беэр-Лахай-Рои». При этом непонятно, что делал Ицхак в Беэр-Лахай-Рои и как он там вообще оказался. Однако местечко под названием Беэр-Лахай-Рои упоминается в Пятикнижии и раньше – именно у этого колодца молилась отосланная прочь Агарь!



Таким образом, воссоздается интересная картина «внутреннего» повествования Торы: после смерти матери Ицхак отправился к колодцу, чтобы найти там Агарь и вернуть ее обратно. Как написано об этом в мидрашах, Ицхак, готовившийся вступить в брак, удивлялся: «Я буду женат, а отец одинок?» И привёл Агарь обратно в дом своего отца. Таким образом, Ктура, по мнению мудрецов, была никто иная, как Агарь. А новое имя она получила потому, что «ее поступки благоухали, подобно воскурениям», а слово «воскурение» на иврите – «кторет».



Этот нюанс, что именно Ицхак по собственной инициативе вернул обратно в еврейский стан и мачеху, и сводного брата, показывает его искреннее и доброе отношение к ним. А тот факт, что на похоронах отца братья стояли рядом, иллюстрирует, что несмотря на все конфликты, можно прийти к уважению и взаимопониманию. И эта история из прошлого даёт нам надежду на будущее – мир между евреями и мусульманами возможен.
Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль

Источник: https://jewish.ru | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Олег

9 ноября 2018 12:51
В огороде бузина, а в Киеве (то бишь, в Беэр-Лахай-Рои) дядька. Или тетка? А вообще-то мир между иудеями и мусульманами, конечно, возможен, но при условии, что этого действительно захотят сами мусульмане. Только надеяться на это, а тем более возводить какие-то политические построения, крайне наивно.
1

Norman

10 ноября 2018 03:05
Для левых типа Сакса мир- это бесконечные уступки. Как главный раввин Англии, он не может не знать заповедь Торы - очистить Святую Землю от врагов.  Видимо у них своя тора, а ее автор - К. Маркс.   
2

Гость Ефим

10 ноября 2018 10:56
Анализируя это (прямо как название фильма с Робертом Де Ниро), прихожу к выводу: учитывая, что формально  Ишмаэль считается прародителем мусульман, а значит его мать Агарь (Гагар) является матерью прародителя, праотец евреев Авраам женился повторно на праматери мусульман. что вполне согласуется с выводом статьи. Может ли это в какой-либо отдаленной перспективе служить поводом для мира и согласия между народами весьма сомнительно, но то .что евреи женятся на гойках - факт весьма распространенный и становится понятным в свете изложенного материала, кто положил начало этому обычаю. Т.е. программа историческая и заложена на генетическом уровне. Называется - приехали.
3

Добавление комментария

Наш архив