Авторизация с помощью:





Авторизация с помощью:



Все новости

Еврейские традиции

Версия для печати


 Карты, деньги, две свечи: неизвестная Ханука




В последнее время мы стали свидетелями одного из крупнейших феноменов в иудаизме: из череды скромных, полупраздничных дней Ханука превратилась в празднество государственного значения.
Попробуем понять, почему. Но сначала обратимся к истории.
Ортодоксы против светских
Ханукальные события относятся к 158-155 годам до новой эры. Тогда вспыхнуло восстание евреев против власти империи Селевкидов, окончившееся в 155 году до н.э. полной победой. Однако следует напомнить, что евреи никогда не воевали с греками – вопреки мнению многих. Евреи воевали с сирийцами, которые в то время были носителями эллинской культуры. И та война была во многом гражданской, поскольку одними из основных противников повстанцы считали «митъявним» — «огречившихся» евреев, носителей духа новшеств.
Остальное известно: после победы 25 числа еврейского месяца кислев Хашмонеи вошли в храм и зажгли там менору. Масло нашлось только в одном кувшинчике, за новым послали в Галилею, везли его 8 дней, но все это время храмовый светильник непрерывно горел. Такова легенда. Однако если мы заглянем в Мишну (сборник постановлений Устной Торы), то не увидим там ни единого упоминания о Хануке!
Мишна была составлена на рубеже 1-2 веков новой эры, почему же через 300 лет после победы Хашмонеев законы праздника все еще не были сформулированы? Чтобы объяснить этот странный факт, придумано следующее объяснение: дескать, Йехуда а-Наси, составитель Мишны, был потомком царя Давида — а посему очень не любил Хашмонеев, захвативших власть после «ханукального» восстания. Из-за чего и не включил законы Хануки в Мишну.
Впервые упоминание Хануки встречается лишь в Вавилонском Талмуде, в трактате «Шабат». Это — примерно 5-й век новой эры, то есть после ханукального чуда с горящей менорой прошло полтысячи лет, но оно не упомянуто и там! Да и законам Хануки отведено, примерно, полстраницы…
Все стало меняться гораздо поздней.
Ханукальные блюда: оладьи и брынза
С Ханукой связано множество интересных традиций. Помимо пончиков, о которых знают все, в эти дни также принято есть «латкес» или «драники» — картофельные оладьи. Этот обычай распространен только среди восточноевропейских евреев.
У обычая есть оладьи имеется очень интересное хасидское объяснение. Говорят, что круглый год мы печем блины (на идиш – «блинес»), потому что целый год чудес нет («бли нес» — ивр. без чуда). Но во время чудесной победы Хашмонеев евреи зашли в Храм, и сразу же стали ставить на его разрушенные стены «латкес» (идиш, заплаты). Вот поэтому мы едим «латкес» на Хануку.
Но это обычай достаточно поздний, примерно XVIII-XIX века. А есть и средневековые ханукальные обычаи, связанные с легендой о Юдифи и Олоферне.
В двух словах о том, что произошло тогда: дочь первосвященника (по другим сведениям – молодая вдова) по имени Юдит пришла в лагерь к полководцу Олоферну, осаждавшему Иерусалим. Она принесла ему мешок с соленой брынзой. Полководец наелся сыра и захотел пить. А упившись вином, заснул. Тогда Юдит отрубила ему голову, вынесла ее из палатки и показала войску. Солдаты в панике разбежались.
Не касаясь историчности этого события, отметим, что оно охватывает три периода:
  • Согласно древнейшему оригиналу книги, дело происходило в 12-й год царствование Навуходоносора, то есть примерно 595-590 года до новой эры. До победы Хашмонеев оставалось еще 440 лет.
  • Упоминаемые в книги имена врагов – не ассирийские, а персидские. Историческим фоном служит война персидского царя Дария против мидийцев, в которой Иерусалим зацепило лишь краем. То есть действие происходит не позднее 486 г. до новой эры, когда Дарий умер, и военные действия прекратились.
  • И, наконец, у еврейских коментаторов книга получила еще одну датировку – 155 год до новой эры. Когда и случилось ханукальное чудо.
В результате возник обычай на Хануку есть сыр (брынзу) в память о том, как ел это блюдо полководец Олоферн!
Дайте женщинам отдохнуть
Вернемся в наше время, и подойдем к Западной стене. Здесь на Хануку установлена гигантская бронзовая ханукия – свыше двух метров в высоту, два метра в ширину, более тонны весом. Ежедневно на ней будут зажигать свечи, и каждый день у Стены пройдут какие-то мероприятия, связанные с Ханукой.


Но обычай зажигать сначала одну, потом две, потом три и т.д. свечи во времена Талмуда еще не устоялся. Большинство людей в течение восьми дней Хануки просто один раз зажигали свечу, и на этом считали свою миссию выполненной. Те, кто желали «украсить праздник», зажигали по одной свече ежедневно. И только единицы, «меадрин мин-ха-меадрин», «украшающие из украшающих», и то относящиеся только к школе рабби Гиллеля, зажигали в первый день одну свечу, потом – две… И так до восьмого дня Хануки. Рискнем предположить, что в Вавилоне V века таких людей были единицы. Сегодня же подобным образом зажигает ханукию весь еврейский народ.
Но самое главное: на те полчаса или час, пока горит ханукальная свеча, женщины освобождаются от домашних работ, в благодарность за подвиг Юдит. Пока горит свеча, все сидят и наблюдают за этим процессом, попивая чаек, наслаждаясь пончиками и оладьями.
На Хануку надо не забывать дать детям «хануке-гелт» — ханукальные деньги. Смысл этого обычая таков: как небольшого количество масла в Храме хватило на восемь дней, так и ханукальных денег должно хватить надолго. Это — символ бережливости. В Израиле существует интересный обычай. Обычно на Хануку адморы (главы хасидских дворов) раздают своим приверженцам монетки с благословениями – в основном, по пол-шекеля. И некоторые потом перепродают эти монеты, прося за каждую шекелей по двадцать.
Согласно ашкеназской традиции, в качестве «хануке-гелт» должна выступать круглая металлическая монета. Хотя, если подкинуть детям и немного купюр, вас за это никто не осудит. Просто круглая форма монеты символизирует изменчивость человеческого жребия: сегодня ты наверху, а завтра — внизу…
О том же самом говорит ханукальная игра в волчок – «дрейдл» на идиш. На четырех гранях волчка выгравированы буквы – «нун», «гимел», «хей», «шин», то есть «Нес гадоль айя шам» — «Великое чудо случилось там». Играющие ставят на одну из букв: у кого буква оказалась сверху – тот и выиграл… Но интересно, что уже в наше время надпись на волчке была изменена! Репатрианты первых волн алии, отмечая Хануку, вдруг осознали, что великое чудо случилось не где-то «там», а именно здесь! Поэтому букву «шин» заменили буквой «пей» — «Нес гадоль айя по», «Великое чудо случилось здесь».
Есть еще один обычай, теперь уже совершенно забытый – играть в карты во время горения свечей. Правда, карты не обычные, а ханукальные — с изображением Храма, меноры, прочей храмовой утвари… Всего один раз мне довелось держать в руках такие карты, и я не могу себе простить, что не купил их.
Обычно евреям не разрешается играть в карты на деньги, однако во время горения ханукальных свечей – можно. Существует даже хасидская притча о том, как один ребе выиграл у своих богатых хасидов значительную сумму в ханукальные карты, чтобы передать деньги бедному еврею на свадьбу его дочери.
Игра на деньги с израильским правительством
Однако еще лучше умеет обыгрывать евреев израильское правительство. Ханука на протяжении полутора тысяч лет считалась «часовым» праздником – на ее празднование выделялось ежедневно максимум по часу в день. А в Израиле правительство несколько лет назад сделало Хануку днями школьных каникул — при том, что родителей от работы никто не освобождает. Разумеется, не желание помочь детям двигало чиновниками, а сложный процесс переговоров с профсоюзами учителей: те получили дополнительные 8 дней отпуска вместо повышения заработной платы. Теперь с отпусками у израильских учителей все в порядке – ведь, помимо Хануки, у них есть еще неделя Суккот, и неделя Песаха, и это — не считая летних каникул. Родителям же предложено отправлять детей в «ханукальные» лагеря, но это сильно бьет по карману.
Потому нельзя исключать, что в будущем ханукальная неделя станет выходной для всех, или, по меньшей мере, для госчиновников и бюджетников. И тогда этот праздник «второго плана» превратится в полноценный «хол а-моэд», праздничные будни.
Почему это происходит? А потому, что еврейский народ в массе своей никак не может решить, кто мы: потомки Хашмонеев, воевавших с Селевкидами за сохранение еврейского образа жизни? Или «митъявним», дети современной цивилизации?
Ортодоксальный сектор для себя это решил давно, и там изменения статуса Хануки не происходит. Но на государственном уровне власти все больше хотят убедить народ, и самих себя, в том, что обладают преемственностью древнего еврейского царства. Отсюда – гигантские ханукальные светильники на площадях и главных улицах городов. Отсюда – придание милым полупраздничным дням государственого значения.
Впрочем, главное чудо состоит в том, что мы еще живы — хотя по всем показателям это казалось невозможным. Поэтому в эти дни просто зажгите ханукальные свечи в маленьком подсвечнике, и поставьте их на подоконники, чтобы все видели – великое чудо свершилось именно здесь.
Александр Рыбалка, «Детали». Фото: Оливье Фитуси

Источник: http://detaly.co.il | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария

Наш архив